Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Б. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей"

Разделы: Преподавание литературы


Методическая цель:

Учитывая своеобразие видов искусств, сравнить эпизоды видеофильма и текста, помочь убедиться в том, что художественное произведение дает более глубокое понимание богатства внутреннего мира героя через художественно-выразительные средства, подтекст, стилистические приемы, художественные детали.

Тема урока: «Жить надо по законам сердца и совести».

Цели:

  • Заинтересовать учеников творчеством писателя.
  • Подвести к пониманию идейного содержания произведения.
  • Учить внимательному чтению художественного текста (роль детали, подтекст, приемы, анализ эпизода) и сравнению с экранизацией произведения.

Оборудование:

  • Фрагменты песен: «Земля – наш дом», «Не губите, мужики…».
  • Газета, посвященная творчеству Бориса Васильева (выполнена учениками).
  • Видеофрагменты из одноименного фильма «Не стреляйте в белых лебедей»:
    №1 «Женщина из дерева» (1,5 минуты).
    №2 «Значимые эпизоды фильма (экскурс к составлению портретной характеристики героя) (6 минут).

Эпиграфы к уроку.

  • Боль земную, я чувствую, как свою собственную.
    И. Васильев (публицист-писатель).
  • Поступать надо не с прицелом, не для одобрения свыше, а как велит совесть.
    Б. Васильев
  • Будет вечность, если не будет топора.
    Ю. Нагибин

Опережающее задание.

  1. Прочитать произведение.
  2. Написать отзыв (или его элементы) по первичному впечатлению.
  3. Выписать «зернышки» для раздумий.

Организация урока

Музыкальная вставка «Не губите, мужики…»

Погружение в тему, проблемная ситуация. Учитель: «Будет вечность, если не будет топора». Эти слова принадлежат писателю Юрию Марковичу Нагибину, который, как и Б.Л. Васильев, раскрывает нравственную проблематику в лирических рассказах и повестях о современной жизни «Далекое и близкое», «Переулки моего детства», «Остров любви», «Встань и иди» и др.

Вопрос к классу: – Как вы понимаете смысл этих слов?

– Попробуйте выстроить ассоциативный ряд слову топор (гибель, разрушение, крах…).

– Как эти слова соотносятся с творчеством Бориса Васильева и героями его произведения «Не стреляйте в белых лебедей»?

После ответов учеников учитель приводит цитату (своеобразный мостик для перехода к основной задаче урока) «Художественное произведение – собрание мыслей, сцепленных между собой для выражения себя» Л.Н. Толстой.

– Каким выразил себя Б.Л. Васильев через свое художественное произведение «Не стреляйте в белых лебедей»?

Ответы учеников по биографии писателя, воспоминаниям и высказываниям о нем современников и т.д.

Учитель предлагает о