Урок-проект: "Земельная реформа и политические перемены: феномен Столыпина"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • познакомить с этапами земельной реформы, отметить её положительные и отрицательные стороны; закрепить сведения о политических изменениях в обществе, дать характеристику реформатору, что удалось, а что не удалось сделать; дать оценку событий на начало века и в наши дни;
  • развивать умение работать с источниками; излагать суть исторических событий в диалоге, беседе, умение обобщать главные факты через образную стилизацию в виде проекта;
  • воспитывать культуру речи; гражданские качества на примере великих исторических деятелей.

Оборудование:

  • историческая карта “Россия после первой русской революции 1907-1914 г.г.”
  • картина “Столыпинская аграрная реформа”
  • выставка фотографий о семье Столыпина
  • книги, рефераты, альбомы
  • музыка: опера Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”

На доске:

Проблемный вопрос: Почему реформы Столыпина называют “тихой революцией”?

Эпиграф: “Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Велика Россия” (П.А.Столыпин)

ПЛАН УРОКА

I. Музыкальное оформление

Звучит музыка с пластинки из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Учитель через 2 минуты выключает и объясняет, что также неожиданно была прервана опе6ра в Киевском городском театре 90 лет назад, 1 сентября 1911 года, выстрелом террориста-анархиста 24-х лет - Дмитрием Богровым, который был направлен в сердце Российского премьера Петра Аркадьевича Столыпина. Через 4 дня главы кабинета министров не стало. Одна из 2-х пуль задела печень, и врачи не смогли спасти его жизнь.

II. Деятельность П.А.Столыпина

Учитель: Итак, вы уже поняли, что речь пойдёт о человеке, чья деятельность вызывала интерес в России в начале XX века; и сейчас дискуссии вокруг этой личности не смолкают.

Вопрос-проблема: Почему деятельность Столыпина вызывает неподдельный интерес в наши дни? (Учащиеся дают ответы в конце урока).

  • Его аграрная реформа - это проблема нереализованного шанса для России, шанса избежать тех катаклизмов, которые потрясли страну в начале 20 века.
  • Реформа носит позитивные черты, поэтому к ней и Столыпину интерес - значит нужно использовать опыт реформы в современных аграрных преобразованиях.

Знакомство с темой урока, типом урока (проспекта); задачами урока, ходом урока (проспекта); задачами урока, ходом урока.

Учитель: Что такое проект? (Брошенный вперед, прототип, прообраз). Виды проектов? (Игровые, информац., исследов., творческие).

Способ выполнения: индивид., групповые.

- Каким видом проекта мы будем пользоваться?

Учитель: Анализ темы урока и составление плана-проекта № 12 (по группамм).

Задание: Учащиеся сами выделяют ключевые слова, ставят вопросы и определяют порядок и последовательность работы.

План-проект № 1 (образец)

  1. Причины, цели земельной (аграрной) реформы Столыпина.
  2. Сущность реформы (этапы).
  3. Какие политические перемены были проведены?
  4. Отношение к преобразованиям различных социальных групп и моё отношение
  5. Итоги и значение реформ.
  6. Столыпин - отец, реформатор, человек (доклад-сообщение уч-ся).

Сообщение учащихся (доклад) “П.А.Столыпин - отец, реформатор, человек”

Учитель: В апреле (2) исполнится 140 лет со дня рождения реформатора России П.А.Столыпина (1862-1911г.г.). Ни один из политеических деятелей России начала 20 века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей, как Столыпин но, пожалуй, ни у кого не было стольких противников и ненавистников:

“Столыпин-реформатор”

“Столыпин-реакционер”

“Столыпин-галстуки” (вешать)

“Борец за благо России”

“Человек, достойный трона”

“Надежда России”

Таковы противоречивые отзывы современников о Столыпине. А каково выше мнение? Почему?

Учитель: Столыпин возглавлял правительство всего 5 лет (1906-1911 г.г.), очень быстро достиг власти, карьеры. Как он сумел за такой короткий срок сделать так много? Но почему его реформы не были завершены? Давайте попытаемся поразмышлять?

Вопрос: Какова была обстановка в России?

1906 год. Россия на распутье, идёт революция, именно тогда Столыпин занял пост председателя Совета министров (9 июля).

Вопрос: Каковы могли быть пути развития?

3 варианта: продолжение революции; подавление революции, консерватизм; реформы.

Вопрос: какую программу выхода из кризиса предложил Столыпин? (военно-полевые суды, “успокоение, а потом реформы”)

Работа с документами. “Дидактический материал” 10 кл., М-1992. с. 28 (“Л.Н.Толстой о карательной политике”).

Вопросы:

  • Как писатель относится к карательным мерам?
  • Как эти меры воспринимает интеллигенция?
  • Как вы сами расцениваете эту политику?
  • Была ли она неизбежна, оправдана?

Учитель: Почему тогда Столыпин прибегает к казням, может быть он был труслив? Боялся?

См. документ с. 25 “А.Столыпин глазами дочери”

Вопросы:

  • Был ли он труслив?
  • Как достигал своих результатов?
  • Каким он был отцом? (“Я не продаю кровь своих детей”)
  • Как характеризует дочь своего отца (как человека)?

Вывод: Характеристика Столыпина.

III. Столыпинская аграрная реформа

Учитель (сообщение): К началу 20 века в Россия была аграрной страной по числу жителей проживающих на селе: 185,2 млн.чел. к 1914 году - III место в мире; 30 млн. проживало в городах.

Проблемы:

  1. Аграрное перенаселение
  2. Существование общины (круговая порука, спасала слабых но тормозила крепкие хозяйства способствующие уравнению, низкое благосостояние, невозможность использовать сельхозтехнику; чересполосица, регулярный передел земли, так как 2,5 млн человек ежегодно прирост населения )
  3. Малоземелье (из-за роста численности)
  4. Товарность сельскохозяйственной продукции на I месте в мире, но на душу населения - низкая.

Цель реформы:

  1. Подъём сельского хозяйства
  2. Спасение помещичьего землевладения
  3. Спасение государственной власти, с опорой в деревне на крепкое крестьянское хозяйство.
  4. Разрушение сельхозобщины, как виновницы всех бед.

Работа с документом (фрагмент речи Столыпина в Государственной Думе от 10 мая 1907 г.)

Вопросы:

  1. На каких крестьян делал ставку Столыпин?
  2. Почему национализация земли была гибельной для Столыпина?
  3. Почему всеобщий передел земли не даст больше хлеба?
  4. Какой выход предлагает Столыпин для ликвидации малоземелья?

“В общих чертах дело сводилось бы…”

“Если бы одновременно был установлен выход из общины..”

Учитель: Назовите этапы аграрной реформы? По учебнику Зырянов, Мишина.

Как проводилась аграрная реформа?

  • Сверху, бюрократически, целый ряд мерзостей и неурядиц. Пример.
  • Через сопротивление крестьян (война между зажиточными и бедными крестьянами)
  • Насильственно.

Кто выходил из общины?

- самые богатые

- самые бедные

- домохозяйки

- рабочие

Итог аграрной реформы: Община не разрушалась, а разгружалась от избыточных рабочих рук и освобождалась от своих членов, которые перестали быть крестьянами.

Вопрос: При таком положительном результате почему курс реформ был свернут? Кто был против? Составление устного проекта.

- сам царь, императрица

- дворянство

- внешние причины (I м.в.)

Ролевая игра - выступление от лица крестьян, дворян, царя…В чем недостаток реформы?

а) игнорирование региональных различий

б) идеализация хуторов и отрубов и частной собственности (все виды собственности надо использовать)

в) недостаточность финансирования (из-за вооружения)

IY. Закрепление. Ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока и д/з (опережающее).

  • Почему деятельность Столыпина и его аграрная реформа вызывает интерес в наши дни?
  • Почему реформы Столыпина называют “тихой революцией”? Что было революцией?

Творческое задание:

  1. Рисунок-проект: “Образ России в реформах Столыпина” (на начало XX века, на будущее и т.д.)
  2. Устная защита проекта.
  3. Награждение (оценка)

Дополнительное время. (или д/з)

  1. Вопрос по законотворческой деятельности Столыпина. Какие законопроекты были предложены Столыпиным? (Cписок составить).
  2. Как их реализация могла повлиять на развитие России (гражданское общество, правовое государство).
  3. Какие проекты, указы вас заинтересовали и почему?