Групповая форма организации работы учащихся при изучении повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" в 9-м классе

Разделы: Литература


Повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”, как правило, прочитывают все учащиеся: захватывающий сюжет, близкий девятиклассникам возраст героини, трагическая развязка не могут оставить равнодушными даже современного школьника. Но как ненавязчиво, без нравоучений и назиданий проанализировать произведение в единстве формы и содержания? Как заставить подростков задуматься о собственном поведении, о своём отношении к родителям? Как помочь им разобраться в интимных отношениях героев?

Девятиклассники категоричны, претендуют на то, что они и без постороннего влияния достаточно умны, могут разобраться в жизненных ситуациях, могут распутывать сложные клубки проблем… Надо предоставить им эти возможности. Нужно организовать изучение произведения с максимальной самостоятельностью школьников. Такие возможности открывает групповая форма организации урока.

Учитель продумывает состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из “сильных”, если задание сложное, или из “слабых”, если задание не требует творческого подхода…

Группы получают от учителя письменные задания (своеобразные программы наблюдений или алгоритмы действий), подробно прописанные на карте, оговаривается время на их выполнение. Учащиеся выполняют задания, работая с текстом. Формы организации отношений в группах могут быть также различны: все могут выполнять одно и то же задание, но по различным частям текста, эпизодам, могут выполнять отдельные элементы заданий, прописанных в карточке, могут готовить самостоятельные ответы на различные вопросы…

В каждой группе назначается руководитель. Его функция – организация работы учащихся, сбор информации, обсуждение оценки каждого члена группы и выставление балла за порученную ему часть работы. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной и письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт наброски своих наблюдений (от каждого ученика или от группы в целом). За монологическое высказывание оценка ставится непосредственно на уроке; после просмотра письменных ответов оценка выставляется каждому члену группы с учётом того балла, который ему поставила группа. Если даётся задание делать записи по ходу отчётов групп, собираются на проверку тетради учащихся – каждая работа оценивается с позиций качества выполнения задания.

Групповая форма организации работы эффективна: она способствует развитию навыков самостоятельной работы, а именно самостоятельной работы с книгой, она демократична, воспитывает коллективизм, формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах, к студенчеству, когда одной из основных форм учебных занятий станет прослушивание и запись лекции преподавателя.

Вместе с тем она трудоёмка, требует от учителя больших затрат времени, чем под-

готовка “обычного” урока, больше времени тратится на проверку тетрадей (а без проверки снижается, фактически уничтожается всё проделанное, так как необходим сопоставительный контроль за формированием навыков учащихся: сравнение оценок, выставленных группой, и тех, которые поставит учитель за выполнение работы в тетради или за наброски).

Вот почему групповая форма используется не часто, преимущественно на самых трудных или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы.

 В рамках учебной программы Т.Ф.Курдюмовой на изучение повести

Н.М. Карамзина “Бедная Лиза” отводится 1 час. Этому уроку предшествуют знакомство с понятием “сентиментализм” и с фактами биографии автора, поэтому “Бедная

Лиза” будет рассматриваться как произведение сентиментализма, будет оценён образ автора в произведении.

Тема урока: “Повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Попытка современного прочтения

произведения”.

Цели:

1) учить анализу произведения в единстве содержания и формы:

-раскрыть замысел автора и его воплощение, проблематику и идейное содержание произведения,

-рассмотреть систему образов, композицию,

-оценить язык, жанровое своеобразие;

2)оценить значение произведения;

3)сделать выводы о соответствии повести требованиям сентиментализма;

4)развивать навыки устной монологической речи, навыки записи прослушанного;

5)развивать логическое мышление;

6)формировать нравственно-этические качества личности.

Оборудование:

  • расстановка парт для организации 7 рабочих мест групп;
  • оформление доски: дата, тема, программа наблюдения для анализа текста, образец таблицы, которую будут заполнять учащиеся;
  • тексты повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза” у каждого ученика;
  • 7 карточек с заданиями группам.

Формы организации работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Запись на доске:

Программа наблюдения.

Семья Лизы. Проблема взаимоотношений в семье. “Формула” благополучия семьи.

  1. а) Посеешь поступок - пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер”. Проблема воспитания в повести. Образ Лизы. Приёмы его создания.
  2. б) Образ Эраста. Особенности его поведения. Мотивы его поступков.
  3. Проблема любви в повести. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?
  4. Проблема греха в повести. Что нужно помнить, чтобы оставаться “чистым”?
  5. Особенности композиции. Роль пейзажей в тексте. Как связаны образы монахов.нарисованные в начале повести, с концовкой произведения?
  6. Образ автора в произведении. Воплощение в повести замысла писателя.

Задания группам:

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

4. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). “Примирились ли теперь” Эраст и Лиза?

5. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?

Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть "чистым"? Ваша версия смысла названия повести?

6. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Сделайте вывод о замысле автора. Раскройте роль обрамления: картина

Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

7. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

Форма таблицы:

Программа

наблюдений

Наблюдения, выводы
     

Ход урока

1. Сообщение темы, целей урока. Постановка задач перед учащимися.

2. Задание на дом: закончить записи в тетрадях.

3. Работа в группах (7 групп). Выполнение заданий.

4. Отчёты групп о выполнении заданий. По ходу выступлений представителей групп учащиеся делают попутные записи в тетрадях. Если ответ окажется неполным, любой ученик (даже из другой группы), имеет право на дополнение. Первоочередное право принадлежит членам “своей” группы.

5. Формулирование одним из учащихся (по желанию) выводов о соответствии повести требованиям сентиментализма (с опорой на запись, сделанную на предыдущих занятиях):

1). Центральной категорией этого направления является чувство (в отличие от классицизма, где главным был разум).

2). Идея сентиментализма – мирная, идиллическая жизнь на лоне природы. Пейзаж – идиллический.

3). Резкое противопоставление деревни, как средоточия нравственной чистоты, естества – городу с его злом, суетой, условностями.

4). Цель автора – заставить читателя сочувствовать героям, переживать вместе с ними.

5). Основная тема – любовная.

6). Основная идея – протест против испорченности аристократического общества.

7). Черты:

  • уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и в оценках;
  • подчёркнутая субъективность подхода к миру;
  • культ чувства;
  • культ природы;
  • культ нравственной чистоты, неиспорченности;
  • утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий.

8). Окончание урока. Учащиеся сдают свои записи, списки членов группы с оценками.

Если кто-то оформил все записи, сдаёт рабочую тетрадь.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за устные монологические высказывания.

 Содержание урока

1. Семья Лизы кажется идеальной. Она живёт в достатке, в семье все искренне любят друг друга, все привязаны друг к другу настолько, что и два года спустя Лиза и её мать “проливают слёзы” о смерти отца и мужа. “Отец Лизы был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вёл всегда трезвую жизнь”. Когда умер отец, семья скоро “обедняла”, и Лиза стала “кормилицею” - тогда жить стало легче.

Используя сложноподчинённое предложение с придаточным причины, автор создаёт своеобразную “формулу” благополучия семьи: трудолюбие, усердие, любовь к земле и трезвость. Так ведёт себя хозяин. Именно так потом ведёт себя Лиза. Как подтверждение справедливости этой “формулы” автор противопоставляет хозяйскому подходу к любому делу труд наёмника и его плачевный результат: “Ленивая рука наёмника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал родиться”.

2.Центральное место в произведении занимает образ Лизы. Она любимая героиня. Автор наделяет её самыми привлекательными чертами характера, ненавязчиво давая понять, что всё это идёт от воспитания в семье, от примера родителей.

Как отец, Лиза исключительно трудолюбива, она работает, “не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей… день и ночь”; старушка-мать видит “неутомимость” дочери, высоко оценивает результаты её труда: “полотно, вытканное Лизой, и чулки, вывязанные Лизой, бывают отменно хороши и носятся долее всяких других”.

Как мать, Лиза добропорядочна и честна: она не берёт лишнего за свой труд, считая, что “лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”. Как мать, она любит природу; сравнения, используемые для создания её образа, все взяты из мира природы.

В ней высоко развито чувство дочернего долга: “Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою”. Она оберегает покой матери. Скорбя об умершем отце, она “для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и весёлою”. Мать ценит отношение к ней дочери, благодарна ей за любовь, называет её “божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей”.

Лиза чиста и непорочна. Автор обращает внимание читателя на детали, подчёркивающие это качество: когда к ним в хижину пришёл Эраст и попросил молока, Лиза “принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем…”; “щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер”…

“Когда совершилось грехопадение, Лиза глубоко переживает, её мучает чувство стыда: она “стояла подле матери и не смела взглянуть на неё”…

Лиза способна на глубокую, нежную, преданную, самоотверженную любовь. Именно так она относится к Эрасту.

Для создания образа любимой героини Карамзин использует прямую авторскую характеристику: Лиза у него “нежная”, “любезная”, “услужливая”, “робкая” ( у неё и голос робкий), “прекрасная” - таковы эпитеты; используемые автором; сравнения тоже говорят в пользу героини.

Эпитет “несчастная” и его синоним “бедная” помогают в постижении смысла названия произведения. Автор сочувствует героине и настраивает на это читателя: “Эраст удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти”.

3.Образ Эраста Карамзин строит по схеме: внешний облик – поступок – прямая авторская характеристика (“заявка” на особенности характера и поведения) - последующие поступки – жизненные итоги. То есть по принципу: кажется – является в

действительности. Другими словами, писатель как бы пропускает его через призму крестьянского сознания: “По одёжке встречают – по уму провожают”.

У самого автора к герою двойственное отношение: с одной стороны, внешняя привлекательность, изысканные манеры, доброе, внимательное отношение к людям, стремление к идиллической жизни (“натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям”) – с другой стороны, жестокость, безответственность в поведении, эгоизм. Причины – в его аристократическом воспитании: ведь, обладая “изрядным разумом” и “добрым от природы” сердцем (и Лиза говорит о нём: “У него такое доброе лицо!”), он был “слабым и ветреным” - уже издержки воспитания. Однажды он даже “решился – по крайней мере на время – оставить большой свет”. Рядом с Лизой он мог бы обрести счастье и душевный покой – то есть то, о чём мечтал, но он привык только брать, не привык отдавать, не умел и не хотел тратить свои душевные силы, да и желания его эгоистичны: он “думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах”. “Живое воображение” рисовало ему место обитания, где “все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали”.

Ему казалось даже, что “он нашёл в Лизе то, что сердце давно искало”. Но рядом с Лизой была не идиллия, а жизнь, с её заботами, тревогами, нуждой. Лиза стала для него очередной забавой, игрушкой. А игрушки со временем надоедают, если не становятся любимыми. И в итоге – “Эраст был до конца жизни своей несчастлив”.

О том, какой образ жизни ведёт Эраст в городе, где и как он служит, мы знаем очень немного: “Ты знаешь, что у нас война, а я в службе…” Поднимается проблема долга перед отечеством, истинного гражданства.

Эраст не выдерживает и этого “испытания”. На словах, он может остаться дома “только с величайшим бесславием, величайшим пятном для …чести.” “Все будут презирать меня; все будут гнушаться мною, как трусом, как недостойным сыном отечества”. И ещё: “смерть за отечество не страшна”.

На деле: он был в армии; “но вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение”. По отношению к родине это предательство. А дальше - предательство по отношению к Лизе: “Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая была давно влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом, посвятив искренний вздох Лизе своей”. Ему – опять беспечная обеспеченная жизнь. Ей – всего лишь “вздох”, хотя и “искренний” - и никаких угрызений совести, мучений, терзаний. “Вздох” с высоты его видимого благородства, ведь вздох ей “посвящён”!

4.Любовь в повести проходит через судьбы всех героев: Лизы, её родителей, Эраста. Автор “испытывает” своих героев любовью. Лиза и её родители испытание выдерживают (“и крестьянки любить умеют!”) – они однозначно симпатичны и автору, и читателю. А вот над оценкой любви аристократа Эраста Н.М. Карамзин заставляет подумать.

Любовь крестьянки-матери выдержала и испытание временем: два года прошло после смерти мужа – она по-прежнему оплакивает его, помнит все подробности совместной жизни, любит рассказывать об этом Эрасту: “как он полюбил её и в какой любви, в каком согласии жил с нею”; “Мы никогда не могли друг на друга наглядеться – до самого того часа, как лютая смерть подкосила ноги, он умер на руках моих”.

Любовь Лизы так же чиста и глубока. Это первое в её жизни чувство, любовь с первого взгляда. На другой день после нечаянной встречи с Эрастом она специально для Него нарвала “самых лучших ландышей” и вечером бросила их в реку: “Никто не владей вами!” Когда незнакомец пришёл к ним в дом, “робкая” Лиза украдкой “посматривала на молодого человека”, ночью “спала очень худо”, встала “ещё до восхождения солнечного света” и “сошла на берег Москвы-реки” - отныне отношения молодых людей автор рисует на лоне природы.

Наблюдая за проходящим мимо пастухом, она мечтает об Эрасте: “Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою…” Мечта её “вдруг” отчасти исполнилась”, ибо, когда она встретилась утром с Эрастом, он “взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку”. Он поцеловал её “с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!” Его признания в любви “отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка”. Используемое автором сравнение говорит о любви чистой, божественной, неземной. “В сию минуту восторга исчезла Лизина робость” - Лиза поверила Эрасту.

Отныне она подчиняется его воле, даже тогда, когда доброе сердце и здравый рассудок подсказывают ей поведение противоположное: скрывает от матери свидания с Эрастом, грехопадение, а после отъезда Эраста – силу тоски своей: “С сего часа дни её были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце её!”

Любовь Лизы – образец силы чувства. Любовь делает её ещё привлекательнее: “На лице и во всех её движениях обнаружилась сердечная радость”. Любовь её жертвенна: “бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю всё, кроме – Эраста”. “Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!..”

Мысли и чувства героини приходят в противоречие, она перестаёт понимать себя, не умеет выразить словами своё состояние, особенно после лишения невинности: “Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце моём…” Лексические повторы, фигура умолчания помогают автору подчеркнуть состояние Лизы.

После последнего объяснения с Эрастом “Лиза очутилась на улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. “Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!” - вот её мысли, её чувства!” (Лексический повтор и гипербола – средства создания образа).

Без любви она не мыслит дальнейшего существования своего и бросается в воду.

О любви Эраста, слабой, эгоистичной, непостоянной, сказано выше.

Любовь между барином и крестьянкой большинству героев повести кажется невозможной. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли о её возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: “Если бы жених твой был таков!” Всё Лизино сердце затрепетало… Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…” - Лиза не договорила речи своей”.

После того как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: “Если бы тот, кто теперь занимает мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом…Мечта!”

В разговоре с Эрастом после его обещаний забрать Лизу к себе после смерти матери девушка возражает: “Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!” - “Почему же?” - “Я крестьянка”. - “Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, - и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу”.

При отъезде Эраста на войну мать Лизы прощается с ним по-прежнему как с “ласковым, пригожим барином”, выражает надежду на то, что, вернувшись, Эраст будет присутствовать на свадьбе Лизы, будет крестить её детей.

Для Эраста встреча с Лизой – только одно из развлечений в его пресыщенной жизни, экзотическое приключение: “Эраст восхищался своей пастушкой – так называл Лизу – и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба (выделено автором) невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. “Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви её и буду всегда счастлив!”

Явственно виден разлад между намерениями Эраста и его привычками, поведением, тем более, дальнейшим. К Лизе он подходит, несмотря на новизну ощущений, с прежними мерками (“помышлял о презрительном сладострастии”). И автор как бы предупреждает и Эраста, и читателя о несбыточности его намерений: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?” Ответы на эту серию риторических вопросов автор даст немного позднее.

Карамзин, по-видимому, тоже считает любовь барина и крестьянки невозможной. После одной из самых драматических сцен повести – “расплаты” Эраста с Лизой и их расставания автор пишет: “Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слёзы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?”

5.В повести одной из ярких, запоминающихся, актуальных на все времена является проблема греха. Автор показывает многосторонность её проявления.

Во-первых, это непочтение к родителям. Как ни парадоксально на первый взгляд, по большому счёту именно так можно охарактеризовать поведение Лизы (да и Эраста) по отношению к матери. Свои чувства молодые люди скрывают от неё. На этом настаивает Эраст, а Лиза, ослеплённая любовью, соглашается с ним: "Хорошо, надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от неё". (Важно отметить использование придаточного уступительного, слова "хорошо" – оно звучит в контексте парадоксально, тем более, что следом идут слова "надобно тебя послушаться" – и это из уст набожной Лизы!

Здесь же – и нарушение заповеди: "Не лги!" – ведь неполная правда – та же ложь!

Самый же "главный" в повести грех – прелюбодеяние. Ни у кого не вызывает сомнения, что истоки греха – в воспитании Эраста, в его поведении. При встрече с Лизой в городе он уже ведёт себя не по-рыцарски по отношению к Даме, поступает неосмотрительно: "мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались".

При второй встрече он поцеловал её "с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!" Это не невинный поцелуй, а поцелуй страсти – не случайно перед Лизой возникает картина Геенны огненной. Но Эраст усыпляет её бдительность словами любви –"в сию минуту восторга исчезла Лизина робость". Может, скорее, исчезло чувство страха, опасения? Исчезла присущая девушке бдительность? Позднее это будет названо словами "забыла себя” для него.

Отношения молодых людей некоторое время были достаточно целомудренны: Эраст упивался новыми для себя отношениями: “страстная дружба невинной души питала сердце его”. Это длилось всего несколько недель.

После того как Лиза рассказала Эрасту, что её сватает сын богатого крестьянина, в горе, в отчаянии она бросается “в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!” Используя приём единоначатия, Карамзин рисует, как молодыми людьми овладевает “заблуждение”. При этом он подчёркивает, что Лиза не знала, не понимала, “что с ней делается”, ведь это с ней впервые, - тем самым как бы оправдывая её по-

ведение. А Эраст, наоборот, “развенчивается” использованием в лексических повторах усилительных частиц “столь” и “как” для сравнения его теперешнего состояния с многократно испытанными ранее.

Для “заблуждения” и обстановка оказалась самой “подходящей”: “мрак вечера питал желания – ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения”. (Все преступления совершаются в темноте!). Грянувший после случившегося гром повергает Лизу в страх, “грозно шумела буря..., казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности…” Силы природы сочувствуют Лизе! Автор – тоже. Вслед за ними – читатель.

Автор опять “разоблачает” Эраста. Лиза “не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их”. А должен был найти слова оправдания? утешения? благодарности?..

Ведь Лиза принесла себя ему в жертву, “совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всём, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастье”. Эраст стал её кумиром – а это тоже грех!

Для него же начался новый виток пресыщения удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом непорочности – пропал интерес к ней.

Автор даёт молодым людям урок- предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

И, наконец, ещё одно нарушение норм морали – предательство. Вместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.

А в результате – покинутая, опозоренная, униженная бедная (несчастная) Лиза решается на самый страшный поступок – самоубийство. Она не может жить с грехом (“Мне нельзя жить”, - думала Лиза), с чувством вины перед матерью и бросается в воду.

Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать библейским заповедям.

6.Композиция повести помогает понять замысел автора и смысл названия повести. Человек всегда должен помнить о своём назначении, чтобы прожить жизнь с пользой для отечества, прожить жизнь праведную. Не случайно в начале произведения – панорама Москвы “с мрачными готическими башнями Симонова монастыря”, с “ужасными громадами домов и церквей”, “великолепная картина” “бесчисленных златых куполов”, “крестов, к небу возносящихся”, тучных лугов, светлой реки…Всё это – часть родины, Российской империи. И Данилов монастырь, и Воробьёвы горы, и село Коломенское. Природа помогает также “обновить в памяти историю нашего отечества”.

А ещё в начале повести другая картина – уже безрадостная: картина опустевшего монастыря с напоминанием о его обитателях, для которых “все удовольствия исчезли, … все чувства умерли, кроме чувства болезни и слабости”. “Унылый звон колокола возвещает безвременную смерть…” И это тоже картина-предупреждение.

Концовка повести является продолжением и следствием увиденного в начале: безымянная могила у пруда под мрачным дубом - “вместилище Лизиного праха” - картина упокоения.

Пейзажи в самой повести идиллические, яркие, сочные, полные жизни. Природа – место жизни героев повести, они с ней непосредственно связаны, она их радует, они ею наслаждаются, состояние героев соответствует состоянию природы. Природа участвует в жизни героев, даёт оценки их поступкам. Вся история любви героев нарисована на лоне природы (см. выше).

7.Автор представляется нам в произведении как патриот (см.начало повести), как человек глубоко нравственный и ратующий за чистоту отношений между людьми, чистоту помыслов. Он человек верующий, христианин – чувствуется его уважение к библейским нормам морали. Это гуманист: он противопоставляет испорченности аристократов, их паразитизму – трудолюбие, чистоту, честность крестьян.

Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает её грехопадение, пытается объяснить причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов даже оправдать и простить её, Эраста он неоднократно устами Лизы называет “жестоким”, и это оправданно, хотя Лиза в этот эпитет вкладывает несколько иной смысл.

Автор не равнодушный бытописатель, всему происходящему он даёт свои оценки. Нам они кажутся справедливыми, мы соглашаемся с ним, он объективен.

Авторский замысел нашёл полное воплощение в повести: читатель переживает вместе с героями, сочувствует им; возмущается поведением аристократа Эраста, его слабостью, безответственностью и умиляется над чистотой, неиспорченностью Лизы. Тем обиднее, несправедливее кажется отношение к ней Эраста. Потому и повесть названа “Бедная Лиза”, что следует понимать как “Бедняжка Лиза”.