Рейтинг@Mail.ru

Авторский проект "Девичьи Кузьминки"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цели:

  1. Повышение социальной значимости школы и социализации детей. Школа - это такое место, куда приходят дети, их родители и учителя. Мы хотим устроить уроки так, чтобы учащиеся, их родители и учителя могли не только деятельно общаться. Но и найти каждый себе занятие по интересам в процессе изучения материала и организации праздника. Причем выбрать вид деятельности и стать организатором этой деятельности.
  2. Внедрение элементов национально-регионального компонента в учебную программу в рамках стандарта основного общего образования по технологии (обслуживающий труд) для Красноярского края.
  3. Реализация авторской программы Наумовой О.Б. и Ткачук Л. С. “Трудовое обучение и производительный труд в 5-9 классах с углубленным изучением художественно- прикладных промыслов народов сибирского региона”.

Тактические цели:

  1. Реализовать идею – через познание народных традиций к восстановлению семейных устоев.
  2. Реализовать миссию – повышение социальной значимости школы как центра образовательной, досуговой деятельности, объединяющей в единый образовательный процесс деятельность учащихся, родителей и учителей-предметников (технологии, истории, литературы, музыки, риторики).
  3. Повысить значимость образовательной области “Технология” в образовательном пространстве МОУ СОШ № 91.
  4. Скоорденировать и сорганизовать все заинтересованные стороны в организации учебно-познавательного процесса, социально одобряемого и эмоционально-ценностного досуга.

Целевая группа:

  1. Учащиеся школы и их родители.
  2. Жители микрорайона.
  3. Учителя школы и района.

Число сотрудников и добровольцев:

Руководители:

Ткачук Л.С. учитель технологии высшей категории, организатор ОППТ,

Наумова О.Б. учитель технологии высшей категории, мастер ОППТ.

Сотрудники: ученики 5- 9 классов,

Кириллова Н.О. учитель русского языка и литературы,

Камина С.В. учитель русского языка и литературы,

Ахпашева Н.И. учитель музыки.

Добровольцы: родители учащихся.

Сроки реализации и участники проекта:

Проект реализовался в урочное и внеурочное время учениками 5 - 9-х классов, их родителями, учителями школы № 91 с 1 сентября по 14 ноября 2005 года.

Историческая справка:

На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался "Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники". Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

  • "Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье",
  • "Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать",
  • "Демьян, окамени воды".

В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали:

  • "Кузьминки - об осени поминки",
  • "Кузьминки - встреча зимы".

Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур.

На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали "ссыпку" и приглашали парней.

Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами". Недаром в народе говорят:

  • "Батюшка Кузьма-Демьян - куриный бог",
  • "Кузьминки - курьи именины, девичий праздник",
  • "На Кузьму-Демьяна - курицу на стол".

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян". Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили, изгоняли злых духов одним лишь именем Христа. Только за веру, без платы и награды, в полном соответствии с заповедью: "Даром получили, даром давайте". Однажды братья вернули к жизни умирающую женщину, и та в знак благодарности попросила их принять три яйца. Лекари отказались. Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы. Ради такой великой клятвы Дамиан согласился. Косьма услышал об этом, думая, что брат нарушил строгий обет, так опечалился, что завещал не погребать его вместе с Дамианом. Когда же после одновременной кончины святых от руки завистливого врача-язычника люди решали, как поступить с телами, внезапно появился верблюд, когда-то спасенный целителями от бешенства, и проговорил человеческим языком, чтобы не сомневались и похоронили братьев вместе. Мол, Дамиан виноват, так как принял три куриных яйца ради имени Божия. Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

Исторически повествования описывают, как в Москве в Толмачевском переулке 14 ноября собирались вокруг церкви Косьмы-Дамиана женщины с курами. В деревнях хозяйки звали священника отслужить перед курятниками молебен, окропить кур святой водой. Потом рассылали кур в подарок родным, девушки носили птиц на боярский двор с челобитьем к барыне. Такие "челобитные" куры содержались в почете. Их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, которые они несли, считались целебными.

На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.

Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.

О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".

Перед Кузьминками девушки собирали складчину ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и пели:

Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

По народному представлению, Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто их особенно почитает.

  • "Узловать Кузьма, развязать нельзя".

По поверью куют святые и обручальные кольца.

  • "Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом".

Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

Большой интерес у учеников вызывают народные приметы, связанные с этим днем.

  • "Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив",
  • "Если на "Козьму и Демьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз",
  • "Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)",
  • "Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются".

Планирование этапов проекта

Этапы Конкретные события
Организационно-подготовительный
  • Выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.
  • Создание команды проекта.
  • Составление плана работы по выполнению проекта.
  • Оценка необходимых материальных и финансовых затрат, интеллектуальных усилий.
Конструктивный этап
  • Формирование идей по направлениям реализации проекта.
  • Выявление наилучшей идеи проведения праздника.
  • Создание сценария.
  • Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального варианта.
  • Изучение истории праздника.
  • Изучение истории костюма и причесок.
  • Изучение фольклорного материала, относящегося к этому празднику.
  • Изучение символики народного рисунка и различных технологий вышивки.
  • Изучение традиционных рецептов и сервировки русского стола.
  • Распределение командных ролей (председатель, рукодельницы, кулинары, бухгалтеры, завхоз, группа разработчиков сценария, дизайнеры и художники, менеджеры по рекламе, костюмеры, фольклорная группа, хозяйки праздника).
  • Выбор и сбор предметов обстановки праздника и изделий народного творчества для украшения праздника с участием родителей и учителей.
Технологический этап
  • Изготовление изделий с вышивкой.
  • Практические занятия по выполнению кулинарных работ.
  • Расчет, сбор и распределение денежных средств, необходимых для закупки продуктов праздничного стола.
  • Изготовление угощений для стола.
  • Сбор и изготовление костюмов.
  • Оформление кабинета.
  • Работа над рекламой и приглашение гостей.
Заключительный этап.

Предполагаемые экономические затраты.

Виды затрат Количество Стоимость 1 ед. Всего
1 гречневая крупа 2кг 24-00 48-00
2 курица 5кг 56-00 280-00
3 соль 0,1 кг 4-00 0-40
4 сливочное масло 0,3 кг 60-00 18-00
5 растительное масло 0,2 кг 30-00 6-00
6 лук 1 кг 18-00 18-00
7 морковь 1 кг 20-00 20-00
8 призы 30 шт 5-00 150-00
итого       520-00

Расчет затрат сделан на 30 человек.

При работе над проектом осуществлялись межпредметные связи. Приложение 3.

Литература.

  1. Бабунова И.В. “Технология” 5- 6 класс, “Поурочные планы” по учебнику под редакцией Симоненко В.Д. Волгоград, изд. “Учитель” 2003г.
  2. Барлина З.И. “Русский дом”, Нижний Новгород, 1994.
  3. Еременко Т.И. “Альбом узоров для вышивки”, Москва, “ОЛМА-ПРЕСС” 2001.
  4. Журнал “Школа и производство”,№1 2001г.,№4 1994г.
  5. Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. Красноярск, “Красноярский производственно- издательский комбинат “Офсет”, 1993.
  6. История костюма. Учебник для учащихся лицеев, училищ, колледжей. Ростов - на Дону: “Феникс” 2001.
  7. Кайсаров А.С.,Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга”. Саратов, “Надежда”, 1993.
  8. Крупская Ю.В. “Технология” Методические рекомендации, 5 класс. Москва, “Вента-Граф” 2005г.
  9. Марченко А.В. “Настольная книга учителя технологии”, Москва, “Астрель” 2005г.
  10. Павлова М.Б. и Питт Д.”Образовательная область “Технология”. Теоретические подходы и методические рекомендации.
  11. Павлова М.Б., Питт Д., Гуревич М.И., Сасова И.А.“Технология”. Метод проектов в технологическом образовании школьников”, Москва, “Вента-Граф” 2003 г.
  12. Панкеев И.“ От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. Москва, “Эксмо”, 1997.
  13. Сасова И.А.“Технология” 5класс. Сборник проектов. Пособие для учителя. Москва. “Вента-Граф”, 2004г.
  14. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. Москва, “Вента-Граф” 2004г.
  15. Симоненко В.Д.“Учебник “Технология” 5-9 класс. Москва, “Вента-Граф” 2001г.
  16. Сычева Л.В. “Вышивка”, Горно-Алтайск, МП “Альтернатива” ,1991.
  17. Фурлетова О.И. “Энциклопедия “Машинная вышивка”. Москва, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, Москва,1999.