Урок литературы в 9-м классе. Г.Р. Державин и его лирика

Разделы: Литература


Задачи урока:

Познавательная: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания о биографии и творчестве Г. Державина.

Развивающая: развивать речь путём овладения учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка поэзии XVIII века; развивать мышление путём обучения анализу, сравнению, выделению главного.

Воспитательная: воспитывать гуманные отношения на уроке, аккуратность, добросовестность и ответственность при выполнении заданий, воспитывать интерес к исследовательской работе.

Ход урока.

Проверка домашнего задания по творчеству М. В. Ломоносова

  1. Прочитать план оды Ломоносова “На день восшествия на Всероссийский престол… императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”
  2. Доказать, что ода по содержанию и форме — классицистическая.
  3. Выразить своё отношение к высказыванию Ломоносова: “Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют” — используя известные вам факты биографии учёного и писателя.

Работа по биографии писателя

Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока:

Гаврила Романович Державин (1743-1816)

Я в дверях вечности стою

Державин

Ум и сердце человечье
Были гением моим

Державин

  1. Ученикам предлагается рассмотреть портрет Г. Р. Державина и поразмышлять над заданием Выскажите предположение, какой человек изображён на картине, чем, по-вашему, он заслужил такой портрет. (Заслушиваются ответы учеников. Ответы не комментируются)
  2. Работа с учебником или другой биографической литературой (Ходасевич. Державин)
  • Прочитать по учебнику биографическую статью о Державине, устно ответить на вопросы (по вариантам):
  • Где родился поэт. Что известно о его семье?
  • Где учился? (У церковных дьячков, в оренбургской немецкой школе, в казанской гимназии)
  • Когда начал писать стихи? (с 1762г. , солдатом Преображенского полка; первая книжка - 1776г.)
  • Что вам известно о гражданской службе поэта?
  • Откуда он был уволен за слишком “ревностную службу”? (Министр юстиции)
  • Считается, что Державин совершил настоящий “бунт” в царстве жанров. В чём состоял этот “бунт”?

(Учитель комментирует и дополняет ответы учеников по биографическим источникам, если этого не делают подготовленные ученики. В результате этой беседы должен сложиться образ человека, беззаветно преданного своему отечеству, делу, которому служил.)

Анализ стихотворений Державина

(Предварительно даётся опережающее домашнее задание: найти и прочитать стихотворения Державина. Работа на данном этапе организуется следующим образом: анализ стихотворений идёт по вариантам, но карточку-план анализа получает каждый ученик на варианте. Таким образом организуется исследовательская работа каждого ученика. Это даст возможность выслушать и оценить большее количество учеников.)

Анализируются следующие стихотворения Державина (см. карточки в Приложениях):

  1. На смерть князя Мещерского (1779)
  2. Властителям и судиям (1780)
  3. Фелица (1783)
  4. Водопад (1791-1794)
  5. Памятник (1795)
  6. Евгению. Жизнь Званская (1807)

(На самостоятельную работу по карточкам можно выделить 15 минут урока — на усмотрение учителя.)

После заслушивания ответов ученикам, предлагается вопрос:

Докажите или опровергните слова Державина, вынесенные в эпиграф урока.

Значение творчества Державина в русской литературе XVIII века

Выразите своё мнение, отношение к высказыванию Пушкина о творчестве Державина:

“Что ж в нём: мысли, картины и движения истинно поэтические; читая его, кажется, читаешь дурной, вольный перевод с какого-то чудесного подлинника…Державин, со временем переведённый, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нём…”

Домашнее задание

  1. “Что мы знаем об нём” — Слово о Державине.
  2. Прочитать комедию Фонвизина “Недоросль”.

Подведение итогов урока

Учитель возвращает учеников к портрету Державина и задаёт вопрос: “Что изменилось в вашем восприятии этого человека и поэта?”

Отметки выставляются и комментируются учителем в течение всего урока.