Урок математики по программе "Школа 2100", 1-й класс. Тема: "Масса"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Обучающие:

1. Познакомить с величиной - масса, единицами измерения массы. Закрепить знания о величинах и общем принципе их измерения.
2. Учить практически сравнивать предметы по массе с помощью весов, решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
3. Закрепить счет в пределах 9 и решение текстовых задач.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, речь.

Оборудование: весы, 2 пакета – один с крупой, другой с ватой, гири.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Скажем им: “Здравствуйте”. Сядем за парты, начнем наш урок. Я желаю каждому из вас совершить свое маленькое открытие в стране величин.

II. Повторение изученного.

У нас на уроке еще есть один гость – это девочка с голубыми волосами. Зовут ее Мальвина. Она придумала для вас задания.

  1. Посмотрите внимательно на доску, найдите лишнее выражение и объясните, почему оно “лишнее”:

8 – 3 =

4 + 4=

2 + 1 =

  • Найдите значения выражений и расположите их в порядке возрастания.
  • Установите закономерность и продолжите ряд на три числа.
  • Назовите 4 различных равенства, которые можно составить из этих чисел.
  • Прочитайте первое выражение различными способами; третье выражение.
  1. Посмотрите, на доске – схема задачи.
  • Что нам известно?
  • Что нужно узнать?
  • Составьте условие задачи, вопрос, ответ.
  • Назовите решение.
  1. Какую величину мы находили в этой задаче?
  • Какие другие величины вы знаете?
  • Как измерить длину отрезка?
  • Является ли величиной сантиметр?
    Почему?
  • Какие еще единицы вы знаете?
    Мальвина довольна вашими ответами, предлагает отдохнуть.
    Физкультурная пауза “Незнайкина зарядка”.

III. Постановка учебной задачи.

Ребята, посмотрите внимательно на эти пакеты.

  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть.
  • Каким способом можно найти отличия?

(Дети предлагают свои варианты).

IV. “Открытие” детьми нового знания.

  1. Коллективный диалог.

Ученик берет пакеты и обнаруживает, что один пакет легче, а второй тяжелее.

  • Когда мы говорим легче и тяжелее, то имеем в виду свойства предметов, которые называются масса.
  • Как вы думаете, какой прибор помогает сравнивать предметы по массе?
  • Где вы встречали весы?

(Демонстрация весов).

Взвешивание.

  • Какой пакет тяжелее?
  • Какой пакет легче?

Обозначим массу пакета крупной буквой К, а массу пакета с ватой – В.

К > В

  • Какой знак мы поставим между массами этих пакетов?
  1. Работа по учебнику.

Стр. 6 №1.

Сравните массу арбуза и дыни;

  • Как вы узнали, что масса арбуза меньше массы дыни.

Сравните массу мешка с мукой и мешка с рисом; массу тыквы и кабачка.

Посмотрите внимательно на это задание, как можно сравнивать предметы по массе?

  • Как называются свойства, которые можно сравнивать?
  • Как вы думаете, что такое масса?

(Это величина).

Физкультурная пауза “Лягушки”, гимнастика для глаз.

  1. Измерение массы.

Мне сказали, что масса – это величина, ее можно сравнить.

А что еще можно сделать с величиной?

(Измерить).

  • Крокодил Гена пошел взвешиваться.

Посмотрите, кто уравновесил Гену?

(4 белочки, 1 лев, 3 Чебурашки).

  • Какие единицы измерения (мерки) использованы для взвешивания?

(Белочки, Лев, Чебурашки)

  • Чему равна масса Гены в белочках, львах, чебурашках?
  • Как измерить массу предмета?

(Уравновесить предмет одной или несколькими мерками).

Массу можно измерить, и результат измерения выразить числом.

V. Первичное закрепление.

Стр 6 - №2 (С комментированием).

  • Что мы делали, чтобы измерить массу лисенка? (Выбирали мерку).
  • Мы смогли узнать сколько весит лисенок?
  • Как вы думаете, почему?

(Разные мерки).

  • А кто знает, как можно узнать массу лисенка?

(Дети узнают, что килограмм – единица измерения массы).

Килограмм сокращенно записываем КГ.

стр. 7 - №4

  • Сколько гирей уравновешивает арбуз?
  • По сколько килограммов эти гири?
  • Как узнать массу арбуза?

VI. Самостоятельная работа (с проверкой)

стр. 7 - №6.

VII. Итог. Отметить лучших.

  1. Что узнали на уроке?
  2. Задача: Крокодила Гену уравновесили 4 белочки, а Винни–Пуха – 2 зайчика.
    Кто легче: Крокодил Гена или Винни - Пух?
  3. Кому было интересно? не интересно?

Спасибо за работу на уроке.