Элементы краеведения на начальной ступени образования

Разделы: Начальная школа


Откликом на возросший интерес к историко-культурному и природному наследию родного края стало одно из направлений работы МОУ Гимназии № 1 города Кемерово -краеведение. Краеведение важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

Урочные и внеурочные формы проведения занятий, такие как уроки, экскурсии, внеклассные занятия по ознакомлению детей с краем, в котором они живут, способствуют решению следующих образовательных задач:

1) повышение уровня знаний о родном крае;

2) знакомство с историей, традициями, культурой.

Кроме этого, в процессе изучения края активно реализуются и воспитательно-развивающие задачи, такие как:

1) обогащение общей культуры учащихся;

2) воспитание патриотического чувства к своей Родине;

3) формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;

4) развитие творческого потенциала учащихся и познавательной активности;

5) формирование эмоционального опыта детей.

Знакомство школьников с родным краем происходит уже на начальной ступени образования в процессе изучения школьных предметов, таких как: математика, история, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство. Учитывая возрастные психолого-физиологические особенности данного возраста, детей знакомят с основными моментами истории Кузнецкого края, с ключевыми событиями; рассказывают об истории его открытий и освоения, географии, климате, подземных ископаемых, животном и растительном мире, культуре и хозяйственной деятельности жителей Кузбасса. Дети с удовольствием отправляются в очные и заочные путешествия по Кемеровской области; учатся работать с географической картой; знакомятся с яркими примерами возникновения письма в виде пиктограмм; с символами нашей области: гербом, флагом, гимном. Получают первичные представления о культуре и христианстве, как течение религии; традициях народов, населяющих Кузнецкий край; героических подвигах кузбассовцев в годы Великой Отечественной войны.

Практика подтверждает, что познавательная деятельность учащихся тогда вызывает интерес, когда они выполняют разнообразные практические, самостоятельные, творческие работы, задания исследовательского характера, выходящие за пределы школьной программы. Для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности предлагаются задания для проведения учащимися наблюдений, исследований, обобщений и выводов. Проводятся различные викторины, конкурсы, олимпиады различных уровней: школьные, районные, городские, результатом которых стали неоднократные победы.

Познакомить учащихся с обычаями и верованиями наших предков, с народным бытом помогает учителю использование в учебном процессе пословиц, поговорок, сказок, былин - истинных источников народной мудрости.

Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению, способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

Поэтому в помощь учителям начальных классов Аксеновой Е.Г. был выпущен сборник материалов по краеведению “Мира не узнаешь, не зная края своего” в виде методического пособия.