Создание реабилитационной службы в детском доме. Опыт, проблемы, перспективы

Разделы: Администрирование школы


Развитие и совершенствование менеджмента, приспособление его к конкретной обстановке в настоящее время являются одним из главных рычагов повышения эффективности деятельности учреждения. В некоторых случаях это оказывается более действенным, чем дополнительные финансовые вложения.

Изменения внешней среды учреждения, такие как развитие общества и социальных отношений, представлений о роли человека в организации и используемых технологиях, предъявляют повышенные требования к необходимости адаптироваться к этим изменениям для того, чтобы успешно функционировать и соответствовать требованиям внешней среды, в нашем случае – социальному заказу. Все эти причины вызывают потребность в перестройке структуры управления, в том числе и посредством организации новых структур. В данном случае – реабилитационной службы, иными словами службы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения. Необходимость создания именно этой новой структуры в учреждении вызвано: противоречием между потребностью общества в полноценных результатах деятельности интернатных учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и труду - и реальным вкладом деятельности детского дома по осуществлению социальной адаптации воспитанников.

Именно реабилитационная служба позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленных на обеспечение социальной защищенности, профессиональной подготовки, трудоустройства и полноценной интеграции в общество воспитанников детского дома.

В соответствии с этим, целью деятельности реабилитационной службы в детском доме является создание условий для комплексной реабилитации воспитанников детского дома с учётом индивидуальных особенностей и реабилитационного потенциала ребёнка.

При создании новой структуры в детском доме (реабилитационной службы) мы опирались на:

  • теоретическую базу (теорию управления);
  • на требования внешней среды – социальный заказ;
  • на внутреннюю среду учреждения, т.е. ресурсы: нормативно-регламентирующую базу: материально-техническую базу, имеющиеся технологии (как управленческие, так и специфические: по медико-социально-психолого-педагогическому сопровождению воспитанников) и персонал (кадры).

Третья составляющая (рисунок № 1) анализировалась с двух сторон, которые условно можно определить как: статическое состояние (что мы имеем на данный момент) и динамическое состояние (что мы можем изменить).

В настоящий момент, после осуществления изменений, состояние ресурсов таково:

1) Нормативно-регламентирующая база. На основании нормативно-правовой базы федерального, регионального, муниципального уровней регламентирующей реабилитационную деятельность в образовательном учреждении, на уровне детского дома разработаны следующие локальные акты:

– Положение о реабилитационной службе;
– Концепция реабилитационной службы;
– Положение о Консилиуме;
– локальные акты, регламентирующие деятельность подразделений.

2) Материально-техническая. Кроме приобретения новой мебели, торгово-технологического оборудования, современной бытовой техники, нам удалось оборудовать тренажёрный зал, помещения для работы разнопрофильных кружков - кулинарии, компьютерного, музыкального, изобразительного искусства; открыть мастерские для ручного труда девочек - “швейное дело”, “машинное вязание” и технического труда мальчиков. На территории детского дома оборудован современный спортивный комплекс, включающий футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки, теннисный стол. Для решения актуальных проблем воспитанников, оборудован фитобар, мини-солярий, комната релаксации. Задача материально-технического обеспечения процесса социально-медицинского и психолого-педагогического сопровождения детей решается нами во многом благодаря помощи и активному участию Попечительского совета детского дома.

3) Технологии. Для осуществления процесса сопровождения используются технологии управления (Разделение ответственности; чёткость постановки целей и задач; вознаграждение за достижение цели; единоначалие и коллегиальность; системность и плановость; иерархичность; приоритет определённых интересов; разделение труда и специализация; экономичность; профессионализм и его постоянное повышение), а так же технологии социально-медицинского и психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома. Кроме использования традиционных технологий в детском доме ведётся работа по адаптации и внедрению системы М. Монтессори. Разработана образовательная программа “Становление”, используются элементы акватерапии, разрабатываются разделы лечебно-оздоровительной и санитарно-просветительской работы.

4) Кадры. При создании реабилитационной службы мы организовали обучение сотрудников на базе детского дома через теоретические и практические формы работы, целью которых были не только целостное систематическое изучение современных методик, технологий реабилитационной работы, но и изменение убеждений, выработка новых общих взглядов на реализацию процесса сопровождения в условиях детского дома. Показателем профессионализма персонала детского дома мы считаем не только умение адаптировать и внедрять готовые программы работы с детьми, но и умение разрабатывать собственные, учитывающие специфику учреждения.

Кроме этого, нам было важно определить место реабилитационной службы в управлении деятельности детского дома и поэтому в период создания службы мы определили следующие важные моменты:

  1. Реабилитационная служба – это составляющая системы управления детского дома;
  2. Деятельность реабилитационной службы строится в соответствии с целеполаганием детского дома;
  3. Деятельность реабилитационной службы соответствует стратегии деятельности детского дома;
  4. Реабилитационная служба выполняет определённые функции, в том числе и управленческие;
  5. Реабилитационную службу характеризуют: специализация, разделение труда, координация деятельности, делегирование полномочий, наличие горизонтальных и вертикальных связей, принятие решений.

Также при создании службы мы опирались на свой имеющийся положительный опыт, а именно: действующий консилиум, который функционировал с 1994 года в то время, когда детский дом имел статус школы-интерната. Этот опыт был обобщён в 2002 году в методическом пособии “Школьный консилиум как средство поиска и определения оптимальных условий психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции воспитанников детского дома в общество” (издание Центра повышения квалификации управления образования мэрии г. Череповца, 2002 г.). Изначально консилиум был формой работы школы, где решались проблемы обучения и поведения воспитанников в основном в процессе учебной деятельности. Но основные концептуальные идеи сопровождения, которым подчинялась деятельность консилиума, остались актуальными и в настоящее время, это:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения.
  2. Создание социально-психологических условий для развития личности.
  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении.

Инновационный подход к деятельности консилиума в условиях детского дома-школы позволил объединить усилия всех специалистов в исполнении миссии интернатного учреждения – создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Консилиум представляет одну из наиболее важных форм сопровождения. В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребёнка на консилиуме мы находим оптимальные ситуации такого взаимодействия. В каких-то аспектах предстоит изменить систему образовательных и нормативных требований, предъявляемых к конкретному воспитаннику - их содержание, объём, организационные приёмы. То есть, “приспособить” среду к ребёнку. В других аспектах – поработать с самим ребёнком в плане формирования и коррекции определённых навыков и психических особенностей, оказания помощи в нахождении более эффективных форм взаимодействия с окружающим социумом. То есть – “приспособить” ребёнка к среде. В ходе консилиума решение этой глобальной задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.

В соответствии с принципами управленческой науки, современными подходами к процессу сопровождения, а так же практическим опытом деятельности по организации работы консилиума, мы разработали модель реабилитационной службы. В основу создания этой модели положена современная методология бизнес-моделирования - проектирование интегрированных информационных систем.

(рисунок № 2)

1.Оргструктура. Отвечает на вопрос “Кто?, т.е. субъекты реабилитационной службы”. На схеме видно их соподчинение.

Заместитель директора по реабилитационной работе координирует работу подразделений по решению актуальных проблем воспитанников.

Психологическое подразделение. Субъектами его являются педагог-психолог, который осуществляет психологическое сопровождение детей и содействует решению психологических проблем воспитанников, учитель-логопед способствует решению проблем в речевом развитии воспитанников детского дома.

Медицинское подразделение. Субъектами являются: врач-педиатр, врач-психиатр, врач-стоматолог, старшая медицинская сестра, диетсестра, медицинская сестра круглосуточного дежурства, инструктор ЛФК, физиосестра, младшая медицинская сестра изолятора. Субъекты этого подразделения решают основную задачу – сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского дома.

Социальное подразделение Субъектами его являются: заместитель директора по социальным вопросам и социальные педагоги. Целью работы подразделения является осуществление деятельности по защите прав воспитанников, совместной с педагогами профориентационной работе с детьми, отслеживание постдетдомовской адаптации выпускников.

2. Информация. Отвечает на вопрос “На основе чего работает реабилитационная служба?”. Информационные потоки можно разделить на:

1) внешние, т.е. та информация, которая поступает извне детского дома. Её источником являются органы власти различных уровней: федеральные; региональные, муниципальные, а так же информация о достижениях педагогической, психологической, медицинской науки.

2) внутренние организованные потоки, их источником являются организованные формы работы: консилиум, совещания, хронометраж, результаты контрольно-аналитической деятельности, информационное поле, различного рода документация и т.п.

3) неформальная коммуникация, т.е. та информация, которой обмениваются в результате неформального общения. Она не всегда бывает достоверной, но хотим мы этого или нет, её всё равно приходиться учитывать в своей деятельности.

3. Функции. Отвечает на вопрос “Что делает реабилитационная служба?”, другими словами, содержание деятельности.

1) Диагностическая – данная функция реализуется всеми подразделениями, целью является выявление актуальных проблем воспитанников и выявление динамики развития ребёнка.

2) Коррекционно – развивающая реализуется психологическим подразделением совместно с педагогической службой и заключается в создании специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении.

4) Профилактическая функция реализуется всеми подразделениями реабилитационной службы и решает задачи профилактики возникновения проблем у воспитанников детского дома.

5) Лечебно-оздоровительная функция реализуется медицинским подразделением. Включает в себя разработку и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

6) Социально-педагогическая функция реализуется социальным подразделением реабилитационной службы совместно с педагогической службой и решает задачи защиты прав воспитанников и подготовку к трудовой деятельности.

Но этими функциями нельзя ограничить деятельность реабилитационной службы, здесь представлены функции в аспекте содержания деятельности, также функции можно рассмотреть более широко, выделяя другие аспекты. (рисунок № 3)

4. Процессы. Отвечает на вопрос: “Каким образом?”

Мы, вслед за Семаго М.М. определяем социально-медицинское и психолого-педагогическое сопровождение как создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Поэтому, процесс сопровождения это цикличный процесс, он представляет собой механизм следующих действий:

1) планирование (разработка) индивидуальных программ сопровождения,
2) реализация этих программ,
3) мониторинг программ,
4) анализ достигнутых результатов и снова (1) планирование программ с учётом достигнутых результатов.

Процессы реализуются всеми подразделениями реабилитационной службы совместно с педагогической службой, в основном, через работу консилиума.

Результативность деятельности реабилитационной службы определяется с помощью мониторинговой программы, которая включает в себя параметры, показатели, критерии динамики развития воспитанников. Параметры выделены в соответствии с возрастными стандартами социализации детей-сирот. В результате апробации мониторинговой программы в мае 2004 года выявилось, что воспитанники “Детского дома № 9” имеют уровень социальной адаптации “выше среднего”. Таким образом, мониторинговая программа позволяет получить объективную картину уровня социальной адаптации воспитанников детского дома, определить приоритеты и целеполагание в работе, исходя из выделенных проблем, скорректировать работу педагогов с воспитанниками, составлять индивидуальные программы сопровождения воспитанников, организовать обучение педагогов в соответствии с полученными данными.

При анализе деятельности реабилитационной службы в целом, мы выделяем несколько проблем:

1. На данный период не существует научно апробированной тактики деятельности реабилитационной службы, что затрудняет определение тактики деятельности службы в детском доме;

2. Недостаточно разработана нормативно-правовая база на федеральном уровне, которая бы регламентировала деятельность реабилитационной службы в детском доме, (благодаря чему, возможно, мы бы не только избежали ошибок в деятельности, но и сократили время на определение структуры, механизмов, содержания работы реабилитационной службы).

Дальнейшую перспективу в деятельности реабилитационной службы мы видим:

  1. В разработке методического инструментария по осуществлению медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в детском доме;
  2. В дальнейшей апробации мониторинговой программы по определению эффективности реабилитационного процесса;
  3. В разработке и апробации новых эффективных форм работы реабилитационной службы с педагогами и воспитанниками детского дома;

4. В создании реабилитационного пространства, как целостной системы жизнедеятельности воспитанников детского дома, которое осуществляет поддержку индивидуальности воспитанника и способствует решению его личностных проблем.

Таким образом, коллектив работников детского дома находится в постоянном поиске эффективных путей, средств, форм, методов работы, способов успешной социализации воспитанников детского дома.