Вопросы краеведения в курсе "Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова по системе Л.В.Занкова. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Выпустив в 2004-2005 учебном году очередной набор учащихся по системе Л.В.Занкова, хочется поделиться тем, как в 4 классе проводили с детьми и родителями частично-поисковую работу по вопросам краеведения.

Мы живём в Сибири в городе Томске. Хочется сказать словами сибирского писателя Г.Маркова “…И ещё больше поднялась во мне гордость: знать, я не просто жилец на земле, а приметный: вышел из важного роду-племени томичей – отменных мастеров на все руки. Не сплоховать бы перед ними.

С тем и живу, храня годы и десятилетия в сердце трепетную любовь к родному краю, почитая свою деревню, с которой начинается для меня моя великая Советская Родина, почитая свой город, вписавший в историю страны героические страницы, немеркнущие огневые строки!

Земной поклон тебе, прославленная томская земля! Здравствуй и процветай, земля отцов, земля будущего”.?

Так вот в ходе изучения материала курса “Мы и окружающий мир” Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н., я старалась решить вопросы патриотического воспитания детей, изучения истории родного края и гордости за людей, живших и живущих в Томске и области, а так же знания истории своего рода. Всё это необходимо по различным причинам. Одной из причин является, прежде всего, удаленность от описываемых исторических событий государства, другая причина кроется в том, что край, который мы исторически считаем своей родиной до конца XVI века начала XVII века был населён малочисленными локально проживающими племенами и народностями Сибири. В настоящее время у людей, а особенно у детей вызывает смех названия коренных народов Сибири. А на территории Томской области до прихода в Сибирь русского населения проживали ханты, манси, селькупы, кеты, томские и чулымские татары и другие. Эти народности имели свою культуру, язык, вероисповедание, о которых и взрослое-то население имеет лишь незначительные представления. Всё это вызывает необходимость изучения данных вопросов с учащимися. Опираясь на краеведческий отбор учебного материала, на что указывают авторы программы и учебника, многие вопросы краеведения легко вплетаются в канву изучаемого материала. Но сведения не даются учителем в готовом виде, а детям предлагается на основе различных источников найти тот или иной материал. Ученики 4 класса навыками поисковой работы владеют ещё недостаточно хорошо, поэтому я прошу родителей оказывать детям посильную помощь. Конечно, есть и такие сведения, которые доносит до детей сам учитель. Только такая совместная работа даёт свои результаты.

Работа по таким темам дала видимые результаты и даже в какой-то степени изменила взгляд детей на родной край: “Руды металлов”, “Отечественная война 1812 года”, “Великая Отечественная война” и темы раздела “Современная Россия”.

А теперь конкретнее о самой работе и результатах этой работы. Выделенные мною выше темы, на первый взгляд, не имеют к территории, где мы проживаем никакого отношения. Ни на одной географической карте не обозначены на территории Томской области никакие руды, но поисковая работа детей доказала, что с давних времен. “…Летом 1623 года и обнаружил томский “кузнец Фетка Еремеев … камень и руду…” Но к несчастью томских железодобытчиков, рудный пласт здесь оказался не таким богатым, как ожидали…” И в 1628 году из Москвы, после очередного донесения, пришел ответ: “Железо в Томском городе впредь варить не велено”.? Федор Еремеев верил: настанет время, когда продолжат его дело сибиряки-последователи. И в 1771 году дал первую продукцию маломощный Томский чугунолитейный и железоделательный завод. Работал он на бурых железняках Салаира. Доставка сырья была делом опасным и требовала длительного времени. В периоды, когда не было сырья, завод приостанавливал свою деятельность. Но в одну из таких задержек вспомнили старожилы рассказы своих дедов и отцов о чудаке-человеке с затейливым прозвищем Позара, который занимался литейным делом, добывая железные камни на крутом берегу реки Томи. Возможно, что и теперь там камня в достатке, решили мастера. Нашлись охотники проверить. “Проверили и убедились: железный камень под Томском и правда есть, да увертлив он до крайности: выйдет на поверхность, поманит радужным высверком – и вновь под глину и песок спрячется, ищи его”. 93 года существовал Томский чугунолитейный завод. Не раз подкармливался завод “малой” томской рудой, только пускалось томское железо под маркой салаирского. Казалось бы, все это было в далёком прошлом. Но в 2005 году в нашей области всё чаще стали звучать предложения по освоению и разработке одного из богатейших запасов железной руды в России. И это не выдумка и не фантазия, а реальность. Оказывается, что ещё в середине 50 годов двадцатого века на территории Томской области открыты месторождения железных руд, протянувшиеся от Кулундинских степей до Туруханска, только находятся они в труднодоступной болотистой местности. Так проведя такую работу, дети по-другому посмотрели на богатства того края, в котором живут. И теперь им неважно, что нет на карте значка железной руды, она на самом деле есть. И, может быть, им придется ее добывать.

Следующая тема “Отечественная война 1812 года”. И снова поиск материала. И тут успех. Дети связывают уже знакомое место современного города Томска с темой “Руды металлов”. На первый взгляд ничего общего, но оказалось, что место, где Фетка Еремеев нашел железные камни, и летний лагерь Томского мушкетного полка – это современный Лагерный сад города. Был образован Томский мушкетный полк в 1711 году. Первое боевое крещение томские мушкетеры получили в 1807 году под Фридландом в сражении с уланами и драгунами Наполеона. В 1812 году на защиту Отечества поднялась вся Россия. Приняли участие и сибиряки. Томская губерния дала 750 рекрутов. Как пишет томский писатель Сергей Заплавный: “Наиболее ярко героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года проявился “в деле при Бородино”. Вместе с четырьмя сибирским подразделениями участвовал в нём и Томский пехотный полк… В критическую минуту Бородинского сражения после третьей атаки Наполеона валы редута заняли солдаты 24-й пехотной дивизии. В первых рядах атаковали неприятеля Томичи. Под барабанный бой они вновь и вновь поднимались врукопашную.

Во время одной из атак осел на землю смертельно раненый полковник Манахтин. Солдаты уложили его на носилки и хотели перенести в безопасное место, но Манахтин воспротивился этому, велел поднять носилки повыше, чтобы батарейцы увидели впереди, у боевого знамени, своего командира…

Две трети Томского полка вместе с другими русским воинами полегло в том незабываемом бою”.?

Так дети снова и снова убеждаются в том, что история - это не только рассказы о далёком прошлом, проходившем где-то далеко от места их проживания. История – это, прежде всего жизнь людей разных поколений, их участие в событиях государства, как бы далеко они ни происходили. И память людская сохраняет события, подвиги людей в географических названиях. Так в Томске существуют улицы Кутузова, Бородинская. После подведения итогов по работе в данной теме Четина Наташа сказала: “Теперь я знаю, почему так называется улица, которая есть в нашем микрорайоне”. (Она имела в виду улицу Кутузова).

Следующая тема “Великая отечественная война”. Год 2005 – особенный. Год 60-летия Победы. Соответственно, работа по этой теме проходила по многим направлениям как во время уроков, так и в неурочное время. Вот что мы делали в рамках уроков “Мы и окружающий мир”. Это было два направления: имена героев-Томичей в названиях улиц города и участие членов моей семьи в Великой отечественной войне.

По первому направлению большую часть материала разбирали во внеклассной работе, а на урок оставили название улицы, на которой расположена школа. Улица В.И.Смирнова.

Кто же этот человек, чьим именем назвали улицу? Что такого он совершил, что удостоился такой чести? И вновь поисковая работа. Дети обратились к книге И.Кузнецова “Золотые звёзды”. Вот какую информацию предоставили на урок.

“Смирнов Василий Иванович родился в 1917 году в селе Окунеево Зырянского района, в семье крестьянина. Русский. В 1934 году окончил Берлинкинскую среднюю школу и до 1937 года работал районным инспектором статистического управления. В 1937 году Зырянским райвоенкоматом призван в армию окончил Томское артиллерийское училище и служил в Красноярском крае. Принимал участие в войне с белофиннами.

Участник Великой отечественной воны с августа 1941 года по июль 1944 года. Воевал на Воронежском и1-м Украинском фронтах.

Командир артиллерийского дивизиона 805-го гаубичного полка Воронежского фронта капитан В.И.Смирнов отличился во время форсирования Днепра в районе Киева. 9 февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, награжден орденами Отечественной войны Iстепени, Александра Невского. В бою под городом Золочевом Львовской области 19 июля 1944 года майор В.И.Смирнов был ранен и 24 июля умер. Похоронен в г.Золочеве. Именем героя названы улицы в селе Зырянское и Томске.” ??

Работа по второму направлению проводилась совместно с членами семьи, и родители иногда не могли помочь своим детям, так как самих участников боевых действий в живых почти нет. Дети и их родители обращались за помощью к старшему поколению, и сами взрослые узнали не меньше чем дети. На уроке в классе были заслушаны выступления всех подготовившихся. С какой гордостью рассказывали дети о своих прадедах, участниках боевых действий. Кто-то приносил боевые награды, фотографии. Подготовленные сообщения детей были переданы для оформления школьного альманаха, посвященного 60-летию Победы.

Борисов Дима нашел такой материал о своем прадедушке.

“Воронин Федор Илларионович.

В Великой Отечественной войне участвовал мой прадедушка Воронин Федор Илларионович. Родился он 24 мая 1913 года в селе Вороно-Пашня Асиновского района. На войне с июня 1941 года по март 1945 года. Был в 56 мотострелковом миномётном батальоне шофером. Возил солдат, снаряды. Был ранен в плечо и поясницу 26 марта 1945 года. Сохранились медали и наградные документы:

  • “За отвагу” 568686 от 1 января 1944 года
  • “За победу над Германией” №484725 от 9 мая 1945 года

После войны пришёл работать на Томскую областную базу “Сельхозтехника” шофером. Там он проработал до пенсии до 24 мая 1973 года. Имеет много благодарностей и наград:

  • орден “Знак почета” №749436 от 8 апреля 1971 года
  • юбилейная медаль “20 лет Победы 1941-1945гг” от 23 февраля 1965 года
  • орден Отечественной войны I степени №2008561 от 11 марта 1985 года
  • юбилейная медаль “30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг” от 6 мая 1977 года
  • юбилейная медаль “40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг” от 9 мая 1985 года
  • юбилейная медаль “70 лет Вооруженных сил СССР” от 23 февраля 1988 года
  • юбилейная медаль “50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг” от 9 мая 1995 года
  • медаль Жукова №05288513 от 19 февраля 1996 года.

Умер 12 декабря 2002 года”.

А вот материал ученицы 4 класса Бояшовой Маргариты.

“Мой прадедушка Никуленко Николай Павлович 1909 года рождения с первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте. На фронт призывался из города Луганска. Воевал на IУкраинском фронте в танковых войсках механиком-водителем танка. Участвовал в освобождении города Киева и всей Украины. Награжден

  • медалью “За отвагу”
  • “За освобождение г.Киева”.

Участвовал в форсировании реки Днепр. Дальше боевой путь моего прадедушки проходил по таким странам: Польша, Германия. Войну закончил на реке Одер. Награжден орденом “Красной Звезды”. После войны работал шофером. Умер в 1964 году”.

Вот работа ученика 4 класса Андреева Андрея.

“Мой прадед Сергеев Фёдор Алексеевич пошёл на фронт 18-и лет в конце 1941 года. Был водителем. Возил снаряды и раненых солдат. В 1943 году возил командира части. Принимал участие в освобождении Сталинграда, Гомеля, Украины, Белоруссии. Был контужен. День Победы встретил в Польше. За боевые заслуги награждён орденом Славы и 5-ю медалями. Умер в 1991 году”.

И вновь в рассказах учеников звучало название Лагерный сад. Именно там установлен монумент “Родина-мать зовёт”, находится Вечный огонь и расположены памятные стелы с фамилиями погибших жителей Томска и Томской области. Проводя поисковую работу, некоторые дети с родителями побывали у стел, и нашли фамилии своих родственников. А те кто не успел или не знал о стелах, решили побывать и продолжить поиск.

Посчастливилось нам с детьми класса увидеть и даже подержать в руках юбилейную медаль “60-летие Победы”. Бабушке нашей ученицы Чекалиной Тани медаль была вручена перед самим праздником Победы.

Такая работа ещё раз убедила детей, что исторические события, происходящие в государстве, затрагивают не только жизнь каких-то далеких людей, но входит в каждую конкретную семью. И члены каждой семьи в той или иной степени принимают участие в событиях, а память об этих людях остается в сердцах родственников. Каждый ребенок, проводящий поисковую работу, почувствовал причастность к тем великим событиям через дела и подвиги прадедов и прабабушек. Это очень важный воспитательный момент в жизни ребят.

Изучая раздел “Современная Россия”, дети узнали историю создания герба Томской области, работе законодательной и исполнительной власти области и города.

Итогом четырехлетней работы по вопросам общество и человек были представлены детьми наработки по родословной семьи и по вопросу “Где искать корни моей семьи”.

Еще в первом классе дети, отвечая на вопрос: “Считаете ли вы себя коренными сибиряками?”, с уверенностью отвечали: “Да”. И вот теперь, в конце четвертого класса им предстояло ответить на тот же самый вопрос. Я включаю работу ученика 4 класса Борисова Дмитрия дословно.

“Воронин Илларион Никитович – мой прапрадедушка. Его родители приехали из Центральной России, из-за земель. Не хватало всем в семье земель. Из какого места точно не знаем. Я знаю, что жил он сначала в Томской области Асиновском районе селе Вороно-Пашня. Откуда прапрабабушка, Воронина Агрипина Григорьевна, не знаем. У Иллариона Никитовича с Агрипиной Григорьевной в селе Вороно-пашня родилось 4 сына и 3 дочери. Один из сыновей мой прадедушка, Воронин Федор Илларионович. В тридцатые годы его ссылали на Колыму. После Колымы он вернулся в Томск, куда уже перебралась вся семья. Здесь он женился на моей прабабушке Ворониной (Киреевой) Татьяне Николаевне. Дедушка (по фамилии Мячин) моей прабабушки Татьяны Николаевны приехал в Сибирь из Рязанской губернии и поселился в селе Поперчное Кожевниковского района. Женился на переселенке, бывшей тамбовской крестьянке. Потом они переехали жить в Ювалу (Песочный Горельск) Кожевниковского района, где у них родилась моя прапрабабушка Фёкла Михайловна Мячина. Фёкла Михайловна вышла замуж за Киреева Николая. Откуда его родные мы не знаем. У них родилась моя прабабушка Киреева (Воронина) Татьяна Николаевна. Киреева Татьяна Николаевна переехала в Томск на работу, где и вышла замуж за Воронина Фёдора Илларионовича. К ним приехала жить прапрабабушка Киреева Фёкла Михайловна. У Татьяны Николаевны и Фёдора Илларионовича родилась моя бабушка Воронина (Козлова) Людмила Фёдоровна, которая вышла замуж за Козлова Александра Фёдоровича, который родом из Тульской области города Богородицка. Все его родные из Тульской области, только бабушка Козлова Александра Фёдоровна – черкешенка. У Александра Фёдоровича и Людмилы Фёдоровны Козловых в городе Томске родилась моя мама Козлова (Борисова) Ольга Александровна.

Мой папа Борисов Иван Анатольевич родился в Томске у Борисова Анатолия Ивановича и Борисовой (Фроловой) Людмилы Павловны. Людмила Павловна родилась в городе Томске, а Анатолий Иванович приехал служить в город Томск из Оренбургской области Адамовского района станции Теренсай. Там жили его родные. Мама моей прабабушки Фроловой Марии Михайловны была казачкой с Дона. Это Николаева Капитолина Кузьминична. Она со своими родителями приехала на новые земли в село Песочный Горельск Кожевниковского района, где Николаева Капитолина Кузьминична вышла замуж за Игольникова Михаила Ануфриевича. Отец моей бабушки Борисовой (Фроловой) Людмилы Павловны был из Томской области. На Чуйском тракте у него был постоялый двор. Звали его Фролов Павел Иванович”.

Это одна из работ детей, но теперь дети четко отвечали, что они не коренные жители Сибири. Что их предки в различные исторические периоды по разным причинам переселились в сибирские края. А корни семей у учащихся нашего класса в большей части находятся в европейской части России. Кто-то обнаружил родные корни семьи в странах ближнего зарубежья Украина, Белоруссия, Эстония, Литва, Азербайджан, Киргизия. Нашли дети и родственников в Польше, Германии.

Литература.

  1. “В краю кедровом”,под редакцией Р.М.Романова, Москва “Планета” 1988г.
  2. С.Заплавный “Рассказы о Томске”,Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1980 г
  3. С.Заплавный “Рассказы о Томске”,Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1980 г
  4. И.Кузнецов “Золотые звёзды”, Томское книжное издательство, 1987 год