Тема урока: "Азбука улицы"

Разделы: Начальная школа


Цели: повторить с учащимися правила дорожного движения, закрепить умение правильно переходить дорогу, знать сигналы светофора, сигналы регулировщика, дорожные знаки; развивать речь учащихся, внимание, память; воспитывать чувство товарищества, уважительное отношение к старшим, правильное поведение в общественных местах, желание прийти на помощь.

Оборудование: транспорт, домик, Помеха–Неумеха, 3 инопланетянина, летающая тарелка, светофор, по 3 кружка у учащихся, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

2. Вступительная беседа.

– Ребята, скажите, нужны ли вам уроки по правилам дорожного движения?

– Зачем?

– Как называется посёлок, в котором мы живём?

– Что вы можете о нём сказать?

– Раз мы с вами жители, мы должны быть хорошими пешеходами, а что это значит? (Не мусорить, соблюдать правила дорожного движения)

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами вспомним всё, что узнали на уроках.

    (Доска оформлена в виде дороги, по которой едут машины и идут пешеходы)

– Перед нами улица. По ней движутся транспорт и пешеходы.

– Где движется транспорт? (По проезжей части)

– Как называется место пересечения улиц? (Перекрёсток)

– Какие бывают перекрёстки? (Четырёхсторонние, трёхсторонние)

– Что служит для движения пешеходов? (Тротуар)

– Как надо двигаться по тротуару? (Придерживаясь правой стоны)

– А для чего тротуары устраивают всегда немного выше, чем проезжую часть?

– А можно ли пешеходам ходить по проезжей части? Почему?

    Стихотворение “ Ученик и грузовик”

    Говорит беспечный Петя:
    Мне опасность не грозит.
    Как шофёр меня заметит –
    В тот же миг затормозит.
    Что же может тут случиться?
    Ведь на улице пока
    Грузовик меня боится ,
    А не я грузовика!
    Он смеётся:- не пойму,
    Отчего и почему
    Должен путь ученик
    Уступать грузовику.
    Если может грузовик
    Уступить ученику.

    Каждый, кто машиной правит,
    Скажет вам наверняка,
    Что, конечно, не задавит
    Ученик грузовика.
    Но добавим мы серьёзно,
    Что растяпа ученик
    Может рано или поздно
    Сам попасть под грузовик.
    Вот поэтому всегда,
    Чтобы не стряслась беда,
    Должен путь ученик
    Уступать грузовику.
    На дороге каждый миг
    Должен быть он на чеку.

– Правил безопасного поведения на улицах и дорогах немного, их надо просто запомнить и следовать им. А это несложно.

– Ребята, посмотрите, на нашу улицу приземлилась летающая тарелка.

– Как вы думаете, кто в ней? (Инопланетяне)

– А зачем инопланетяне прилетели на нашу планету? (Подружиться с нами)

– Но одного инопланетянина украл Помеха–Неумеха и спрятал в своём домике на другой стороне улицы.

– Как вы думаете, почему его так зовут? (Он ничего не умеет, всем мешает)

– Поможем выручить друга?

– Но домик Помехи–Неумехи находится далеко, нам предстоит нелёгкий путь.

– Вы готовы?

– Наши гости очень боятся чудовищ, которые мчатся по дороге, давайте расскажем о них.

Загадки:

    1) спозаранку за окошком стук, и звон, кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
    2) дом по улице идёт, на работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус)
    3) не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука 2 блестящих огонька. (Машина )
    4) пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко, возит грузы и людей. Будь внимательнеё при ней. (Машина )
    5) две пары ног на мостовой и пара рук над головой. (Троллейбус)
    6) несётся и стреляет, ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (Мотоцикл )
    7) у него 2 колеса и седло на раме. 2 педали есть внизу, крутят их ногами. (Велосипед)

Назовите, какие ещё машины мчат по дороге? (Скорая помощь, пожарные машины, такси…)

– Мы подошли к дороге, как нас можно назвать ? (Класс, группа)

– Как надо ходить по дороге группой? (Надо построиться парами, двигаться по правой стороне, идти спокойным шагом, без разрешения учителя не выходить из строя)

– Как надо переходить дорогу? (По переходу)

    Это всем должно быть ясно!
    Даже тем, кто ходи в ясли:
    Всем, кто в городе живёт:
    Переходы не рискованны,
    Только там, где нарисованы
    Шашек белые квадраты
    И на стрелке пешеход.

– А если мы не успеем перейти дорогу, как нам быть ? (Есть островок безопасности)

    Помни правила, подросток:
    Коль идёт машин поток;
    Отыщи на перекрёстке
    Безопасный “ островок”.
    Коль машин сплошная лава
    По бокам и впереди,
    Глянь налево, глянь направо,
    Лишь потом переходи.

– А что ещё нам помогает организовать безопасное движение по улице транспорта и пешеходов? (Дорожные знаки)

– Где устанавливают дорожные знаки? (Их устанавливают там, где этого требует обстановка, они дают много добрых советов, предупреждают об опасности.)

– Нужно ли знать дорожные знаки? (Безусловно, ведь некоторые из них адресованы только пешеходам. Для водителей тоже есть много знаков)

– Какие группы дорожных знаков вы знаете? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)

– Помеха–Неумеха перепутал все знаки, давайте, всё исправим, чтобы на нашей улице был порядок. (На доске разбросаны знаки, дети делят их на группы)

– А кто ещё помогает перейти улицу безопасно?

– С тремя глазами живёт, по очереди мигает, как мигнёт, порядок наведёт. (Светофор)

    Перейти через дорогу вам на улицах всегда
    И подскажут и помогут говорящие цвета.
    Красный цвет вам скажет : нет! Сдержанно и строго.
    Жёлтый цвет даёт совет подождать немного.
    А зелёный цвет горит – проходите – говорит.
    С площадей и перекрёстков на меня глядит в упор
    С виду грозный и серьёзный долговязый светофор.
    Он вежливый и строгий, он известен на вес мир.
    Он на улице широкой самый главный командир.
    У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
    Он по очереди ими смотрит сверху на меня.
    Я его, конечно, знаю, да и как его не знать!
    Я отлично понимаю всё, что хочет он сказать!

    ( В. Кожевников)

– Помеха–Неумеха перепутал все цвета на светофоре, исправьте. (У детей на партах 3 кружка, они их раскрашивают и выкладывают светофор)

– Светофор – это слово “ греческое”, по-русски оно означает “ несущий свет”. Впервые светофоры стали применяться на железных дорогах, а уже позже появились на улицах городов . В нашей стране светофоры стали устанавливать в 30-е годы. Впервые он появился в Москве. Светофор напоминал большие часы с раскрашенным циферблатом.

– Какие цвета вы выбрали для своих светофоров?

    Игра – загадка

    По улице шагает весёлое звено.
    Собрались после школы ребята все в кино.
    И вдруг на перекрёстке, прервав их разговор,
    Внимательный и добрый товарищ Светофор!
    Подмигнул своим глазом он строго:
    - Стоп, ребята, пути дальше нет!
    Мчат машины сейчас по дорогам,
    А для вас я какой зажёг свет? (Дети показывают красный кружок)
    Вы говорите красный, так значит все в пути
    Должны остановиться, вперёд нельзя идти!
    Свет новый загорелся, и сразу светофор
    С ребятами завёл свой беспокойный разговор.
    Потерпите, ребята, немного,
    С места сразу бежать вам нельзя!
    Приготовьтесь теперь к переходу,
    Свет какой я зажёг вам , друзья? (Дети показывают жёлтый кружок)
    Свет жёлтый загорелся, предупреждая нас
    Что можно к переходу готовиться сейчас.
    Машины сразу стали, открыли коридор.
    И снова нам мигает добрый друг наш Светофор:
    - проходите , друзья, проходите,
    вам преград на пути больше нет!
    А теперь дружно вы подскажите,
    Я какой зажигаю вам свет? (Дети показывают зелёный кружок)

– Итак, мы перешли улицу, дальше надо ехать на автобусе.

– Где будем ожидать автобус?

– Как надо вести себя на остановке?

– В каком порядке должны войти люди в автобус? (Игра – дети переодетые в женщину с ребёнком, мужчину, бабушку)

– Как называются люди, которые едут в транспорте?

– Легко ли быть пассажиром?

– Знаете ли вы правила пассажиров?

Пассажиром быть непросто:

войдя в салон, надо купить билет и пройти вперёд;
уступи место, если необходимо;
не высовывайся из окна в целях безопасности;
нельзя возить в автобусе взрывоопасные и острые предметы;.
не отвлекай водителя;.
выйдя из автобуса, обходи его сзади.

– Ну вот мы и добрались до домика Помехи–Неумехи. Ребята, а где он играет? (На дороге)

– А что мы ему посоветуем?

    У дороги не играй,
    На неё не выбегай.
    Вдруг споткнёшься – упадёшь.
    Под колёса попадёшь.

(На доске иллюстрации о поведении на дороге)

– Ребята, Помеха–Неумеха не хочет отдавать нам инопланетянина, он просит вас рассказать стихи о правилах дорожного движения.

Азбука города

    Город, в котором с тобой мы живём,
    Можно по праву сравнить с букварём.
    Азбукой улиц, проспектов, дорог.
    Город даёт нам всё время урок.
    Вот она, азбука, - над головой:
    Знаки развешаны вдоль мостовой.
    Азбуку города помни всегда,
    Чтоб не случилась с тобою беда.

    ( Я. Пишумов)

Наши дети не только стихи знают, они ещё нарисовали рисунки о правилах дорожного движения: о том, где можно играть, как правильно переходить улицу, кто помогает перейти улицу безопасно. (Выставка рисунков)

Помеха–Неумеха отдал нам инопланетянина. А давайте возьмём Неумеху к нам в школу, чтобы на уроках ОБЖ он научился правильно вести себя на улицах города, чтобы с ним не случилась никакая беда. И он обязательно станет добрым, а мы вместе с ним пойдём в страну знаний по дороге, дороге добра.

    (Звучит песня “ Дорога добра” )

О правилах дорожного движения, о транспорте можно прочитать в книгах.

Выставка книг.

4. Итог урока.

Понравился ли вам урок? Будем соблюдать правила дорожного движения?

В уроке я использовала материал из книги “ Учителю о дорожной азбуке”, составитель Пташкина О.И.