Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка на тему: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

1. Продолжить наблюдение и закрепление знания учащихся над однокоренными словами.

2. Познакомить с понятием корень.

3. Упражнять в подборе родственных слов и определении корня в родственных словах.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания (беглый осмотр).

3. Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем путешествовать по грамматическому царству, орфографическому государству.

Сегодня нам придется много удивляться. Удивление – это чувство, но его можно озвучить.

- Что же это за слова, которые выражают чувства, но не называют его? (Междометия).

- Как можно озвучить чувство удивления? (О-о-о!).

- Сегодня на минутке чистописания вспомним, как пишется буква О (тетрадь по чистописанию, с.29, урок 67).

- Как вы думаете, почему написаны 4 буквы? (Для анализа и выбора).

- Выберем каллиграфически верную букву.

4. На доске – рисунок с обозначением корня, суффикса, приставки и окончания.

- Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы конечно, посетим все эти острова. Но сегодня побываем на самом главном из островов под названием “Корень”. Как вы думаете, на каком? (Корень).

- Давайте вспомним, что означает слово корень?

1. То, без чего не может жить растение.

2. Подземная часть растения.

3. Корень зуба.

4. Корень волоса.

5. Корень ногтя.

- Что общего в этих словах? (Они все обозначают важную часть чего-либо).

- Значит, что можно сказать о слове корень? (Оно многозначно).

- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?

- Давайте узнаем об этом на нашем уроке.

Учитель:

Как-то много лет назад,
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.

(На стенде – дерево с родственными словами САД).

- Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?

(Достаточно ли у вас знаний, чтобы ответить на этот вопрос?)

- Вы хотите сами стать садовниками?

- Давайте посадим слово – корень ЛЕС.

(Дети пишут на табличках и прикрепляют к дереву. Учитель прикрепляет слово