Профориентационная работа с учащимися

Разделы: Школьная психологическая служба


 “Я предпочитаю разговаривать с детьми – есть, по крайней мере, надежда, что из них выйдут разумные существа…”

Серен Кьеркегор
детский философ

 Сегодня психология представлена во всех областях общественной жизни – экономической, производственной, социальной, в области искусств и спорта, сохранения здоровья и др. Но, пожалуй, в наибольшей степени влияние научно-практической психологии заметно в современной системе образования.

Центром внимания и смыслом деятельности школьного психолога является ребенок, его интересы как растущего человека и развивающейся личности, индивидуальности, оказание помощи, как самим детям, так и их родителям, учителям в решении проблем обучения, поведения, общения, отношений.

Одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться школьному психологу, является социальная адаптация подростков, решение вопросов взросления.

Стремление к зрелости особенность присущая всем людям: и взрослым, и детям, и умным, и не очень, и “трудным”, и благополучным. Эта особенность человека называется личностным ростом и сопровождает процесс взросления. Один из аспектов взросления выделился в проблему социально-психологической адаптации подростков. Речь идет не только о предупреждении детской и подростковой преступности, наркомании и т.д. Гораздо более широкие слои подростков просто плохо адаптированы к реальной жизни, т.е. не могут выбрать цель на определенном этапе жизни, не чувствуют себя уверенно и поэтому внушаемы и зависимы.

Взросление без личностного роста обрекает подростков на серьезные трудности, и здесь неоценима роль школы в решении задач развития личности ученика.

Одним из направлений работы учебного заведения по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни, а тем более, направленная работа по развитию личности является профориентация учащихся.

Социально-экономическое и геополитическое положение Калининградского региона наиболее остро ставит перед школой задачи профессиональной ориентации учащихся. В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказывается недостаточно подготовленной к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации.

Социальные опросы, проведенные в школе, показывают, что более 60% старшеклассников имеют неустойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом более 70% не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей и склонностей, соответствия их избираемой профессии.

Исходя из этой цели, профориентационная работа психологической службы заключается в обучении учащихся продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей – познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи и ошибки, исправлять их в подготовке к профессиональному самоопределению; содействовать активизации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся, обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала.

При проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственных ориентаций.

Мы с вами знаем, что знания, приобретаемые в школе, никогда не станут значимыми для ученика, если он не видит практического применения своим навыкам и умениям, не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию. Таким образом, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах.

Автором статьи был разработан и используется курс профориентационных занятий “Путь к успеху” (Приложение 1).

Курс ориентирован на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.

При проведении занятий курса используются различные формы и методы работы:

  • Игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность наблюдать их “здесь и сейчас”;
  • Работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение и организация понимания через обсуждение в группах);
  • Дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;
  • Профориентационные игры;
  • Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
  • Проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов.

Совершенно очевидно, что профориентационное занятие не должно сводиться к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение должно формировать способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах, этому, на наш взгляд, способствует внедрение новых педагогических и информационных технологий.

Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться школьному психологу при проведении занятий в начале курса является отсутствие учебной мотивации учащихся и, как следствие – непосещение курса, т.к. он является необязательным и безоценочным.

Наиболее эффективный путь развития учебной мотивации мне представляется через активизацию творческого мышления. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути) – известный способ повышения интереса к учебе. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, широкую социальную ориентировку в окружающем, непохожесть на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению других, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. В результате выпускник школы оказывается в состоянии, учитывая личные склонности и предпочтения, самостоятельно сделать ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за него сценарию.

Ни объем знаний, приобретаемых в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не обеспечивают приобретение человеком творческого опыта. Творчеству можно научить, но по-иному, чем учат знаниям и умениям. Кроме того, творческий опыт, приобретаемый ребенком, должен быть составляющей того целостного личного опыта, который он приобретает в образовательном процессе.

Психологией накоплен определенный багаж знаний и научных рекомендаций по развитию способности к творчеству, а педагогика, опираясь на эти рекомендации, разработала множество конкретных приемов и методов: развитие творчества на основе системы творческих и исследовательских заданий, развитие проектного мышления, технологии проблемного обучения, диалоговые методы обучения и т.д. Использование этих методов в профориентационных занятиях, безусловно, способствует развитию интереса учащихся к ним.

При разработке курса автором учитывалось и то, что современные подростки сегодня не представляют своей жизни без компьютера. Задача школы перевести этот интерес в полезную плоскость.

Фраза: Третье тысячелетие - это тысячелетие информационных технологий стала для нас уже привычной. Для миллионов людей компьютер стал рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность. Естественно, что психология не осталась в стороне и сегодня информатика занимает прочное место в ряду наук, знаниями которых она пользуется.

В разработанном нами курсе применяется компьютерное тестирование, что позволяет:

  • автоматизировать подведение итогов тестирования;
  • обеспечить анонимность тестирования и независимость оценки;
  • значительно облегчить процедуру тестирования, превращая ее в игровой процесс;
  • повысить мотивацию учащихся.

Обобщающий и итоговый контроль знаний учащихся - особый момент в деятельности психолога. На занятиях по психологии нет такого понятия как “оценка”. Но между тем отследить уровень знаний учащихся необходимо. Создание ребятами презентаций, буклетов, информационных листов по темам изучаемого курса, на наш взгляд, является удачным выходом из этой ситуации (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.). При этом развивается и поисковая активность, и интерес к психологии, расширяются и полученные ребятами знания, они обучаются анализу и представлению информации. Курс “Путь к успеху”, по мимо своих основных задач, выполняет функцию поддержки ИВТ, дает возможность ребятам отработать и закрепить практические навыки, получить дополнительные оценки по информатике.

При разработке и проведении курса мы столкнулись и с другой проблемой. Для проведения большей части предлагаемых сегодня профориентационных игр необходимо иметь просторное помещение, более того рассчитаны они, как правило, на один час и более. К сожалению не каждый школьный психолог может сегодня похвастаться тем, что имеет собственный кабинет, позволяющий проводить такие занятия. Безусловно, при желании можно найти выход из положения, к примеру, использовать актовый или спортивный зал. Но, во-первых, эти помещения не всегда свободны, значит, нужно подстроится под расписание проводимых там мероприятий, при этом нужно учесть и расписание уроков самих учеников. Во-вторых, для проведения занятий требуется то доска, то столы для групповой работы и т.д., конечно можно занести парты из свободного учебного класса (если такой имеется в данный момент), поставить передвижную доску, т.е. организовать необходимое учебное пространство. Если речь идет об одном мероприятии в месяц, то это вполне реально, но если профориентационные занятия проводятся 1-2 раза в неделю во всех старших классах, врядли такой подход будет эффективным.

Каждый урок, разработанный автором к темам курса, рассчитан на 40-45 минут. Это позволяет психологу подстроиться под общий режим работы школы, занятия в данном случае можно проводить в любом свободном учебном кабинете, в любое время дня.

При разработке занятий активно используется различный литературный материал: метафоры, притчи, эпиграфы, различные литературные тексты. Работа с данным материалом позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление (Приложение 6, Приложение 7.).

В заключении хочется отметить, что только творческий подход психолога к разработке и проведению занятий вызывает искренний интерес ребят. Прежде всего, психолог должен ориентироваться на непосредственное общение с детьми, тогда между ними возникнут доверие и понимание. Серен Кьеркегор детский философ говорил “Я предпочитаю разговаривать с детьми – есть, по крайней мере, надежда, что из них выйдут разумные существа…” В своей работе автор придерживается именно такого подхода, и это дает свои результаты (Приложение 8.).