Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Методическая разработка урока физики

Разделы: Преподавание физики


Тема урока:

ИСЗ. Первая космическая скорость.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Закрепление и применение полученных знаний для вывода первой космической скорости.
  • Изложение материала, расширяющего кругозор учащихся.
  • Обсуждение вопросов и решение задач, требующих творческой инициативы и активности учащихся.
  • Воспитание чувства патриотизма по отношению к городу и стране, побуждение к творческой деятельности, направленной на изучение истории города и градообразующего предприятия.
  • Выработка работоспособности, внимательности учащихся, умения излагать и воспринимать новый материал.

Технические средства:

- персональный компьютер

- мультимедиапроектор

- фото- и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации

- демонстрационный экран

Раздаточный материал:

Опорные конспекты-таблицы по темам “Движение по окружности” и “Искусственные спутники Земли”

Карточки с индивидуальными заданиями

Информационные технологии:

  • мультимедийные демонстрации
  • мультимедийные проекты учащихся

Ход урока:

Этапы Время Деятельность учащихся Деятельность учителя
Организация работы 1-2 минуты Подготовка к работе на уроке Объявление темы урока и порядка работы на уроке
Повторение изученного (актуализация знаний) 10 минут Дифференцированная: - работа по индивидуальным заданиям - участие во фронтальной беседе Распределение индивидуальных заданий по карточкам и проведение фронтальной беседы с использованием дидактического материала
Приобретение новых знаний 15 минут Восприятие и запись нового материала Изложение нового материала в форме диалога с учащимися
Закрепление новых знаний 5 минут Решение задач по новой теме Контроль работы учащихся у доски и на местах
Изложение материала развивающего характера 10 минут Дифференцированное: - сообщения и использованием информационных технологий - восприятие материала сообщений Оказание необходимой технической помощи учащимся, делающим сообщения
Подведение итога урока, выставление оценок, задание на дом 2-3 минуты    

1. Организация работы.

Преодолев земное притяженье,
Ракета от Земли оторвалась…
И не было счастливее мгновенья –
Здесь новая эпоха началась.

Ступень… вторая… Третья отделилась,
Сгорая в атмосфере без следа…
А над Землей внезапно появилась
Стремительно летящая звезда.

И Человечество застыло в изумленье:
Летящий в небе серебристый шар -
Рук человеческих великое творенье -
Был послан от Земли Вселенной в дар.

Объявление темы урока, порядка работы на уроке:

- работа по карточкам и фронтальная беседа

- изучение и закрепление нового материала

- сообщения учащихся по теме урока

2. Повторение изученного (актуализация знаний)

- работа по индивидуальным заданиям

для слабых учеников - работа с учебником, опорными конспектами по карточкам. Один из слабых учеников работает у доски по карточке с опорным конспектом.

Один из учащихся решает задачу, заданную на дом, на доске, чтобы впоследствии можно было использовать это решение для изложения нового материала.

(Период обращения первого космического корабля “Восток” - спутника Земли - равнялся 90 минутам. Средняя высота спутника над поверхностью Земли 320 км. Радиус Земли 6400 км. Вычислить линейную скорость космического корабля и записать ее в км/с. (7,8 км/с))

- фронтальная беседа с использованием опорных таблиц

1. С помощью каких опытов можно убедиться, что мгновенная скорость тела, движущегося по окружности, направлена по касательной к окружности?

2. Куда направлено ускорение тела при его движении по окружности с постоянной по модулю скоростью? Как называется это ускорение?

3. Можно ли считать движение по окружности с постоянной по модулю скоростью равномерным? Почему?

4. Можно ли считать движение по окружности равноускоренным? Почему?

5. По какой формуле можно вычислить модуль вектора центростремительного ускорения?

3. Изложение нового материала. (приложение 1 - презентация)

1 КАДР

Вопрос:

Как будет двигаться тело, если бросить его в горизонтальном направлении? (По параболе)

2 КАДР

Вопрос:

Какой моделью мы пользуемся, когда рассматриваем такое движение?

(Плоская Земля и однородное гравитационное поле)

3 КАДР

Вопрос:

Можно ли пользоваться такой моделью, если рассматривать движение тела вокруг Земли?

(Нет, так как в этом случае нельзя пренебрегать размерами и формой земли, а ускорение свободного падения в разных точках имеет различное значение и направление)

4 КАДР

Вопрос:

Какая сила вызывает вращение тела вокруг Земли? (Сила тяготения)

5 КАДР

Вопрос:

А что нужно сделать, чтобы тело стало искусственным спутником Земли?

Писатели-фантасты уже несколько веков рисуют нам картины создания искусственных спутников Земли. И один из таких проектов вовсе не кажется безнадежным. Вообразите себе пушку, стоящую на высокой башне. Если из пушки выстрелить, то ядро, описав дугу, упадет на землю. Если же в пушку положить побольше пороху, то ядро получит бoльшую скорость и упадет дальше. При этом Земля вследствие вращения как бы “убегает” от ядра. Если продолжать увеличивать начальную скорость, ядро будет падать все дальше и дальше.

Наконец, можно выстрелить так, что ядро никогда не упадет. О