Урок русского языка во 2 классе (1—4). Тема: "Уточнение знаний о разделительном мягком знаке. Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель (для учителя)

Создание условий для повторения правил употребления в словах разделительного мягкого знака, через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи (для учителя)

1. Уметь распознавать слова с разделительным мягким знаком и правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.
2. Способствовать развитию умения давать полный ответ, используя алгоритм.
3. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать.
4, Способствовать развитию умения быть внимательными, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

Цель (для учащихся)

Развитие умения правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак.
Развитие умения писать слова с разделительным мягким знаком, через групповую работу и работу по алгоритму.

Задачи (для учащихся)

1. Умение писать слова с разделительным мягким знаком, через повторение признаков употребления разделительного мягкого знака и использование технических карт.
2. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма.
3. Развитие умения находить общие признаки слов для написания в них разделительного мягкого знака, умения сравнивать, классифицировать через выполнение упражнений и логических игр.
4. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

 

Этапы урока

Ход урока

I. 1. Мобилизующий этап Проверка готовности к уроку. Самопроверка организации рабочего места.
2. Объявление темы урока Ребята, у меня есть знакомый мальчик Коля. И вот какая с ним приключилась история. Он написал письмо Деду Морозу. Дед Мороз прочитал это письмо и очень огорчился. Он ответил Коле так: “Коля, в своём письме ты сделал много ошибок и не достоин получить от меня подарок. Тебе просто необходимо выучить правила написания слов с разделительным мягким знаком, и только после этого написать мне новое письмо. Дед Мороз”.

Коля узнал, что мы с вами как раз изучаем правописание слов с разделительным мягким знаком, и обратился к нам за помощью. Ему так хочется получить в подарок лыжи. Поможем Коле исправить ошибки, допущенные в письме. Но сначала сами повторим правила написания слов с разделительным мягким знаком. Для этого выполним несколько упражнений.

II. Орфографическая минутка

1. Игра “Дай сигнал”

Посмотрим, сможете ли вы на слух (в устной речи) определить слова, в которых нужно писать разделительный мягкий знак.
Вспомним, как узнать, в каких словах нужно писать разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак сохраняет звук [й’] в словах, то есть между мягкими согласными и гласными мы слышим звук [й’]; он их разделяет, не даёт им сливаться).

Например: [л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма?
Орфограмма на стычке корня и окончания, пишем разделительный ь

Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором пишется разделительный мягкий знак. (Слова написаны на карточках. Первую половину игры ученики стоят лицом к учителю, вторую – спиной).

Колья, мыло, вьют, Кузьма, здоровье, дверь, хлопья, Коля, жильё.

2.Чтение слов по транскрипции Прочитайте слово по транскрипции, запишите его на доске, обозначьте орфограмму.

друзья [друз’й’а]
платье [плат’й’э]
жильё [жил’й’о]

3. Фронтальный опрос. Наборное полотно Когда мы пишем разделительный мягкий знак?
Перед какими буквами, после каких?
Что “разделяет” разделительный мягкий знак?
(После мягких согласных, перед гласными е,ё, ю, я, и, обозначающими в данных словах два звука: [’й’] + гласный).

В какой бы домик вы бы поселили эти слова? Почему?

№1 – домик мягкого знака, указывающего на мягкость предыдущего согласного.
№2 – ь не может стоять после гласного.
№3 – домик разделительного мягкого знака

Вычеркните из списка те гласные буквы, перед которыми не пишется разделительный мягкий знак.

4. Игра “Засели дом” А теперь посмотрим, все ли поселились в доме “разделительный ь” правильно, или какое-то слово поселилось по ошибке? Почему? Докажите.

(письмо, мягкий знак обозначает только мягкость предыдущего согласного, стоит между согласными. В остальных – ь разделительный не даёт сливаться гласному с согласным.)

5. Зрительная гимнастика Комплекс №1
III. Упражнение в написании слов с разделительным ь Мы с вами вспомнили, когда пишется разделительный ь, а сейчас потренируемся в написании слов с разделительным ь, для того, чтобы самим никогда не допустить ошибку, и для того, чтобы исправить ошибки, допущенные Колей.
1. Минутка чистописания Как правильно писать букву ь? Из каких элементов она состоит?

2. Словарная работа. (Наборное полотно) Попробуйте вставить в слова “ь” так, чтобы получилось новое слово с разделительным мягким знаком.

Изменилось ли значение слова (лексическое)?
Разделительный ь меняет значение слова, важно не пропустить разделительный ь. Почему? (Меняется значение слова, люди должны понимать, о чём вы хотите сказать).

3. Изменение слов по образцу Запись слов под диктовку с взаимопроверкой.

Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, обозначьте орфограмму “ь разделительный”. (Образец: брат – братья). Лист, ручей, стул. (Листья, ручьи, стулья). Ответь одним словом.

1. Когда опадают листья с деревьев?
2. Чем покрывают стол?
3. Когда на небе видны только звезды?

(Осенью, скатертью, ночью)

Взаимопроверка. Взаимооценка. Развитие самоконтроля при написании слов с разделительным мягким знаком.

4. Работа со словосочетаниями Мы с вами повторили написание слов с разделительным ь. А сейчас, давайте составим словосочетания с данными словами. Вам даны слова и вопрос, а вы должны подобрать к ним подходящее по смыслу слово, обозначая изучаемую орфограмму.

Нора (чья?) … Например: лисья
Следы (чьи?) … Например: заячьи
Пение (чьё?) … Например: птичье

Но наша речь состоит из предложений. Попробуйте составить предложение, с одним из полученных словосочетаний.

5. Письмо по памяти.
Физминутка
“Бывает – не бывает” (если такое бывает – тянемся вверх, не бывает – приседаем).

Волк бродит по лесу.
Волк на дереве сидит.
У слона 4 ноги.
У курицы 3 ноги.
Внук младше дедушки.
Ночью бывает радуга.
На лугу пасётся курица.
Девочка стирает платье.
Ночью идёт дождь

“Кузнечики”

Кто самый внимательный? Какие слова с разделительным ь вы слышали?

Письмо по памяти (демонстрация предложения 30 секунд)

По вариантам:

1 вариант. Друзья познаются в беде.
2 вариант. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Самопроверка, оценивание по шкале.

(1 – задание понял; 2 – выполнил без затруднения
3– выполнил верно и старался)

IV. Работа с текстом по исправлению ошибок Зрительная гимнастика. Комплекс №2.

Думаю, что теперь мы с вами готовы помочь Коле, и исправить ошибки, допущенные в письме.

Как вы думаете, теперь исполнится мечта Коли, пришлёт ему Дед Мороз лыжи? Скоро Новый год, вы тоже можете написать письма Деду Морозу, надеюсь, без ошибок.

V. Итог урока Дома, ребята, вы можете потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком, выполнив ряд занимательных заданий.
1. Объяснение домашнего задания 1. Вставь пропущенные буквы, запиши получившиеся слова.

2. Разгадай кроссворд

  1. Снежная буря, метель
  2. Фрукты или ягоды, сваренные в сиропе.
  3. Домики для пчёл.
  4. Мама, отец, дети.

3. Соедини линией и закрась цветом слова:

  • с разделительным ь – зелёным цветом.
  • с ь, указывающим только на мягкость предыдущего согласного – синим цветом.

2. Рефлексия Чему учились на уроке? Что теперь знаете о разделительном мягком знаке? Как показать на письме, что согласный не сливается с гласным? Оцените свою работу на уроке по шкале.

(1 – все задания были понятны, 2 – выполнил быстро и правильно, 3 – выполнил быстро, но с ошибками, 4 – выполнил самостоятельно, 5 – выполнил с помощью).

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием.