Урок математики во 2-м классе на тему: "Переместительный закон умножения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с переместительным свойством умножения, его формулировкой и записью в общем виде.
  • Формировать умение решать задачи: дополнение текста задачи, усложнение исходной задачи до составной.
  • Подготовить к изучению систематического курса геометрии.
  • Способствовать развитию умения наблюдать, воспринимать проблему, выдвигать гипотезу ее решения, делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Есть в математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
А нам ведь математика дает
Для победы закалку важную
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

II. Посмотрите, какое слово записано на доске.

Закон.

1. Что такое закон? (Толкование по словарю С.И. Ожегова).

Для чего нужен закон?

С какой целью мы его изучаем?

2. Рассмотрите выражения, записанные на доске:

17 + 23 = 23 + 17 54 + 12 = 12 + 54
2 ? 4 = 4 ? 2 5 ? 8 = 8 ? 5

- Назовите знакомые вам выражения.

- Что вы можете сказать о них?

- Какой закон нам поможет найти значение данных выражений?

- Какой формулой он записывается?

a + в = в + a

- Что можете сказать о других выражениях?

- Какой вывод можно сделать?

- Как вы думаете, какой формулой будет записан новый закон (этот вывод).

(Я догадалась, мы сегодня познакомимся с математическим законом. Он называется “Переместительным законом умножения”).

- Почему этот закон нужен? С какой целью мы изучаем его?

- Постарайтесь ответить на эти вопросы сами.

 III. Работа над новой темой.

Учитель. Да, ребята, мы сегодня познакомимся с “Переместительным законом умножения”. Почему этот закон нужен, с какой целью мы изучаем его? Постарайтесь ответить на эти вопросы сами.

(Дети определяют лексическое значение слова “закон” по словарю С.И. Ожегова).

Учитель. Ребята, как вы считаете, так пишется новый закон:

17 + 23 = 23 + 17

Дети. Нет. Это переместительный закон сложения.

Дети. Читается он так: “Если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится”.

Дети. Можно я напишу формулу: а + в = в + а

А новый закон пишется так: а * в = в * а

Я могу доказать.

Например: 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 8 + 8

16 = 16

Учитель. Молодец.

IV. Классификация:

9 * 2

37 + 12

5 * 4

3 + 8

11 * 59

2 + 7

2 * 9

18 + 6

Учитель. Что написано на доске? С какой целью дано это задание?

Дети. Ребята, разделите эти выражения на две группы.

Дети. 1 группа – выражения, в которых есть действия первой ступени.

Дети. 2 группа – выражения, где есть действия второй ступени.

Дети. Я предлагаю, переформулируйте первое выражение.

Дети. Я считаю, что мы закрепляем таблицу умножения на 2.

Учитель. Почему на 2? Я не согласна. Докажите, почему?

1 группа 2 группа
9 * 2

5 * 4

3 * 8

2 * 7

2 * 9

18+6

11+59

37 + 12

11 + 59

18 + 6

37 + 12

Учитель. Выпишите выражение, которое соответствует формуле:

а х в = в х а

9 * 2 = 2 * 9

18 = 18

Учитель. Выпишите остальные выражения, в которых только действия второй ступени и составьте равенства.

Задания для самостоятельной работы Задания для индивидуальной работы

5 * 4 = 4 * 5

5 + 5 + 5 + 5 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4

20 = 20

3 * 8 = 8 * 3

2 * 7 = 7 * 2

9 * 3 = 3 * 9

6 * 7 = 7 * 6

Вывод учителя: Если множители поменять местами, значение произведения не изменяется.

Физкультминутка.

Работа с учебником стр. 113 № 266.

Правило Закрепление.

Работа по вариантам.

1-в 2-в
Найти выражения с множителем 2: Остальные выражения:
3 * 2 = 6

5 * 2 = 10

4 * 2 = 8

9 * 2 = 18

2 * 3

2 * 5

2 * 4

2 * 9

4 * 3 = 12

6 * 4 = 24

5 * 3 = 15

8 * 4 = 32

3 * 4

4 * 6

3 * 5

4 * 8

Решение задачи.

Для украшения елки купили 2 синих шарика, а разноцветных в 5 раз больше.

1. Сколько синих шариков?

2. Сколько купили разноцветных шариков?

3. Сколько всего купили шариков?

1. Анализ.

2. Моделирование.

3. Самостоятельное решение.

4. Самопроверка.

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

1) 2 * 5 = 10 (ш)

2) 2 + 10 = 12 (ш)

Ответ: 12 шариков.

Нахождение периметра равнобедренного треугольника.

Р = 5 + 5 + 8 = 18 (см) – периметр

Р = 5 * 2 + 8 = 18 (см) – периметр

Итог: Какой важный математический закон помог нам делать вычисления в работе на уроке?