Дети и этикет (комплексно-целевая программа)

Разделы: Работа с дошкольниками


 “Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек. (Михаил Юхма)

 Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые которое рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.

А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей? Задали мы себе этот вопрос и задумались над этой проблемой. Перечитали заново методические книги, труды наших классиков-педагогов, прибрели много новых изданий. Пришлось по крупицам собирать рекомендации, советы, предложения.

Так в 2002 году возникла идея разработать технологию “Дети и этикет” в нашем детском саду, т.к. этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, и в жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.

За основу своей работы мы решили взять три раздела: культура еды, культура быта, культура общения. В каждом разделе технологии определили задачи, тематику и содержание работы как с детьми, так и с взрослыми, а также выделили модели взаимодействия.

Программу реализации нашей технологии начали с блока “Методическая работа с кадрами”, т.к. воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Совместно изучив содержание и сущность этикета, пришли к выводу, что в основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Именно поэтому, говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Также рассмотрели структуру современного этикета, т.е. выделили его формы, виды, разновидности.

В связи с этим выделили ещё основу поведенческой культуры, организационные формы в работе с детьми и условия этикетного поведения.

Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что “ речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”. В слове – суть мысли. Вот почему важно, растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Поэтому во вторую очередь разработали блок “Система работы с детьми ”, т.к. от воспитателя постоянно требуется внимание к манере общения детей друг с другом и с взрослыми. Предлагая им различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая их поступкам доброжелательную оценку, он формирует в каждом ребёнке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливых слов.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача педагогов была не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. При этом использовали различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, а также великую силу художественного слова.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому для нас было важной задачей – установить взаимосвязь между уровнем представления о речевом этикете у детей и родителей. И сразу задали себе вопрос: “Кто в вопросах воспитания несёт большую ответственность: семья или общественное учреждение?” Для поиска ответа на поставленный вопрос хотелось бы обратиться к истории отечественной педагогики, к русским традициям.

Известный русский просветитель XVIII века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье. Особого внимания заслуживают нравственные правила Н.И.Новикова: уважение к старшим ; любовь к людям труда, презрение к праздности, скуке; честность, мужество. Например: “Имей к людям уважение, если уважаем быть хочешь”; “Праздность – мать всем порокам”; “Если ты виноват, то винись скорее: упрямством умножишь и вины, и беды”. Русский просветитель отмечал, что “процветание государства, благополучие народа зависит от доброты нравов, а доброта нравов неотъемлема от воспитания…Через него привычка к порядку, отечественный дух, благородная народная гордость”. Современники назвали Новикова “неофициальным министром просвещения”. Его идеи нашли отклик в умах прогрессивного дворянства России начала XIX века. Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу. Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Мы живём в другую эпоху, изменились наши традиции. Номы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории.

Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл и Сухомлинский В.А., отводя важную роль в воспитании детей семье. Он говорил: “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – всё это имеет своё определённое значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. В ребёнке воспитывается стремление быть хорошим. Если в семье господствует обстановка бессердечия, то ребёнок становится равнодушным к добру и красоте. Поэтому возникла необходимость объединить работу с родителями в отдельный блок “ Система работы с родителями ”.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют и принципы современного этикета, которыми мы руководствовались:

- разумность и необходимость соблюдения правил этикета;

- проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;

- отработка прочных манер;

- обращать внимание на свой внешний вид;

- умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;

- соблюдение национальных обычаев и традиций.

Профессиональной же обязанностью воспитателя является обучение ребёнка правилам поведения за столом. Поэтому первый год нашей работы (2002-2003г.) был посвящён КУЛЬТУРЕ ЕДЫ ведь умение вести себя за столом это одна их характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше. С раннего возраста желательно придерживаться следующих основных правил столового этикета:

1) на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

2) за столом сидим с чистыми лицом и руками;

3) застолье проходит без окриков и резких замечаний;

4) правильно пользоваться столовыми приборами салфетками;

5) обязательно благодарим за еду и совместную трапезу. Ребёнку постепенно внушают разумность этих правил, а с 5-6лет приступают к их осознанному обучению. Постепенно в игровой форме и с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И только родительское терпение и любовь помогают детям дома справиться с неудачами и закрепить правила столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.

Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания. В связи с этим 2003-2004 год мы посвятили КУЛЬТУРЕ БЫТА. Ведь необходимо, например, научить детей рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и своё жилище, т.к. неразвитость этих качеств при быстром росте материального благополучия приводит к грустным последствиям. Стремление человека к комфорту естественно и закономерно. Важно только, чтобы в основу этого стремления легло понимание главных черт эстетического стиля, которые сформулированы ещё А.В.Луначарским: “Мы хотим сделать обстановку простую, удобную, радостную по форме, целесообразную и здоровую”. Ведь ныне окружающая среда рассматривается и как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Третий (2004-2005) год мы посвятили КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ т.к. воспитанность - качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура. Ядром в этой триаде является культура общения.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости. Доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До XVI века слово “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям. В приличиях закреплены принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Для нас было важным раскрыть для ребят глубокий внутренний смысл приличий, убедить их, что соблюдение приличий свидетельствует об уважении к людям, к общепринятым традициям и обычаям. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. По тому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и ,подражая, копируют услышанное.

Воспитатели свою работу по этому разделу начали с изучения, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, с взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у него запас слов; может ли выразить мысль ясно для окружающих; как при этом ведёт себя, непринуждённо или скованно? Какова манера говорить - торопливо или медленно, с хорошей дикцией или невнятно, громко или тихо? Каков тон, выразительность речи? Не слишком ли много жестикуляции и т.д. Все эти программные требования и выяснил воспитатель в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе различной деятельности и, конечно, на занятиях.

Воспитатели пришли к выводу, воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Ведь тишина – благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитание культуры речи. И это очень важно. Ведь трудно научить детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, разговаривать спокойно. Вежливо, управлять интонациями и силой голоса. Многое было преобразовано и обогащено воспитателями в предметно-развивающем пространстве в соответствии с названием групп: 1младшая группа – “Весёлая игрушка”, 2 младшая группа – “В гостях у сказки”, средняя группа - “На завалинке”, старшая группа – “Почемучка”, подготовительная группа – “Город маленьких мастеров” дидактическими играми; развивающими играми; наглядными тематическими пособиями; разными видами театра: мягкой игрушки, резиновой игрушки, пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, театр масок, теневой театр, театр на фланелеграфе, театр из конусов; иллюстративным материалом: сюжетные картинки; сюжетно-ролевыми играми, а также расширили детскую библиотеку новыми красочными книгами.

Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей поведенческой культуры и речевой культуры, наиболее результативной была там, где находила продолжение в семье. Вот почему воспитатели знакомили родителей с рекомендациями “Программы воспитания и обучения в детском саду” и старались убедить их в том, что и дома надо поддерживать требования программы.

На 2005-2007 год составили план работы по организации школы хороших манер в детском саду с целью дальнейшего повышения интереса всех педагогов, родителей к современному этикету и воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста. В результате дети не только приобрели знание норм речевого этикета с взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причём не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Родители же стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания, чаще стали обращаться к нам с вопросами, прислушиваться к нашим советам, стали более требовательными к себе, возродились семейные традиции. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Дети помогали взрослым в домашнем труде и по уходу за младшими сёстрами и братьями. Заметно это сказывалось на занятиях по развитию речи, когда дети составляли рассказы из личного опыта. Рассказы детей были просты, проникнуты теплом и заботой о близких. Поэтому родственные чувства, пройдя через большую школу воспитания в семье, становились чудесным сплавом, который соединил всех членов семьи – разных возрастов, разных профессий – в дружный коллектив. Именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого члена семьи, и маленького и большого. Обобщая и анализируя свой опыт практической деятельности в детском саду, мы как В.А.Сухомлинский выделили четыре основных условия, делающих всякого ребёнка воспитанным: 1) радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие; 2) сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей; 3) вера в другого человека, наличие старшего друга; 4) красота, духовная жизнь в мире прекрасного.

Работая по своей комплексно-целевой программе пришли к выводу, что вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите (образно говоря), ювелирную работу. И мы верим, что сегодняшние воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми.

Список литературы:

1.С.В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.

2.Л.М.Шипицина “Азбука общения” раздел № 8 С.-Петербург 2002 г.

3.Л.Ф.Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников”.

4.Т.А. Шорыгина “Вежливые сказки” - этикет для малышей.

5.Л.Ф.Островская “Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников” Москва Просвещение, 1990г.

7.Н.В. Нищева “Развивающие сказки” 2002 С-Петербург изд. Детство-Пресс

8.С.А. Насонкина “Уроки этикета” С.-Петербург изд. “Акцент” 1998 г. 9.О.Н. Пахомова “Добрые сказки. Этика для малышей” Москва. Прометей 2003 г.

10.Е.А. Алябьева “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М. 2003 г

11.Собственные проекты “Родной свой край люби и знай”, “Мир каждому человеку”.

12.Семенека С.И. “Учимся сочувствовать, сопереживать” корр.-разв. программа М., 2003 г.

13.Т.А. Шорыгина “Эстетика для малышей” М., Прометей. 2003 г.

14.Т. Шорыгина “Этикет для малышей” М. Прометей. 2003 г.

15.О.А.Куревина, Г.Е.Селезнёва “Путешествие в прекрасное” Москва. Баланс 2004 г.

16. Н.В. Клюева “Психолог и семья” Ярославль , 2001 г.

17. А.Ю. Монахова “Психолог и семья: активные методы взаимодействия ” Ярославль, 2002 г.

18.А.А. Романов “Направленная игровая терапия агрессивности у детей” Москва. 2004 г.

19.В.А. Родионов, М.А. Ступницкая “Взаимодействия психолога и педагога” Ярославль 2001 г.

20.Н.В.Клюева “Психолог и семья: Диагностика, консультации, тренинг”. Ярославль, Академия развития 2001г.

21.Л.Ф.Островская “Педагогические знания - родителям” М.Просвещение 1983г.

22.Л.Ф.Островская Р.С.Буре “Воспитатель и дети” М.П.1985г.

23.В.Н.Столетов “Диалоги о воспитании” М.Педагогика 1985г.

24.И.Н.Курочкина “Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников” М.ГИЦ Владос 2001г.

Дошкольное воспитание

№7 1975 г. Л.Одинцова “Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника”.

Д/В №2,3,4,5,12, 1986г. “Формирование культуры поведения и дисциплинированности в процессе трудовой деятельности детей дошкольного возраста”.

Д/В №2 1976 Л. Островская “Поговорим о красоте поведения”.

Д/В №4 1985г. Т.Комарова “За что и как поощрять ребёнка”.

Д/В №12 2004г. “Ю.В. Щербинина “Речевая агрессия и пути её преодоления”.

Д/В №1 1989г. Г. Портянкина “Планирование работы по воспитанию культуры поведения”.

Д/В №9 1985г. Л.Островская “Воспитание правильного поведения на занятиях”.

Д/В №12 1994г. О. Кокоткина “Организация общения воспитателей с детьми”.

Д/В №4 1988г. А.С.Макаренко “Лекции о воспитании. Как понять ребёнка?”.

Д/В №10 1989г. Л.Островская “Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения”.

Д/В №8 1978г. О.Фролова “О педагогической этике воспитателя”.

Д/В № 5 2001г. И.Курочкина “Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса”.

Д/В №5 1977г. Л.Островская “Избалованный ребёнок”, Е. Гаспарова “Выходной с малышом”, М. Сапков “Как мы приучаем сына к труду”.

Д/В №1 1989г. Е. Гаспарова “Упрямство и капризы”.

Д/В №10 2003г. И.Курочкина “О культуре поведения и этикете”.

Д/В №8 1982г. Л.Островская “Азы воспитанности”.

Д/В №5 1989г. Н. Формановская “Как правильно общаться”.

Д/В №9 2001г. С.Козлова “Нравственное воспитание детей в современном мире.

Д/В №9 2003г. Е.Кудрявцева “О нравственном воспитании детей разного пола”.