Проект "Профильное обучение в старшей ступени школы"

Разделы: Администрирование школы


Краткая аннотация проекта

  Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Практически все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но все равно учительская точка зрения 'мой предмет - самый главный и нужный, я лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни', приводит к проблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И как следствие - нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы; и т.д.

 Выход - в изменении отношения к ситуации в образовательном процессе. Именно с этой целью в школе было решено ввести так называемое профильное обучение в старших классах, предусматривающей организацию профильного и предпрофильного обучения по социально-гуманитарному, физико-математическому и общеобразовательному направлениям. Последний призван обеспечить более глубокую универсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательно определились в своем выборе. На старшей ступени общеобразовательной школы ставилась задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старший классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей”.
  Необходимо уяснить понятие “профильное обучение”. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

 Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.

Задачи:

  1.   Создание условий  для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
  2. Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах.
  3. Укрепление материально-технической базы ОУ.
  4. Повышение квалификации педагогических кадров.
  5. Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии.
  6.  Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учета социально-экономических потребностей территории.

Обоснование актуальности проекта

За последние годы в системе образования города произошли существенные изменения.

         В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

         На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства:

  •   Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;
  • К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;
  • В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы.
  • Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры.
  • В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

 Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

В этих целях в школе:

  • создаются классы предпрофильной подготовки из учащихся, где проводится целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения 'поля возможностей и ответственности' - профориентационная, в которой принимают участие классные руководителя, школьный психолог (анкетирование, беседы с родителями и др.);
  • увеличиваются часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
  • в рамках предпрофильной подготовки школьников готовят не только усваивать информацию но и различным способам работы с ней. Учат отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Другими словами их учат учиться, отучиваться и переучиваться… 'Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться'. Аввин Тоффлер ('Футуршок')

Выбор и обоснование профиля для старшей ступени школы

Наиболее оптимальным для нашей школы из предложенных в Концепции профильного обучения является социально-гуманитарный профиль и физико-математический для старшей ступени школьного образования.

Обоснование выбора:

  1. Данные профили предполагают довузовскую профессиональную подготовку учащихся старших классов к широкому кругу наиболее востребованных сегодня в нашем регионе профессий.
  2. Данные профили отвечают запросам учащихся и родителей школы, судя по результатам проведенного опроса.
  3. Данные профили предполагает наличие педагогических кадров социально-гуманитарных физико-математических специальностей, которые имеются в нашей школе, обладают опытом и перспективны.

Нормативное основание для разработки проекта

  • Закон РФ "Об образовании".
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Концепция профильного обучения.
  • Базисный учебный план РФ.
  • Региональная программа перехода на профильное обучение на старшей ступени.

Рабочий план реализации проекта

Основные направления деятельности Мероприятия Сроки исполнения
Организационное обеспечение реализации

проекта

1. Создать проектную группу по предпрофильному и профильному обучению сентябрь 2004г.
2. Создать организационный механизм по разработке системы предпрофильного и профильного обучения в школе сентябрь 2004г.
3. Определить классы для апробации моделей профильного и предпрофильного обучения сентябрь 2004г.
4. Апробировать профильное и предпрофильное обучение в 8Г, 8 М, 9 М, 10 Б и 10 М школы 2004-2005 уч.год
Нормативно-правовое обеспечение реализации

проекта

1. Обеспечить учителей школы програмно-методическими пособиями и рекомендациями для реализации проекта в течение года
2. Организовать разработку мониторинга результатов реализации проекта май

2005 г.

3. Разработать Положение о портфолио январь 2005 г.
5. Подготовить приказ о создании предпрофильного обучения девятиклассников в ОУ сентябрь 2004 г.
6. Подготовить приказ о создании профильного обучения на старшей ступени ( 10 класс) сентябрь

2004 года

Информационное обеспечение проекта 1. Информирование педагогического коллектива и членов проектной группы о задачах работы в течение года
2. Ознакомление педагогов с нормативно-правовыми основами построения системы предпрофильной и профильной подготовки октябрь-ноябрь 2004 г.
3. Создать банк актуальной педагогической информации по проблемам профильного обучения с открытым доступом через Интернет в течение года
4. Создать в школе сайт, в который войдут разделы о лучшем опыте организации предпрофильного и профильного обучения 2005 г.
Кадровое обеспечение реализации проекта 1. Создать банк данных о педагогических кадрах для старшей профильной школы 2004- 2005 г.
2. Провести анализ кадрового потенциала школы с целью его использования в профильной школе 2004-

2005 уч-г.

Учебно-методическое обеспечение 1. Обучить педагогов,психолога и руководителей школы по проблемам предпрофильного и профильного обучения По плану

Повышения квалификации

2. Организовать повышение квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников, работающих на старшей ступени образования 2005-2006 по плану ООИПКРО
3. Провести цикл семинаров, учебу, мастер классы, заседания кафедр, круглых столов, для педагогов, родителей о введении профильной и предпрофильной подготовки в школе 2004-2006 г.
4.Провести индивидуальные и групповые консультации по проблеме предпрофильной и профильной подготовки в течение года
5. Изучить и распространить опыт организации предпрофильного и профильного обучения в районе, крае 2004-2005 уч.год
6. Обобщить опыт работы по организации профильного обучения школы май 2005 год
7. Провести инвентаризацию учебных программ профильных и элективных курсов, реализуемых в школе январь 2005 г.
8. Провести инвентаризацию методических ресурсов (программ, учебников и п.р.) ОУ, реализующих профильное обучение февраль 2005 г.
9. Создать банк учебных программ профильных и элективных курсов для реализации проекта октябрь 2004 г.
10. Разработать учебные программы образовательных дисциплин с учетом конкретного профиля 2004-2005 уч.год
11. Разработать учебные программы элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся 9х классов в течение года
Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность 1. Апробировать в школе психолого-педагогический инструментарий, позволяющий выявить образовательные потребности и профессиональные интересы школьников в течение года

( по плану психолога)

2. Разработать и апробировать модели организации

а) предпрофильного

б) профильного обучения

2004-2005 2005-2006 уч.год
3. Провести экспертизу авторских учебных программ и программ элективных курсов для старших классов профильной и предпрофильной подготовки в 9 кл. апрель-май

2005 г.

4. Провести пед. Мастерскую для педагогического коллектива школы по проблемам предпрофильного и профильного обучения март 2004 г.
Мотивационное обеспечение реализации проекта 1. Разработать систему оценки эффективности предпрофильного обучения: критериев, процедур оценки и т.д. сентябрь-октябрь 2005
2. Разработать систему контроля за введением предпрофильного и профильного обучения октябрь- ноябрь 2005.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

1. Создание модели профильного обучения в школе;

2. Введение предпрофильной подготовки в 9 кл. школы;

3. Интеграция основного, общего и дополнительного образования

4. Расширение возможностей социализации учащихся;

5. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Оценка результатов

Основные аналитические задачи:

- Анализ соответствия проблемных задач с полученными результатами проведенной работы;

- Анализ успешности совместной деятельности участников проекта;

Критерии

1. Готовность педагогов работать в учебном году в профильных и предпрофильных классах.

2. Включенность педагогов в деятельность по реализации Концепции профильного обучения