Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Итоговый урок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе М.М. Разумовской

Разделы: Преподавание русского языка


Тип: повторительно-обобщающий урок по морфологии.

Форма: урок-путешествие с применением ТСО, компьютерных технологий.

Класс: 6-й по программе М.Разумовской.

Цели.

  • Образовательные:
    • активизировать знания по теме “Причастие” и “Деепричастие”;
    • формировать умение нахождения причастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии и причастном обороте;
    • формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
  • Развивающие:
    • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
    • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

Межпредметные связи на уроке: с математикой (решение пропорции для нахождения % правильных ответов, выставление самооценки).

Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, оценочные листы, распечатанные задания для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по темам “Причастие” и “Деепричастие”, параграфы учебника 24–34.
Объяснение правильности работы с рабочими листами, оценочными листами.

Оценочный лист

1. Водопад Знаний (тест)  
2. Мост Суффиксов (буквенный диктант)  
3. Дорога Умений

а) кроссворд;
б) графический диктант "Правописание частицы НЕ"
в) выборочный диктант

 

4. Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)

 

Итоговое количество плюсов:

 

Оценка:

 

 II. Опрос по теме

На экране появляются слайды:

  1. Водопад Знаний (тест, теоретический диктант).
  2. Мост Суффиксов (буквенный диктант).
  3. Остров Отдыха (сообщение ученика по теме).
  4. Дорога Умений:

    а) кроссворд;
    б) графический диктант;
    в) выборочный диктант.

  5. Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)

III. Подведение итогов урока

Самооценка учащихся, выставление итоговой оценки.

IV. Рефлексия урока

Передача из рук в руки талисмана успешности (сердечко), у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

I. Оргмомент

– Сегодня мы с Вами на уроке отправляемся в виртуальное путешествие по стране Лингвинии. Но это необычная страна. Чтобы по ней путешествовать, надо всё знать о причастии и деепричастии. Вы готовы отправиться в путешествие.

Слайд 1

– У вас на парте лежат у каждого рабочие листы и оценочные листы. На рабочих листах вы будете отвечать, на оценочных расписаны станции, по которым мы будем путешествовать, а рядом – пустые колонки. В них вы будете ставить количество правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный ответ). Кому непонятно? Итак, начинаем наше путешествие.

Слайд 2

II. Опрос по теме

Слайд 3

Тест Водопад Знаний:

Первое задание – теоретический диктант, правильные ответы отмечайте “+”.

Слайд 4

1. Причастие совмещает в себе признаки:

а) существительного и прилагательного;
б) прилагательного и глагола;
в) наречия и глагола.

Слайд 5

2. Деепричастие – это…

а) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия.
б) особая форма глагола, которая имеет признаки прилагательного и глагола.
в) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и причастия.

Слайд 6

3. Деепричастный оборот – это…

а) деепричастие с предлогом;
б) деепричастие с главным словом;
в) деепричастие с зависимым словом.

Слайд 7, 8

4. Причастным оборотом является…

а) мальчик читающий;
б) читающий книгу;
в) читающий.

5. Слово танцующий – это…

а) причастие;
б) деепричастие.

6. (не)давши пишется…

а) слитно;
б) раздельно.

7. (не)закончена пишется…

а) слитно;
б) раздельно.

– Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы.

Слайд 9

– Следующее препятствие – Мост Суффиксов (буквенный диктант), чтобы его пройти, необходимо выполнить следующее задание: выписать суффикс, определить действительное или страдательное причастие.

Слайд 10

1. Закапывающий
2. Любящий
3. Делая
4. Выполненная
5. Убравши
6. Искавший
7. Повысив
8. Играючи
9. Выросший
10. Услыша
1. -ющ-, Д
2. -ящ-, Д
3.
4. -енн-, С
5. -вши
6. -вш-, Д
7.