Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Разделы: Начальная школа


Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства поражающих своими удивительными способностями. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою автобиографическую книгу “Бывший вундеркинд” (он в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом, например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова и И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет, а 15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет едва начав учиться, он писал “сочинения” по ботанике и “читал лекции” своим братьям и другим детям, очень рано овладел микроскопом, еще будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных. “Бывшими вундеркиндами” нельзя не назвать не только ряд великих людей прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Известный руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности академик Н. Виноградов вспоминает: “Писать и читать выучился в три года. Сам”. Таким образом, ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта. (9)

С другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Тем не менее необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.

Эта работа о детской одаренности посвящена таким вопросам, как диагностика и выявление талантливых и гениальных детей и вопросам, связанным с воспитанием и обучением детей с необычными способностями. Эта работа поможет разобраться в трудностях, которые могут возникнуть в общении с необычными детьми.

I. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема

*1. Феномен детской одаренности в психологической литературе.

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить – проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Известно, что темп возрастного развития неравномерен: наблюдения ряда психологов (Эльконина, Давыдова, Клименко, Н. Лейтеса) за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкиваются с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные “взлеты” или задержки, причем у каждого – в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях, Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. (5)

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, – той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад” свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим “направлениям” способностей. (6)

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. (6)

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно – о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) – не только недостаток, но и достоинство – именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей – а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики. (6)

Но не только свойства нервной системы – вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

Проявления одаренности

Внешнее проявление творчества многообразно. Оно выражается в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием). Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т.е. понимание слов.

Раннее овладение речью проявляется в использовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.

Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки, книги, решает математические задачи, проводит связи между явлениями, событиями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами, долго сохраняет внимание, задает вопросы. (2)

Такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранными языками.

До подросткового возраста интеллект г.о. опирается на память. В процессе развития все психические функции (внимание, память, мышление, воля) образуют сложную систему, где центральной функцией является развитие мышления, функции образования понятий. Память подростка опирается на мышление происходит запоминание понятиями, отношениями.

Родителям необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не нужно стремиться, чтобы ребенок как можно больше запомнил фактов, событий, названий.

К проявлениям творческого потенциала относится любознательность ребенка, его исследовательская активность. Преобладающая у одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружении нового в обычном.

Многочисленные вопросы ребенка, которые порой озадачивают, утомляют, есть не что иное как проявление творческого склада ребенка.

Одна из особенностей дошкольного детства – очень широкий спектр интересов ребенка, довольно быстрая их смена. Важно не навязывать своих интересов ребенку, дать ему свободу выбора, поиска. Важно вовремя поддержать, помочь ребенку.

В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

Как важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушайте его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И медведи могут быть разноцветными, потому что в представлении ребенка они очень разные этот –добрый, этот – злой, этот – забияка.

Встречаются две крайности. Одни родители восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявления неординарности, чуть ли не гениальности, следовательно формируют завышенную самооценку ребенка. Другие не видят “открытий” ребенка или стараются не показывать своего интереса к его успехам, следовательно гасят творческие идеи, радость у ребенка, а это важное условие творчества.

Проявите внимание к работам (поделкам, рисункам) своего малыша. Сохраните самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, вы получите возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых. (2)

Проблема индивидуального подхода

Природа подготавливает мозг ребенка к восприятию мира еще в утробе матери. Исследования показали, что грудные дети способны узнавать сказку, многократно прочитанную им вслух еще до рождения. Еще до рождения ребенок способен не только запоминать отдельные слова, сказанные ему, но и как бы “разговаривать” с родителями. В этом смогли убедиться 700 будущих мам и пап, которые участвовали в программе обучения внутриутробного периода жизни.

Обучение начиналось на пятом месяце беременности. Сначала внимание ребенка привлекали слабым похлопыванием по животу матери два раза в день. Через два месяца у ребенка установилась реакция на этот сигнал – он отвечал шевелением. Тогда приступали к обучению так называемым “первоначальным словам”. Произношение нескольких элементарных слов родители сопровождали похлопыванием и дожидались ответа. В итоге такие дети в три-четыре месяца начинали произносить слова, в семь месяцев – ходить, к году – выговаривать трудные слова. Они научились подолгу и внимательно слушать своих родителей.

Новорожденный слышит, видит, ощущает запах и вкус, реагирует на прикосновение. Пищевой рефлекс у ребенка можно выработать в утробе матери.

До двух лет дети живут столь насыщенно, что проделывают объем познавательной работы больший, чем потом за всю жизнь. Мозг ребенка развивается удивительно быстро к трем годам он достигает 80% веса мозга взрослого. Но возможности развития мозга ребенка в обычных условиях реализуются более чем не полностью. “Это развитие задерживается стереотипом наших взаимоотношений с маленькими детьми и упускается самый активный период” (А.Н. Шиповалышнов)”.

Для полноценного развития ребенка с первых дней его жизни необходимы нежность и любовь близких, постоянное прикосновение рук матери, игры, разговоры и музыка. Так как именно эмоции способствуют формированию нервной системы ребенка, развитию его мозга.

Сенсорный голод в детстве – потеря невосполнимая. Ребенок должен как можно больше слышать человеческую речь.

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества Заставляйте малышей в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, усложняйте задачи.

Возраст от двух до пяти лет – один из самых интересных в жизни каждого ребенка. Его мышление из предметного становится причинным (ребенок задает много вопросов), с возрастом познавательные интересы ребенка все более утрачивают свою неустойчивость, и к пяти-шести годам он начинает серьезнейшим образом относиться к материалу своей интеллектуальной работы.

Многое может быть сделано не только в семье, но и в детском саду. Для любой деятельности, развивающей ребенка, есть наиболее подходящие годы и месяцы его жизни. На знании нейрофизиологии мозга ребенка должны строиться все современные методики дошкольного и школьного воспитания, вся педагогика.

Проблемы одаренных детей.

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. (3)

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека. (4)

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Обучение одаренных детей

Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в ВУЗ школьника 13–14 лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10–11 лет всего 6–7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть – семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что “перескок” через класс или несколько таких “перескоков” происходят уже в подростковом возрасте. Раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом. (7)

Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.

Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучении, и, наконец, этика и психология семейной жизни... Как в этих условиях идет формирование самооценки, отношений с одноклассниками и взрослыми? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всего руководители школы, будут относиться к “перескакиванию” с большими опасениями.

Второй путь – создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же – это неплохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).

Третий путь – создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

*2. Диагностика детской одаренности в психологической литературе.

С образовательной точки зрения цель системы поиска способных детей -достичь оптимального соответствия конкретной учебной программы нуждам определенной группы детей. Применительно к специальной программе для одаренных и талантливых школьников цель такой системы состоит выявление тех из них, кому данная программа принесет наибольшую пользу.

Определение одаренности

В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Много здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени тех или иных индивидуальных свойств или способностей. Фундаментальное исследование Термена (1959), доказавшее стабильность показателей интеллекта по шкале Станфорд-Бине и валидность самой этой шкалы измерения, привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. Как справедливо отметила Галлахер (1966), в течении многих лет, высокий интеллект, установленный с помощью соответствующих стандартизирующих тестов, служил, по сути, рабочим определением одаренности.

В последние годы рабочим определением одаренности и талантливости стала формула, признающая, что индивид может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики. Такое широкое определение явилось полезным в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых дошкольников среди детей с сенсорными или физическими недостатками. Тем не менее Рензулли (1978) выступил с критикой определения. Он отметил, что в этой формуле смешиваются процессы разного уровня – то есть интеллектуальные творческие и лидерские способности с их конкретной реализацией в художественной сфере или в общении Рензулли так же указал, что одно из важнейших свойств индивида мотивация - осталась вне рамок этого определения.

Определение Рензулли

Рензулли предложил альтернативное определение, основанное на свойствах, отмеченных в одаренных взрослых. В соответствии с этим определением, одаренность является результатом сочетания трех характеристик интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. Применительно к дошкольникам связь между этими характеристиками и будущим успехом не рассматривалась. Таким образом, хотя определение Рензулли дает ясное представление об одаренности взрослых и, возможно, вполне валидно, правомерность его переноса на критерий одаренности дошкольников еще предстоит доказать.

Другое важное соображение относительно определения Рензулли связано с возможной изменчивостью указанных им трех характеристик. Если эти характеристики или их сочетание подвержены изменениям, то вполне вероятно, что опыт раннего обучения может оказать какое-то благотворное влияние на проявление одаренности у взрослого человека. Если же, напротив, характеристики и их сочетания неизменны, то раннее образование не имеет сколько-нибудь серьезного значения. Можно предположить, что одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, хотя природа этой связи до сих пор не ясна.

Альтернативные стратегии поиска

Подход в поиске одаренных детей опирается на использование разнообразных методик предварительного отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами с моментами поступления в группу. Если ребенок не добивается заметных сдвигов в плане достижений или роста заинтересованности, его не трудно перевести в другой класс, в большей степени отвечающей его потребностям и способностям. Если специальная программа осуществляется в обычном классе, педагог может просто прекратить с данным ребенком занятия по специальной программе. При таком подходе разработка эффективной системы выявления одаренных детей приобретает эмпирический характер, а проблема решается с помощью постоянного наблюдения за успехами детей.

Вариантом подхода, предполагающее непрерывное наблюдение, является предложенный Рензулли, Рейсом и Смитом (1981) принцип “турникета”. При этом подходе программой охватывается широкий круг кандидатов. Дети включаются или выходят из программы в разное время в течение всего года в зависимости от их интересов и достижений - как в рамках программы, так и вне их.

Независимо от применяемого подхода, составители программы должны обосновать и процедуру поиска, и специальные учебные программы, исходя из их рабочего определения одаренности.

Модели выявления одаренных детей

Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй – на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример – поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора. Система комплексной оценки.

В последние годы, в соответствии с некоторыми программами, одаренные дети выявлялись на основе комплексной оценки. Примером такого подхода является “ резервуарная модель” Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, в том числе и результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивается круг кандидатов. Ребенок должен либо показать высокие результаты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо набрать определенную квалификационную сумму балов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разработана для детей школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников.

Проект “RAPYHT” в университете штата Иллинойс США использует один из вариантов комплексной диагностики одаренных. В проекте “RAPYHT” применяется серия опросных листов для определения талантливости. Они заполняются учителем и родителями на каждого ученика. Они заполняются учителем и родителями на каждого ученика. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из следующих областей: творчество, естествознание, математика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае если оценка ребенка педагогом или родителем превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов для включения в программу “RAPYHT”. Таким образом, для отбора одаренных дошкольников используется два существенно различных источника информации – учителя и родители. С целью проверки данных, казанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организованным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень по меньшей мере в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. В отношении людей с серьезными или сенсорными недостатками принимаются во внимание и данные дополнительных стандартизированных тестов с тем, чтобы определить, на сколько программа “RAPYHT” может быть им полезной.

Поскольку методика многомерной оценки может использоваться для определения широкого спектра способностей и опирается на различные источники информации о поведении ребенка, она имеет серьезные преимущества перед другими в том, что увеличивает вероятность включения в специальные программы из различных этнических, расовых и социоэкономических слоев общества.

Отдавая себе отчет в преимуществах комплексной оценки, важно помнить, что искомые характеристики, способ и критерии отбора должны быть подчинены достижению реального соответствия предлагаемой специальной программы потребностям и способностям детей, отобранных для участия в ней.

Методики выявления и оценки способностей ребенка

В связи с теоретическим и практическим расширением понятия “одаренный ребенок” и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также гестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

Стандартизированные методы измерения интеллекта

В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Следует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалификационных баллов выделяется 7% наиболее способных дошкольников из среды их сверстников.

Шкала интеллекта Станфорд-Бине.

Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакцией. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемою (МА) и IQ (среднее значение IQ равно 100, МA-mental age, в переводе “умственный возраст”). Измерительная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что для того, чтобы квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позволяющие проанализировать оценки мыслительных способностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разработанной Гилфордом.

Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI).

Тест “WPPSI” так же является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала Векслера состоит из двух частей вербальной шкалы, содержащей 6 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас, оперативная память на цифры. Шкалу действия образуют субтесты на недостающие детали, последовательные картинки, кубики Коса, складывание фигур, шифровка, лабиринты.

Тест Слоссона измерения интеллекта детей и взрослых (“SIT”)

Тест Слоссона разработан для индивидуального измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все задания теста предполагают устные ответы. Исключение составляют несколько заданий для маленьких детей, которые требуют двигательной реакции (с использованием бумаги и карандаша). Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалифицированным результатом в данном случае является цифра 120 и выше.

Колумбийская шкала умственной зрелости (“CMMS”)

Колумбийская шкала (“CMMS”) предназначена для индивидуального обследования детей, имеющих сенсорные, двигательные или речевые нарушения. Согласно условиям теста, испытуемым предлагается найти различия в 92 предъявляемых рисунках. Испытуемые в данном случае должны жестом указать на те рисунки, которые по их мнению, отличаются от других. При помощи этого теста измеряется уровень общих аналитических способностей детей, проявляющихся в умении различать цвета, формы, числа, размеры, символы и т.п. Тест включает задания на перцептивную классификацию, а также абстрактное оперирование символическими понятиями.

Рисуночный тест на интеллект

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов на определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знаний величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатели умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания.

Стандартизированные тесты достижений для дошкольников

Стандартизированные тесты достижений предназначены для выявления детей, имеющих исключительные способности в таких основных учебных дисциплинах, как чтение, математика и естествознание. Несмотря на то, что анализ достижения в учебных предметах у детей дошкольного возраста может показаться несколько преждевременным он абсолютно необходим, если ставиться задача раннего выявления детей, имеющих уникальные для своего возраста способностей.

Непосредственно для выявления творческой одаренности Дж. Гилфордом в университете штата Калифорния были разработаны тесты выявляющие такие особенности дивергентного мышления как легкости гибкости и точности. К задачам образования адоптировал южнокалифорнийские тесты Э. Торранс.

Тесты творческого мышления Торренса

12 тестов творческого мышления Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышления, вторая – изобразительное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление. С тем чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями и как все время подчеркивается в инструкциях, занятиями веселыми. Тесты предназначены для использования в детскому саду и во всех классах школы, хотя до IV класса их нужно предъявлять индивидуально и устно. (8)

Заключение

Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.

Список литературы

1. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.
2. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.
3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
4. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
8. Аннастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М., Педагогика, 1982, с. 32–35.
9. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж. “Семья и школа”. № 12, 1990.