Применение информационных технологий на уроках физики при выполнении лабораторных работ

Разделы: Физика, Информатика


Важное место в школьном образовании занимают информационные технологии. Они являются неотъемлемой частью современной методики обучения.

В нашей школе на данный момент функционируют три современных кабинета информатики, оснащенных компьютерами последних модификаций и мультимедийными средствами. Эти кабинеты объединены между собой в локальную сеть, что дает несомненное преимущество по обмену информацией и одновременному их использованию.

Один из кабинетов создан специально для проведения интегрированных уроков по различным предметам с применением компьютерных технологий. Это и тестирование на компьютере, и проведение демонстрационных опытов, и демонстрация презентаций, созданных самими учащимися на уроках и элективных курсах.

В нашей школе имеется опыт применения готовых учебных и демонстрационных программ, но важное место в школьном курсе информатики отводится созданию собственных приложений. Речь сейчас пойдет как раз о создании проекта на языке Visual Basic и его практическом применении на уроке физики. Тема “Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту” является одной из сложных в курсе механики и время на ее изучение ограничено. Она опирается не только на знание физических явлений и законов, но и на умелое владение математическими навыками преобразования тождественных выражений и решение квадратных уравнений.Предлагаемую нами программу можно использовать в качестве учебного пособия для выполнения лабораторной исследовательской работы. (Приложение 1)

Приведем ниже краткое описание лабораторной работы.

В начале урока учитель повторяет с учащимися вопросы теории, отвечает на вопросы учащихся, дает устные рекомендации по работе с компьютером, а также предлагает ознакомиться с порядком выполнения работы (имеется печатная форма инструкции).

На первом этапе работы за компьютером учащиеся знакомятся с поставленной перед ними задачей и анализируют ее (Рисунок 1).

 Рисунок 1

Далее следует информационно-справочная часть (Рисунок 2).

 

 Рисунок 2 

В третьей части работы учащиеся знакомятся с инструкцией №1 и теоретическим материалом к данной части работы, который будет закрыт при введении параметров (Рисунки 3-4). Здесь исследуется зависимость высоты стрелы над стендом от значения начальной скорости.

  

Рисунок 3

 

 Рисунок 4

 В четвертой части работы учащиеся знакомятся с инструкцией №2 (Рисунок 5). Здесь исследуется зависимость высоты стрелы над стендом от значения угла запуска.

 

Рисунок 5

 В пятой части работы учащиеся анализируют полученные результаты, делают выводы и отвечают на дополнительные вопросы (Рисунок 6).

 

Рисунок 6

 Данная лабораторная работа оформляется учащимися в лабораторной тетради по стандартному образцу и оценивается учителем.

Мы считаем, что подобные работы повышают эффективность освоения сложных тем в курсе физики и способствуют повышению познавательного интереса школьников к предмету.