Урок-путешествие по теме: "Деление натуральных чисел"

Разделы: Математика


Учебник: Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс.

Оборудование: Плакат с планом “местности”; ворота из ватмана; картонный замок и ключ; весы с чашами; карточки для устного счёта с примерами и теоретическими вопросами; карточки с лабиринтом (для каждого учащегося); карточки со словами “сумма”, “произведение”, “частное”, “разность”; карточки с задачей (одна на парту), карточка с тестом, ларец со сладостями.

Подготовительный этап

На доску вывешивается плакат, поверх которого крепятся ворота с замком, за воротами крепится плакат с планом сказочной местности. На парте у каждого учащегося лежит карточка с лабиринтом и карточка с одним из слов “сумма”, “произведение”, “частное”, “разность”, лист с условием задачи, карточка с тестом.

Ход урока

1. Учитель. Мы изучили деление натуральных чисел, свойства деления, решили множество задач, и поэтому мы достойны раскрытия главной тайны страны “Деление”. Какой? Для этого нам необходимо преодолеть нелегкий путь по стране. И первое, что нам предстоит – открыть эти ворота. Ключ лежит на чаше ВЕСОВ, надо на другую чашу сложить наши знания, чтобы они перевесили ключ, тогда мы возьмём его и откроем замок.

Учитель фронтально работает с классом. Повторяются свойства и вычисляются примеры, по мере решения которых карточки складываются на чашу весов. В итоге чаша знаний перевешивает, и ворота успешно открываются.

2. Учитель. Вашему взгляду раскрылись просторы этой необычной страны. Вдалеке виднеется заветный ларчик. А прямо на входе лес, “НЕПРОХОДИМЫЙ ЛЕС НАУК”. Он расступится только перед тем, кто уверенно решает даже самые сложные примеры. На каждой ёлке написан порядковый номер примера.

Учащиеся выходят по одному к доске, вынимают для себя елку с номером и решают соответствующий пример.

Вычислите наиболее удобным способом:

(1200·37):12;

2) (55·50):11;

3) (210+33):3;

4) (25·360):90;

5) (500-15):5

3. Лес расступился, а дорога знаний ведёт нас к РЕКЕ ОШИБОК. Никто не хочет намокнуть в этой реке. Наверное, мы и не намокнем, ведь есть же мост. Да! Но у моста, оказывается, не хватает досок. Доски мы получим только в том случае, если решим задачу. Ответ к этой задаче как раз и будет состоять из этих трёх частей.

Задача. Надоело Винни-Пуху просить мёд у диких пчел, и решил он завести своих. Отгородил в лесу m участков, на каждом участке поставил k ульев, и расселил всех своих пчёл по этим ульям. Во всех ульях пчел оказалось поровну. Сколько пчел живёт в каждом улье, если всего у Винни-Пуха 2400 пчёл. Составьте формулу и решите задачу при k=5, m=4; k=3, m=8.

4. После такого трудного перехода нас ожидает ПРИВАЛ.

Учитель показывает карточки с числовыми и буквенными выражениями. Если у учащегося есть карточка с соответствующим действием, то он встает. Обязательно присутствуют выражения со “скрытым” произведением 15f или 2d+3m. Последнее выражение содержит все действия. Можно давать дополнительные задания, например, “Сядьте те, чьё действие выполняется первым, вторым, последним”.

5. На нашей дороге КАМЕНЬ, на котором написано: “Направо пойдёшь – в лабиринте заблудишься. Налево пойдешь – в болоте завязнешь”. Что мы выбираем? В любом случае учащимся предлагается найти путь, заштриховав клетки с результатами, оканчивающимися на ноль. Легенды различные. В случае лабиринта: “Мы идем по лабиринту, везде колючие стеклянные стенки, их не видно в темноте. Но мы знаем, если наступать на клетки с результатом, оканчивающимся нулем, то мы быстро выйдем из лабиринта”. В случае болота: “Большое топкое болото, На нем много кочек. Какие-то кочки проваливаются, а какие-то устойчивые. Какие? Те, на которых выражения со значением, оканчивающимся нулем”.

Найди свой путь
В Ы Х О Д
25·8·9 9·14·9 12·13·7 84·3·2 92·29
4·6·5 23·200·3 5·5·2 6·87·3 711·5
15·9·3 42·87 20·3·9 25·7·4 17·8·2
6·63·1 44·4·4 33·11 53·6·5 3·51·4
75·7·9 2·51·5 10·11·23 8·61·5 12·13
5·7·13 1000·21·6 652·27 8·3·9 76·2·43
В Х О Д

 

Найди свой путь
В Ы Х О Д
25·8·9 9·14·9 12·13·7 84·3·2 92·29
4·6·5 23·200·3 5·5·2 6·87·3 711·5
15·9·3 42·87 20·3·9 25·7·4 17·8·2
6·63·1 44·4·4 33·11 53·6·5 3·51·4
75·7·9 2·51·5 10·11·23 8·61·5 12·13
5·7·13 1000·21·6 652·27 8·3·9 76·2·43
В Х О Д

6. Вот и заветный ларчик. Но что это? Нужен какой-то ШИФР. Шифр – это верные варианты ответов на тест. Вперед! Мы уже у цели.

Вариант 1
Вопрос и варианты ответа Верный ответ
1 Найдите корень уравнения 270:k=30.  
a) 90; б) 9; в) 30; г)3.
2 Общий вид правила для равенства 1000:1=1000.  
a) a:a=1; б) a:1=1000; в) a:1=a; г) 0:a=1.
3 Решите уравнение 0:m=14.  
a)14; б) 0; в) любое число; г) корней нет.
4 Как называется результат деления?  
a) делимое; б) разность; в) частное; г) делитель.
5 Решите уравнение 333:x=111  
a) 3; б) 333; в) 1; г) корней нет.
Вариант 2
Вопрос и варианты ответа Верный ответ
1 Найдите корень уравнения 240:k=80.  
a) 30; б) 3; в) 80; г)8.
2 Общий вид правила для равенства 3000:1=3000.  
a) a:a=1; б) a:1=3000; в) a:1=a; г) 0:a=1.
3 Решите уравнение 0:x=25.  
a)25; б) 0; в) любое число; г) корней нет.
4 Как называется результат деления?  
a) сумма; б) делимое; в) частное; г) делитель.
5 Решите уравнение 555:m=111  
a) 5; б) 555; в) 1; г) корней нет.

Вопросы составлены таким образом, что у обоих вариантов получается одинаковый буквенный шифр “БВГВА”

7. ЛАРЕЦ открыт. Вот она – главная тайна страны “Деление”, но она написана математическим языком, везде только буквы, цифры и знаки действий. А мы понимаем математический язык? Давайте проверим. Математический диктант.

  • сумма чисел a и b;
  • удвоенная сумма чисел a и b;
  • половина суммы чисел a и b;
  • произведение суммы чисел 7 и f и разности этих же чисел;
  • полу произведение 8 и k;
  • частное от деления разности чисел c и d на их произведение;
  • утроенная разность чисел m и n;
  • пятая часть от суммы 10 и t.

8. ГЛАВНАЯ ТАЙНА СТРАНЫ “ДЕЛЕНИЕ”. В средние века были известны четыре действия: сложение, умножение, вычитание и деление. Деление в то время считалось самым сложным действием, и тех, кто его освоил, почетно звали “Магистрами Деления” и советовались с ними по важным вопросам. Все жители этой страны хранят ужасную тайну: действие деление – не самое сложное, и не последнее в изучении математики. Дальше Вам встретится действие третьей ступени. Да! Им тяжело это признать. Но они верят, что те, кто освоил деление, никогда про него не забудут, будут с почтением соблюдать заповеди страны. Они присваивают всем Вам звание “Магистр Деления”. Дарят сладкие призы. И желают успехов в изучении новых действий.