Путешествие с героями Ж. Верна (по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта")

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели:

  • формирование социально активной личности на основе творчества Ж. Верна;
  • знакомство учащихся с географическими понятиями, используемыми автором в романе;
  • формирование мотивации к дальнейшему чтению.

Оформление на доске:

  • эпиграф: "Мир непохожестью и новизной чарует?" (Е. Мятузявичус)
  • рисунки кораблей;
  • объяснение слов: "лоция", "бумеранг".

ХОД УРОКА

Выступление учителя. В далекие годы прошлого века каждое лето, в любую погоду, у северных берегов Франции можно было видеть небольшую парусную яхту. Встречные корабли салютовали ей первые, а их капитаны выкрикивали в рупор слова привета человеку в матросской блузе, стоявшему на палубе суденышка. Это был легендарный капитан Верн, знаменитый писатель. Где только не побывали храбрые и великодушные герои 65 книг Жюля Верна! ("Пять недель на воздушном шаре", "Таинственный остров", "20000 лье под водой", "Из пушки на луну", "Путешествие к центру земли"). Неудивительно, что об авторе этих романов сочиняли легенды.
"Жюль Верн – неутомимый путешественник, - говорили одни. – В романах он описал собственные приключения".
На самом деле Жюль Верн не был ни географом, ни великим путешественником. Он просто был влюблен в науку. В почтовый город Нант, где он родился, приходили корабли из разных стран. Глядя на них, мальчик мечтал о таинственных островах и небывалых приключениях. Однако отец решил, что сын станет юристом, и отправил его в Париж, в университет. Но Жюль Верн и там продолжал мечтать о путешествиях, о невиданных научных открытиях и технических изобретениях. Из этой мечты, из любви к науке, из упорного труда родились замечательные и известные на весь мир романы Жюля Верна.
И сегодня мы с вами совершим путешествие с героями романа Ж. Верна: рассеянным чудаком-ученым Жаком Паганелем, Гленарваном, делающим все возможное и невозможное, чтобы найти капитана Гранта.

Класс делится на две команды:

Задание 1

  1. Придумать название корабля.
  2. Выбрать капитана корабля.

Задание 2

  1. Сборы в дорогу.
  2. Составить список вещей, которые необходимо взять с собой. (чтение списка – одинаковые вещи и предметы выбрасывают (вычеркивают), объясняют, почему взяли эти предметы с собой).

Задание 3

Составить лоцию (маршрут для штурмана).

Подсказки:

– 1 ч., гл. 5
– 1 ч., гл. 8
– 1 ч., гл. 9
– 1 ч., гл. 23
– 2 ч., гл. 2
– 2 ч., гл. 3
– 3 ч., гл. 1
- 3 ч., гл. 20

Задание 4

Ответить на вопросы:

  1. Дата, с которой начинается роман? (26 июля 1864 г.)
  2. Как был найден документ? (Рыба-молот, в бутылке)
  3. О чем шла речь в документе? (1 ч., гл. 2, со слов: "7 июня 1862 года трехмачтовое судно "Британия"… иначе их ждет гибель")
  4. Когда потерпело крушение судно "Британия"? (27 июня 1862 г.)
  5. Какой язык выучил Паганель? (Португальский – хотел испанский)
  6. Кто спас путешественников от волков? (Роберт Грант, 1 ч., гл. 19)
  7. Кто первым почувствовал опасность наводнения? (Конь Татука, 1 ч. гл. 19)
  8. Что спасло путешественников? (Дерево Омбу)
  9. Кого называют кайманами? (Крокодилы)
  10. Как называется оружие туземцев? (Бумеранг)
  11. Главное дерево Австралии? (Эвкалипт)
  12. Зачитать предпоследний абзац конца романа. В чём заключалась тайна Паганеля? (Татуировка)

Задание 5

Объяснить, о чем идет речь в прочитанных отрывках из романа "Дети капитана Гранта".

  1. Описание высотной поясности в Андах.
  2. Землетрясение в горах.

Учитель: Чем закончилось путешествие по роману?

Предлагается зачитать или рассказать.

– Итак, сегодня мы с вами окунулись в мир приключений, необычных явлений, мир небывалый и увлекательный. Множество великих открытий и изобретений предвидел Жюль Верн в своих фантастических романах задолго до того, как они появились в жизни: подводную лодку, самолет, вертолет, управляемый аэростат, радио, телевидение, кино, электродвигатели. Конечно, он не был создателем этих чудесных машин и приборов, которые сегодня нас уже не удивляют. Но фантазия писателя направляла поиски ученых. К.Э. Циолковский говорил, что мысль о космических кометах была подсказана ему книгами Ж. Верна.
Тот, кто читает книги Ж. Верна, совершает перелет в Африку на воздушном шаре, отправляется во льды Арктики, спускается к центру земли через кратер в вулкане и летит на Луну в пушечном снаряде. И, наверное, тот космонавт, который первым побывает в другой галактике, непременно вспомнит имя дерзкого мечтателя Жюля Верна.
В нашей библиотеке есть, к счастью, книги этого замечательного писателя.

Библиографический обзор литературы:

  1. Верн Ж. Дети капитана Гранта – Хабаровск: издательство Амур, 1992 – 560 с.
  2. Верн Ж. Дети капитана Гранта; Вокруг света в 80 дней: Романы.– М.: Детская литература, 1975 – 734 с.
  3. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан: Роман.– Детская литература, 1900 – 352 с. – ил.
  4. Верн Ж. Путешествие и приключение капитана Таттераса.– М.: Правда, 1980 –  432 с. – ил.
  5. Верн Ж. Таинственный остров: Роман.– Иркутск: Вост-Сиб. книжное издательство.
  6. Верн Ж. Школа Робинзонов.– Иркутск: Иркутское отделение советского фонда культуры, 1993 – 140 с.

Подведение итогов: определение команды-победительницы, награждение.