Использование информационных технологий в трудовом обучении школьников

Разделы: Информатика, Технология


Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании.

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определённое научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией. Таким образом, существует двоякая трактовка понятия “информационная технология”: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между учителем и учеником. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [2,с.116].

По результатам последнего международного тестирования 15-летних подростков PISA, выяснилось, что “российские школьники не умеют: а) распознавать практические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи “по образцу” [3].

Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе изучения курса “Технология трудового обучения (девочек)” является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей.

Компьютерные технологии основаны на идеях программированного обучения и включают использование таких современных возможностей компьютера, как гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, микромиры, демонстрации. Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах:

  • как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов);
  • как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
  • как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера [5,с.33].

В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности. Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои творческие возможности в качестве исследователя, художника-дизайнера, аниматора, стилиста и пр. в виртуальной форме. Изучение педагогического опыта показывает, что ученические исследования по большей мере являются чисто исследовательскими работами, реже - проектно-исследовательскими [4, с.119]. В организации исследовательской деятельности учащихся с применением компьютерных ресурсов наиболее целесообразным является Internet, обладающий огромным информационным потенциалом. Однако проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации во многом зависят от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам).

В организации исследовательской деятельности ресурсы Internet могут быть использованы как:

  • источник получения информации;
  • способ общения с партнёрами, единомышленниками;
  • инструмент участия в сетевых проектах.

По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний и проведения исследовательских работ. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины [2,с.123]. Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя - предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

С открытием операционной системы Windows в сфере обучения открылись новые возможности. Например, программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи:

  • графические редакторы дают возможность создать дизайнерский вариант моделей одежды, использовать графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.); создавать схемы для лоскутной мозаики [1];
  • текстовые редакторы позволяют написать реферат по теме или разделу программы, работать с тестами, сканировать фотографии и рисунки;
  • электронные таблицы Excel помогут систематизировать знания по различным видам рукоделия, народным промыслам, фольклору и пр.; их удобно применять для создания схем и рисунков для вышивки крестом, составления орнамента, лоскутного шитья [1];
  • программы Power Point, Adobe PhotoShop предназначены для создания презентации по самостоятельно выполненному учащимся творческому проекту [6];
  • программа Microsoft Publisher поможет выполнить буклет по изученной теме или к внеклассному мероприятию.

Учитель может составить своё тематическое планирование таким образом, чтобы включить в разделы или темы использование компьютера, мультимедиа и Internet-технологий.

При использовании информационных технологий в процессе трудового обучения повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютерные технологии оказывают и определённое воспитательное воздействие на обучаемого, а также возникает ситуация, когда компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всём её протяжении.

В кругу многообразных факторов и отношений, сопровождающих внедрение компьютерной техники в сферу образования, центральным является отношение “человек – компьютер”. Глобальность и многоаспектность этой проблемы вынуждают проводить исследования всех многосторонних связей учащихся с компьютером. Однако главное, что надо помнить учителю - любой компьютер сегодня всего лишь информационное средство и способ повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности, передача информации сама по себе ещё не обеспечивает передачи знаний, культуры. Компьютер, как и другие информационные носители, выполняет сугубо вспомогательные функции предоставления по возможности объективной учебной информации, которая поможет учащемуся и учителю достичь запланированных целей обучения, а сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Литература:

  1. Бабенкова Е.С. Использование компьютерных программ для выполнения схем вышивки и лоскутной мозаики/ Е.С.Бабенкова// Школа и производство.- №4, 2005.- С.32-34.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ В.И.Загвязинский.- М.: Изд.центр “Академия”, 2001.- 192 с.
  3. INTEL® “Обучение для будущего”: Учебное пособие.- 5 изд., испр.- М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2005.- 368 с.
  4. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся/ Н.В.Новожилова// Завуч.- №8, 2003.- С.118-125.
  5. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий/ Г.К.Селевко// Школьные технологии.- №1, 1997.- С.11-35.
  6. Ставрова О.Б. Компьютерная презентация учебного проекта/ О.Б.Ставрова// Школа и производство.- №8, 2002.- С.28-33.