Диагностическая методика "Разноцветные странички"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


В детской психологии часто используются цветовые диагностические методики. Это оправданно, так как у детей более непосредственно проявляется психофизическая связь выбора определённого цвета с соответствующим эмоциональным состоянием и отношением к конкретной эмоциональной ситуации. Помимо известного теста можно упомянуть методику эмоциональных цветовых аналогий отечественного психолога А.Лутошкина. В цветопсихологии существует различие холодных и тёплых, активных и пассивных, лёгких и тяжёлых цветов в зависимости от особенности восприятия их человеком.

В МОУ Андрейковской средней школе, имеющей статус “Школа-детский сад”, уже несколько лет применяется цветографическая диагностическая методика “Разноцветные странички”, разработанная психологом школы Орловым В.В. и заместителем директора по НМР Галецкой Л.В. Методика удобна при работе с детьми дошкольных групп и учащимися начальных классов. Методика состоит из двух частей: первая часть - “Я и детский сад”, вторая часть – “Я и школа”. Суть её в следующем: день ребёнка в детском саду представлен как 9 основных содержательных фрагментов - страничек, изображённых в виде лаконичных и понятных графических символов (Рисунок 1). Авторы выделили фрагменты:

  1. Я иду в детский сад.
  2. Детский сад.
  3. Воспитатель.
  4. Завтрак.
  5. Занятия.
  6. Обед.
  7. Сон.
  8. Занятия по интересам.
  9. Домой.

Последняя страничка – собственное имя ребёнка. Аналогично 9-ю фрагментами представлен день младшего школьника (Рисунок 2).

Графические изображения размещаются на листе стандартного формата А4, по 3 символа в строке. Завершающим элементом является собственное имя ребёнка, написанное внизу листа. Эти листы с символами-страничками раздаются детям одновременно с одинаковыми наборами карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный. Далее детям предлагается закрасить каждый графический символ – страничку любым, из лежащих перед ним карандашей, а также выбрать любой цвет и закрасить своё имя. Предполагается, что выбор цвета будет зависеть от эмоционального отношения ребёнка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду или школе. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка. Во время работы психолог фиксирует все вербальные реакции детей. Часто они непосредственно, вслух объясняют, почему выбрали тот или иной карандаш. По окончании задания происходит анализ работы.

По характеру цветовыбора строится первичная гипотеза об эмоциональном благополучии и трудностях, с которыми сталкивается ребёнок. Используется интерпретация цветов, предложенная А.Лутошкиным.

Красный – отношение восторженное;

оранжевый – радостное;

жёлтый – светлое, приятное;

зелёный – спокойное, ровное;

синий - лёгкая тревожность;

фиолетовый – тревожное, тоскливое;

чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.

Если суммировать все негативные и позитивные выборы цветов у всех детей по каждому фрагменту странички, то мы получим цветограммы, характеризующие эмоциональное состояние детской группы в целом (Приложение 1, Приложение 2). Методика допускает различные варианты формализации полученных результатов.

Мы разработали и использовали описанную методику для диагностики адаптации детей к учёбе в первом классе и в рамках проблематики преемственности перехода детей из детского сада в школу. Вначале первоклассники работали с первой частью “Я и детский сад”, спустя день им предлагалось выполнить работу по второй части “Я и школа”. Отслеживалась динамика отношения ребёнка к каждому содержательному фрагменту, его позитивные и негативные выборы, говорящие о наличии эмоционального неблагополучия. Подсчитывались все цветовыборы и строилась общая цветограмма, отражающая эмоциональное состояние группы детей в целом.

Результаты диагностики “Разноцветные странички” дают основу для дальнейшей работы с детьми. Они естественным образом уточняются тестом цветовых отношений, что позволяет специалисту более точно построить коррекционную работу. Авторы считают, что область применения методики достаточно широка и диагностика “Разноцветные странички” будет востребована учителями и практическими психологами в образовании.