Урок русского языка по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

1. Обоснование выбора предлога “о (об)”;

2. Упражнение по применению предлога в речи;

3. Развитие грамотной устной речи.

Ход урока

I. У: - На предыдущем уроке вам было дано домашнее задание.

В результате проверки я обнаружила в ваших работах разные варианты написания. Давайте их обсудим вместе.

Задание 1: (с) парусами Ответ: спарусами
(об) думал обдумал
(о) смотрел о смотрел

Дети, просмотрев запись, выражают несогласие с первым и третьим словом.

У: - Почему вы считаете что слова “спарусами и о смотрел” записаны с ошибками?

Д: Здесь две части речи: первое слово – существительное, между “с” и “парусами” можно поставить вопрос (чем?), значит “с” предлог, пишется отдельно. Третье слово, как и второе – глагол. Здесь пишем по правилу, значит “о” приставка.

Задание 2: (о, об) Юле, (о, об) семье, (о, об) утре

Ответы:

  • о Юле и об Юле
  • о семье и об семье
  • о утре и об утре

У: - Как вы думаете, почему во втором задании разногласий больше, чем в первом?

Д: (Бурное обсуждение, но все-таки, приходят к выводу, что не знают точного ответа. )

У: Раз вы не знаете какой предлог нужно выбрать, то давайте поставим знак “?” и вернемся к нему позже.

У: - А сейчас обратите внимание на слова: (запись на доске).

яма Дарья прялка

У: - Сделайте транскрипцию этих слов.

На доске записываем результат:

[й'ама], [дар'й'а], [пр'алка]

У: - Ребята, объясните, что произошло с буквой “я”?

Д: - Буква “я” дала два звука в первом и втором слове, так как йотированные буквы (я, е, ё, ю) всегда дают два звука (й'а, й'э. й'о, й'у) когда:

1. стоят в начале слова;

2. после гласного;

3. после ъ и ь знаков. И один гласный звук, плюс мягкость предыдущего согласного, когда стоят после согласной буквы (как в слове “прялка” [р'а]).

У: - Молодцы. Давайте, используем эти знания при выполнении следующего задания.

Задание: Разбить по сходным признакам данные слова (работаем в группах): о семье, о доме, о якоре, об утре, о ёлке, об этом, об озере, о родине, о ели, об Ире, об овце, о ёжике.

После обсуждения представитель каждой группы выходит к доске и записывает результат. Затем группы объясняют свои ответы. В результате обсуждения приходим к одному варианту:

I. гр. (“о” перед )

о семье, о доме, о родине

II. гр. (“о” перед [й' O])

о якоре, о ёлке, о ели, о ёжике

III. гр. (“об” перед O)

об утре, об этом, об озере, об Ире, об овце

У: - Итак, вы разделили все слова на три группы, а что общего между этими группами?

Д: - Грамматическое значение, все слова записаны в предложном падеже.

У: - Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Подумайте, почему в одних случаях употребляется предлог “о”, а в других “об”? Как обосновать этот выбор?

Если ответ вызывает у детей затруднения, ведем наблюдение за звуковой формой предлога и начала слова. Приходим к выводу:

предлог “о” пишется перед словом, начинающимся на согласный звук; предлог “об” - перед словом, начинающимся на гласный звук.

Составляем модель: и в задании 2 выбираем правильные варианты.

III. У: - Ну вот, мы с вами и пришли к одному мнению, вывели закономерность и закрепили ее моделью. А как вы думаете, зачем нужно различать, когда какой предлог выбирать?

Д: - Для того чтобы наша речь была грамотной красивой звучной.

У: - Ребята, готовясь к уроку, я обнаружила, что в учебниках русского языка для 3–4 классов нет объяснения, как правильно употреблять предлог “о, об” в речи. И у меня возникла идея. А что, если вы сами придумаете такое объяснение и станете авторами этого правила. А чтобы оно легко запоминалось, запишем его в стихотворной форме.

Дети работают в группах и сочиняют стихотворения. Все они записываются в классную книгу. Вот что получилось:

1.

Падеж предложный нам опасен.
Секрет есть у него в запасе.
Предлог то “о”, то “об”.
Вниманье! Не спеши!
Сначала вспомни правило,
Ну, а потом, пиши!

2.

Если “й” закрался в слог,
То тогда мы пишем “об”.

3.

Если гласный пред тобой,
Пишем “о” само – собой.

4.

Перед гласным пишут “об”,
Об этом знаю точно.
А перед согласным пишут “о”,
Скажу вам даже ночью.

VI. Работа в парах (решение практических задач).

У: - А теперь, давайте, применим ваше правило на практике, поработаем в парах.

Задание: Выбери предлог “о” или “об”

  1. Ребята читают рассказы …(белка, ёлка, аист).
  2. Собака облизнулась и подумала (о, об) … .
  3. (О, Об) … часто пишут в газетах.
  4. Много книг написано (о, об) … .

Фронтальная проверка.

Домашнее задание: Из художественного произведения выписать четыре предложения, в которых употребляется предлог “о, об”.