Рейтинг@Mail.ru

Библиотечный урок для учащихся младших классов "Веселись, детвора, в гости к нам зима пришла!"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели:

  1. Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, воспитание интереса к природе.
  2. Развитие познавательного интереса детей через произведения о зиме и зимних явлениях. Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.
  3. Воспитание культуры общения, интереса к чтению, любви к родному краю, бережного отношения к лесным обитателям и природе.

Оформление:

  1. Книжная выставка “Зимние мотивы”.
  2. Рисунки детей.
  3. Иллюстрации художников И.Шишкина, К.Ф. Юона, К.Коровина.
  4. Картинки с изображением зверей и птиц.
  5. Фигурные карточки с загадками.

Оборудование:

  1. Магнитофон и аудиокассеты с записями песен о зиме.
  2. Видеодвойка для просмотра мультфильма.

Предварительное домашнее задание:

  1. Разучивание стихов о зиме.
  2. Разучивание песни о зиме.

Звучит музыка (Чайковский “Времена года”)

На фоне музыки звучат стихи.

Чтец 1. Пришла хозяйка синеокая,
Собольей бровью повела.
Из рукава ее широкого
Пылит серебряная мгла.

Чтец 2. Она командует метелями.
Ей прекословить не к добру.
Зайчишки прячутся под елями.
Медведь притих в густом бору.

Чтец 1. Шугнула птиц, которых встретила
В своем заснеженном лесу,
И белой меткою отметила
Огнисто-рыжую лису.

Чтец 2. Сбежались к ней друзья-сохатые.
А волк при ней, как верный пес.
Махая шапкою косматою,
Ее приветствует мороз.

Чтец 1. Ей месяц золотыми бивнями
В буранах пролагает путь.
Ей утро, солнечными ливнями
Блистая, падает на грудь.

Чтец 2. В ее ветрах раздолье слышится,
В повадках – молодость сама.
Как вольно мне с тобою дышится,
Родная русская зима!
(Галина Милова. “Зима”)

Библиотекарь: Наконец-то мы дождались зимы! Чистый, белый снежок, сугробы, белоснежный покров на земле – все это так поднимает настроение!

И сегодня наш с вами урок будет посвящен удивительному времени года – зиме.
И для начала, давайте вспомним с вами зимние месяцы.

1. Назовите-ка, ребятки.
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год!

Дети: Декабрь.

Библиотекарь: Под теплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. Спит в берлоге медведь, в прудах и реках спят лягушки, рыбы, спят, зарывшись в глубоком снегу, глухари. Да как не заснуть в такое время. Ведь декабрь – месяц с самыми длинными ночами и короткими днями.

2. Начинает календарь месяц с именем…

Дети: Январь.

Библиотекарь: Январь – году начало, зиме середка.

Земля, вода и лес, все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерли, травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Морозы стоят лютые, трескучие. Вам в теплых шубах хорошо, а вот птицам в лесу холодно и голодно. Но у них особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица в январские морозы производит на свет крошечных и слепых медвежат, хоть и сама всю зиму ничего не ест, а их кормит своим молоком.

3. Белой вьюги вьется шаль, весь в снегу пришел…

Дети: Февраль.

Библиотекарь: Февраль – последний, самый страшный месяц зимы. Месяц лютого голода, тощают все звери. Кончаются припасы у зверюшек и в норах, и в подземных кладовых. В это время воют вьюги. После дневной оттепели ночью бывает сильный мороз, и покрывается снег ледяной коркой – настом. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.

Ребята, давайте вместе с вами вспомним народные приметы о зиме. (Приложение 1). Используются фигурные карточки в виде елочек, на которых оформлены приметы.

Игра: Скороговорки о зиме. (Приложение 2)

Дети сначала медленно, а затем быстрее повторяют скороговорки.

Чтец 3. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, -
И вот сама идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов,
Легла волшебными коврами среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы проказам матушки – зимы!
(А.С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”)

Загадки о зиме (Приложение 3). Используются фигурные карточки в виде снеговиков, на которых оформлены загадки.

Чтец 4. В зимний вечер по задворкам,
По сугробам, по пригоркам
Мы идем-бредем домой.
Опостылели салазки и садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

Вашему вниманию предлагается литературная викторина “Сказки о зиме” (Приложение 4). А найти правильные ответы на все вопросы вам поможет наша книжная выставка, на которой представлены книги о зиме.

Библиотекарь: Морозы жестокие зимой стоят. Тревожно за яблоньки в нашем саду, тревожно за Жучку, в ее конуре такой же морозище, как на дворе. А больше всего беспокойно за птиц, за наших воробышков, галок, синиц.

Конкурс загадок “Птицы – наши друзья” (Приложение 5).

(Загадки о птицах, зимующих в наших краях)

Детям предлагаются подсказки (Приложение 6), показываются картинки с изображением птиц.

Чтец 5. Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.

Библиотекарь: Ребята, никто из вас не должен остаться равнодушным к “братьям нашим меньшим”. Многие из вас уже, наверное, смастерили сами, а, может быть, с помощью родителей, бабушек и дедушек или старших братьев и сестер, небольшие кормушки, которые можно сделать из коробок из-под молока или пластиковых бутылок. А можно просто посыпать хлебные крошки, крупу или семечки на подоконники.

Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки “Лесные жители” (Приложение 7).

Кроссворд “Зимушка-зима” (Приложение 8).

Как много интересного мы узнали о зиме! В ходе урока звучали стихи русских поэтов и современных авторов. Зима в стихах разная: красивая и грозная, холодная и солнечная, мрачная и веселая. На нашей книжной выставке вы найдете, прочитаете книги о зиме.

Зиму изображали в своих картинах и знаменитые художники И.Шишкин “Зима”, К.Ф. Юон “Конец зимы. Полдень”, К.А. Коровин “Зимой” (показ репродукций картин художников). Обратить внимание ребят на их собственные рисунки.

А как много сложено песен о зиме! Давайте вспомним некоторые из них. (Ребята предлагают свои варианты ответов).

Ребята вместе исполняют песни о зиме (на выбор).

Просмотр мультфильма “Зима в Простоквашино” (песня “Кабы не было зимы”. Желающие подпевают).

Чтец 6: Снег пошел, снег пошел –
Это очень хорошо!
Снег пушистый, беленький
Закружился в ельнике.
Все на улицу, друзья,
Дома нам сидеть нельзя.
Мы из снега слепим деда,
Будем бегать до обеда.
Снег пошел, снег пошел –
Это очень хорошо!
(Иван Молчанов-Сибирский “Снежная песенка”)

Библиотекарь: Играть в снежки, лепить снежную бабу или снеговика, строить снежную крепость, кататься с горки на санках и лыжах… Что может быть интереснее зимой? Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты нам ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом плясать мы будем?
Друзья, не устали еще отвечать?
Ну, что ж, тогда всего доброго вам.

Урок наш подошел к концу. Понравилось вам, ребята? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей)

И закончить урок мне хочется словами из песни “У природы нет плохой погоды”, слова к которой написал известный режиссер Эльдар Рязанов:

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать,
Снег ли, дождь – любое время года
Надо благодарно принимать.