Бисероплетение "Плетение сетки"

Разделы: Технология


Цели урока.

  1. Ознакомить учащихся с историей бисера.
  2. Систематизировать и обобщить опыт работы с бисером, накопленный нашими предшественниками и современниками.
  3. Ознакомить учащихся с техникой ажурного плетения.

План:

  1. История бисера.
  2. Доклад ученицы.
  3. Создание бисерного изделия.
  4. Материалы и приспособления.
  5. Качество работы.
  6. Показ изделий из бисера
  7. Практическая работа по карточкам.
  8. Зарядка для глаз.

Наглядные пособия.

  • Изделия из бисера – пасхальные яйца, билэ, бижутерия из бисера, оберег из конского волоса.
  • Разные бисерные иголки, бисер, стеклярус, рубка, нитки капроновые, карточки “Техника ажурного плетения”, журналы по бисероплетению.

Инструменты и материалы: Ножницы, бисер, бисерные иголки, нитки капроновые, салфетка фланелевая.

Объяснение с практическим закреплением.

История бисера

Сегодня мы познакомимся с вами с техникой ажурного плетения бисером. Также вы узнаете много интересного из истории бисера и как создать изделие. Кроме того, вы освоите упражнения, которые снимают усталость с глаз при работе с бисером.

Бисерные работы – живое придание старины. Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс совершенствовался, бусины становились все мельче. Так появился бисер – мелкие скругленные бусинки и стеклярус бусы в виде трубочек, выплавлявшиеся из цветного стекла.

Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил меновой монетой. В Африке в рабовладельческие времена всего за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисеру приписывали свойства оберега.

Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. Рецепты изготовления бисера строго оберегались – за их разглашение полагалась смертная казнь.

В ХV–ХVI веках бисер глубоко вошел в культуру американских индейцев. В конце ХVII Века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу ХVIII в Чехии (самый лучший бисер).

В конце XIX века в результате изобретения машины для производства бисера вБогемии появился дешевый бисер.

На Руси бисер был известен с давних времен. Здесь уже во времена Киевской Руси (IХ–ХII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, браслеты, но и бисер. В русских толковых словарях слово бисер обозначало – жемчуг.

Во второй четверти ХVII в. упоминается цветной, стеклянный бисер.

Татаро-монгольское нашествие надолго остановило стекольное производство, и до ХVIII в. бисер был привозным. Он был дорог и использовался лишь среди духовенства и при дворе: им декорировали одежду, предметы культурного обихода – позже усадебного интерьера.

В 1752 г. Ломоносов учредил в Усть-Рудице мастерскую для изготовления бисера.

По качеству он был близок Венецианскому.

Техника работ с бисером разнообразна. Это вышивка вязание крючком, низание, плетение, ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу.

Вашему вниманию Маша Пилъчинова приготовила очень интересный доклад на тему – Бисер в культуре народов Севера и я предоставляю ей слово.

Доклад ученицы: Бисер в культуре народов Севера.

Народности, населяющие крайний север Северо-восток Сибири создали своеобразное декоративно-прикладное искусство, которое отличается ярко выраженным национальным колоритом, покоряет богатством фантазии мастеров. Самой природой Севера предопределено, что главными занятиями населения этого края являются охота, рыболовство, оленеводство. На основе развития оленеводства и сформировались ремесла всех народов севера – первичная обработка и выделка оленьих шкур и камусов, выделка и окраска ровдуги, шитье и декоративное оформление одежды, обуви, головных уборов и других многочисленных предметов, необходимых в быту.

Вопрос о времени появления бисера у народов севера до конца не изучен. Возможно, его, вместе с тканями, тесьмой, нитками доставляли купцы, скупщики пушнины. В основном они привозили прозрачный фарфоровый бисер и даже выточенный вручную из раковин.

Старинный бисер, который меняли купцы на меха, был необыкновенно разнообразен по размерам и расцветкам. Мастерицы очень ценили его и переносили со старых изделий на новые. Они нанизывали бисер на обыкновенную или сухожильную нитку и в таком виде хранили ее в коробке или сумке.

Простейшие узоры, создаваемые северянами приобретают новую фактуру и колорит, благодаря использованию и комбинированию различных материалов. При работе с каждым из них применяется своя техника. Благодаря этой технике основа с бисерной нашивкой столь долговечна, что после обветшания одежды ее спарывали и переносили на другую одежду. Спорки от вышедшей из употребления одежды хранились в особых сумочках и передавались по наследству. Это способствовало сохранению старых форм и мотивов орнаментов. Значительно менее была распространена техника плетения бисером, где практически использовался один способ – сетчатое плетение. Ажурные ленты такого плетения женщины носили в качестве налобных, нагрудных, шейных украшений, а также прикрепляли к косам.

Орнамент у северных народов имеет много общего. Он очень мелкий и, в основном строго геометрический по своим формам. Большое место в нем отводится космической тематике: солнце, луна, звезды и их условные изображения в бисерных вышивках встречаются очень часто.

Под влиянием русского народного искусства мастерицы севера нередко отходят от традиционного геометрического орнамента и вышивают бисером на подолах меховых кухлянок и гаглей листья и ветви с цветными бутонами, оленей, фигуру человека.

Бисеру приписывали свойства оберега. У якутов оберегом служат шарики, из конского волоса прикрепленные на бисерную нитку. Считается, что они оберегают дом от нечистой силы.

Учитель.

Сообщение познавательных сведений. Все это мы сможем сделать своими руками, а для того, чтобы изготовить бисерное изделие мы должны разработать это изделие в соответствии с подбором цветовой гаммы бисера. Кроме того, нужно иметь материалы и приспособления для создания изделия, а также необходимо знать основные характеристики качества бисерного изделия.

Создание бисерного изделия.

Порядок разработки изделия

  1. Определить Форму изделия и его размеры.
  2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение
  3. Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.
  4. Разработать эскиз изделия
  5. Выбрать технику плетения
  6. Составить схемы изделия и его элементов
  7. Выбрать или разработать орнамент
  8. Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях
  9. Подобрать цветовую гамму бисера

Сочетание цветов бисера.

  • Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.
  • Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.
  • Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.
  • Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, Оранжевый, коричневый, черный, кремовый.
  • Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.
  • Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.

Материалы и приспособления.

Бисер бусинки из стекла с отверстием для нити. Пластмассовым бисером не рекомендуется пользоваться, так как она теряет свой цвет и изделия получаются тусклыми, грубыми.

  • Стеклярус – стеклянные трубочки длиной 5–15 мм.
  • Рубленый бисер - короткий стеклярус 3–4 мм.
  • Бусины различной формы – круглые, удлиненные и т.д.
  • Иголки – очень тонкие № 13.
  • Булавки – для вспомогательных работ.
  • Ножницы – лучше маленькие маникюрные.
  • Нитки – капроновые, тонкая леска.
  • Салфетка – лучше льняная или байковая.

Качество работы.

К основным характеристикам качества бисерного изделия относятся:

  • натяжение нити высокое качество бисера;
  • равномерное натяжение нити;
  • скрытность ниток;
  • четкое соединение элементов изделия предельно ровные края изделия
  • – чистота и аккуратность в заделке ниток.

Бисер необходимо калибровать, т.е. сравнивать между собой. Отрезок нитки лучше обработать воском или клеем, чтобы он не пушился.

Для скрытности ниток иголку с ниткой пропускать второй раз через бисерину в начале и конце плетения.

При плетении цепочек и лент рекомендуется их прикалывать булавкой к салфетке.

При использовании стекляруса нужно перед и после трубочки ставить по бисерине, иначе он перережет нитку.

Перед работой со светлым бисером нужно тщательно вымыть руки.

При выполнении практической работы прошу вас соблюдать правила техники безопасности при ручных работах.

Практическая работа по карточкам по плетению сетки для пасхального яйца.

Упражнения для глаз снимающие утомление.

Первый комплекс

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.

Второй комплекс

  1. Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
  2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.
  3. Очень полезно несколько секунд посмотреть в даль, окинуть взглядом горизонт.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4