Элективный курс (предпрофильный дополнительный образовательный курс) для 9-х классов "Электронный портфолио ученика в среде слайд-шоу"

Разделы: Информатика


В настоящее время владение информационными технологиями становится базовым требованием к ученикам, оканчивающим современную школу. Знание основ работы за компьютером и мультимедиа технологий входит в обязательный образовательный минимум Министерства образования РФ. Это объясняется востребованностью и практической применимостью этих технологий для участников информационных процессов.

Термин "мультимедиа" можно перевести на русский язык как "много сред" или как "много носителей". Технология мультимедиа - это мощный инструмент, который позволяет создавать сложные информационные структуры, программные системы для какой-либо предметной области, используя многообразные формы представления информации: графику, звук, анимацию, текст, гипертекст и так далее. Подобный многоплановый подход к представлению исходных или получаемых данных в любой области помогает лучше понять структуру и сущность изучаемого явления или объекта.

Ведение учебного материала по созданию презентаций дает возможность учащимся познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания мультимедиа приложений.

В настоящее время имеется большое разнообразие инструментов для создания мультимедиа приложений, но большинство из них достаточно сложны для начинающих, а также нередко могут предъявлять высокие требования к оборудованию. Поэтому на начальном этапе целесообразно использовать содержимое пакета Microsoft Office. Например, имеющуюся в нем среду создания презентаций PowerPoint. Данное средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности слайдов (или, по-другому, "слайд-шоу") с текстом, графическими и звуковыми эффектами.

В эксперименте по предпрофильной подготовке предполагается использовать Портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации.

Содержанием Портфолио является коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. Коллекция работ представляет собой файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Кроме того — это систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Цель создания Портфолио - представить отчет о процессе образования подростка, увидеть “картинку” значимых образовательных результатов в целом и обеспечить отслеживание индивидуального прогресса каждого ученика. Метод Портфолио используется как технология сбора и анализа информации о результатах учебной деятельности в процессе обучения.

Портфолио по информатике представляет собой рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию: комплект классных работ, домашних заданий, проверочных и творческих работ, а также серию отзывов и самооценок самого учащегося. Ученик, создающий Портфолио, фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт и достижения. Портфолио создается на дискете, диске, флеш-карте или в Интернете и носит именной характер. Заполняет его сам ученик, а ответственность за заполнение несет учитель, который регулярно отслеживает наполняемость “портфеля”, отвечает за объективность и достоверность заносимых сведений. В конце на завершающем уроке пройденной темы ученик презентует свой “Портфолио” на ученической конференции.

В процессе создания Портфолио решаются такие важные педагогические задачи как:

а) поддержание высокой учебной мотивации школьников;

б) поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;

в) развитие навыков оценочной (самооценочной) деятельности;

г) формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Используемые методологические принципы реализуют деятельностный подход в педагогике, на занятиях будут выполняться практические работы.

Образовательный продукт учащихся – изучение способов представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс. И таким образом у них будет представление о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном документе с помощью технологии мультимедиа

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№пп Тема Содержание темы и образовательный продукт Кол-во часов.

Метод обучения

1 Создание презентации.

Портфолио документации

Запуск Microsoft PowerPoint. Выбор способа создания презентации. Просмотр, редактирование текста, режимы просмотра, получение справок. Сбор необходимых документов об успехах учащегося Демонстрация

2 Работа с презентацией

Портфолио документации

Создание презентации с помощью шаблона оформления. Ввод текста в слайд. Создание, вставка, реорганизация, ввод заметок к слайдам. Создание папки для сохранения презентации. Логическая последовательность материалов, собранных об ученике Исследование

3 Ввод и изменение текста слайдов.

Портфолио процесса

Ввод и перемещение текста в слайдах. Выравнивание текста и изменение интервалов. Поиск и замена текста и шрифтов. Проверка правописания и стили презентации. Индивидуальный прогресс каждого ученика Практика

4 Применение и модификация шаблонов оформления Оформление презентации в едином стиле. Форматирование текста и маркеров образца. Сохранение презентации как шаблона оформления Практика

5 Просмотр и изменение цветов в презентации Просмотр и выбор цветовой схемы. Создание цветовой схемы. Добавление цветов в презентацию. Добавление и модификация фона слайда Демонстрация

6 Рисование и изменение фигур

Портфолио рабочее

Рисование фигур и изменение их размеров. Копирование и перемещение фигур. Изменение внешнего вида фигур. Выравнивание и соединение фигур с помощью линий.

Результаты учащихся, непрерывность процесса обучения

Демонстрация

7 Рисование и изменение фигур Добавление трехмерных эффектов к фигуре. Изменение порядка наложения фигур. Поворот и отражение фигур. Рисование дуг. Группировка объектов Практика

8 Вставка информации в Microsoft PowerPoint Изменение макета слайда. Вставка клипа. Вставка рисунка. Изменение рисунка. Изменение размеров и цветов рисунка Демонстрация

9 Вставка информации в Microsoft PowerPoint. Вставка и форматирование таблицы. Вставка и изменение стилизованного текста Практика

10 Настройка и демонстрация презентации

Портфолио показательное

Анимация слайдов. Добавление эффектов перехода. Создание и редактирование произвольных демонстраций. Показ слайдов. Предварительный просмотр документов, характеризующих ученика Практика

11 Создание мультимедийных презентаций Вставка звука и фильмов. Настройка времени показа слайдов. Запись речевого сопровождения презентации. Создание самовоспроизводящейся презентации Практика

12 Рецензирование и совместная работа над презентацией

Портфолио оценочное

Добавление примечаний и пароля защиты в презентацию. Отслеживание исправлений в презентации. Демонстрация презентации в пути.

Самоанализ и оценка презентации

Контроль

Список литературы и источников

1. Изучаем PowerPoint / А. Кравцова, Д. Усенков, - Образование и Информатика, 2003;

2. Информатика 10-11 класс / Под ред. Макаровой Н. В.. - СПб.: Питер, 2003;

3. Обязательный минимум содержания обучения для средних общеобразователь-ных учреждений, http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant /informatics/school_12/minimum.html;

4. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, http://www.informika.ru/text/school/p_min/pr56-1.html;

5. Программа по информатике (системно-информационная концепция) / Макарова Н. В., Издание 1-е, - СПб.: Питер, 2003;

6. Microsoft PowerPoint 2000. Краткие инструкции для новичков / А. А. Журин. - Аквариум ЛТД, 2001;

7. Microsoft PowerPoint 2000. Шаг за шагом / Эком, 2003;

Список литературы для учащихся.

1.Информатика 10-11 класс / Под ред. Макаровой Н. В.. - СПб.: Питер, 2003;

2.Информатика и информационные технологии 10-11 класс/ Н.Д.Угринович. – М. 2002