Интегрированный урок по русскому языку в 6-м классе. "Буквы О, А, в корнях гор-, (гар-); кос- (кас-)" с применением компьютерной программы-тренажера "Фраза"

Разделы: Русский язык, Информатика


Тип урока: комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).

Форма: интегрированный урок с применением компьютерной программы по русскому языку “Фраза”.

Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.

Цели урока:

Обучающие:

  • обучение составлению алгоритма выбора гласной в корнях с чередованием;
  • отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;
  • проверка качества усвоения учащимися данной орфограммы.

Развивающие:

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
  • развитие связной речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
  • воспитание интереса к русскому языку и информатике.

Учебные:

  • обобщить и расширить знания;
  • проверить усвоение материала при использовании компьютерной программы “Фраза”;
  • формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.

Оборудование:

  • схемы алгоритмов;
  • раздаточный материал;
  • компьютерная программа “Фраза”;
  • лист контроля качества знаний.

Ход урока

Учитель литературы.

I. Вступительное слово

Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы попробуем соединить, казалось бы, несоединимые предметы: русский язык и информатику. В конце урока вы увидите, что даже у таких разных предметов есть общие черты.

II.

1. Определение задачи урока.

  • Напомните, какой темой мы занимались на предыдущих уроках? (правописание чередующихся гласных в корне слова)
  • Сегодня наша задача – восстановить последовательность применения правила правописания корней - гор - (-гар -), -кос - (-кас -). Помогут в этом листы-схемы.

2. Восстановление алгоритма (фронтальная беседа).

  • Возьмем лист с чередованием - гор - (-гар -) и восстановим последовательность применения данного правила. (Коллективное заполнение схемы: ученики на отдельных листах, а учитель – на демонстрационном формате).

1 лист-схема:

img1.jpg (31640 bytes)

3. Закрепление применения алгоритма (работа с раздаточным материалом, 6 карточек).

Применить данную схему на практике. (Ученики по одному объясняют правописание слов по схеме)

4. Самостоятельное восстановление алгоритма (заполнение схемы с чередованием – кос - (-кас-).

А теперь попробуем самостоятельно восстановить последовательность действий применения правила правописания корней – кос - (-кас-) (самостоятельное восстановление алгоритма).

2 лист-схема:

img2.jpg (21504 bytes)

5. Проверка (устно).

6. Закрепление алгоритма.

(Работа с раздаточным материалом). Используя карточки, применить составленную схему на практике.

7. Закрепление изученного материала с компьютерной поддержкой.

Учитель информатики.

Вопросы классу:

  1. Что такое алгоритм? Алгоритм – строго определенная последовательность действий, направленная на решение поставленной задачи с обязательным достижением цели.
  2. Какие виды алгоритмов вы знаете?Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм.
  3. Кого называют исполнителем алгоритма? Исполнитель алгоритма – это тот, кто выполняет алгоритм.
  4. Какие способы записи алгоритмов вам известны?
    1. cловесный (естественный язык),
    2. графический (блок-схемы),
    3. алгоритмический (язык программирования).

8. Контроль качества (работа с программой “Фраза”).

Чтобы узнать результаты усвоения темы, обратимся к компьютерной программе по русскому языку “Фраза”.

Этапы решения поставленной задачи:

  1. Запустить программу “Фраза”.
  2. Открыть папку 6 класс.
  3. Выбрать тему “Чередование гласных в корне слова”.
  4. Выбрать вариант
    а) № 257 -гор - (-гар-)
    б) № 260 -кос - (-кас-)
  5. Выполнить работу и получить оценку (оценки вносятся в лист контроля).

III. Подведение итогов

  • Что узнали?
  • Чему научились?

Ф. И. ученика

№256

№260

Общая оценка

1

       

2

       

3