Урок чтения В.Бианки "Мышонок Пик"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с содержанием произведения;
  • продолжать работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения;
  • научить поступки, поведение героев произведения;
  • помочь понять детям как надо относиться к тем кто нас окружает;
  • воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе.

Оборудование: выставка книг, м/ф, портрет, песня, иллюстрации, карточки, наушники.

I. Организация начала урока

Звучит запись песни “Пропала собака”. Дети поют с листа.

– Почему сегодня поем эту песню?

II. Эмоциональный настрой учащихся

III. Проверка домашнего задания. (Тест “Герой”)

Задание на дом: сочинить загадки о животных, героях той сказки, которую читали дома.

– Название сказки? (Воробьёнок)

Далее зачитывают с листка свои загадки. На доску вывешиваются карточки с их названием: воробьёнок, собачонок, мышик, комарик, медвежонок, котёнок.
Проверка того, как дети усвоили содержание сказки. В процессе вывешенные карточки распределить в заданном порядке.

1. Главный герой сказки?
2. В кого превратился котёнок?
3. Чей голос взял себе Воробьёнок?
4. Что случилось с семьёй Комарёнка?
5. Почему убежали из дома отец и мать Мышонка?
6. Почему Медвежонок провёл всю ночь на улице, а не дома?

Воробьёнок
Мышик
Собачонок
Медвежонок
Котёнок
Комарик

– Прочитайте слово из красных букв. (Бианки)

IV. Сообщение темы урока

– Сегодня мы знакомимся с творчеством этого писателя и читаем его произведение.

(портрет + выставка книг)

– Какое произведение будем читать, узнаем из загадки:

Маленький рост, длинный хвост.
Серая шубка, острые зубки. Кто это? (Мышь)

– Чтобы читать бегло, запоминая и усваивая содержание прочитанного, надо быть внимательным. (Тест на внимание)

9

10

17

1

13

4

15

8

11

– Кто запомнил все числа?
– Сколько однозначных?
– Числа в нижнем ряду?

V. Работа с тексом

I часть

– Читать будем со звуковым буксиром

Громкое чтение отрывка из сказки. Дети водят пальцем по тексту. У хорошо читающих детей – наушники. Они читают самостоятельно по сборнику.

Словарь к I части:

  • порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны
  • извести – уничтожить, убить

После чтения провоится тест на усвоение содержания.
Карточки – 18 ответов положительных или отрицательных

  1. Ребята пускали по реке лодочки? –
  2. Брат делал их из бумаги. –
  3. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. +
  4. Мышонок был один и жил под камнем. –
  5. Он был серого цвета.+
  6. Это был дикий мышонок. +
  7. Мальчик ранил его ножом, когда доставал. +
  8. Ребята решили убить мышонка. –

Проверка. – – + – + + + – (на доске)

– Каким был мальчик? Почему он так поступил?

V. Физминутка для глаз

II часть: звуковой буксир вполголоса учащимися

Словарь:

  • скопа –  птица;
  • врассыпную – в разные стороны

– А что такое кораблекрушение?

Тест “Задай вопрос соседу”(дети сами задают вопросы). На вопрос ответ: если согласны – карточка зеленого цвета, если нет – красного цвета.

– Каких врагов встретил мышонок, плывя на своем суденышке по реке?
– Что помогло ему избежать смерти, остаться в живых?
– Какие чувства вы испытывали, следя за опасным путешествием мышонка?

III часть и IV часть

– Продолжаем путешествие с нашим героем. Следующая часть “Страшная ночь”. После чтения со звуковым буксиром (магнитофонная запись), читать будете шепотом, в одном месте я уберу звук, затем озвучу, и вы должны будете себя проверить, тем ли темпом читали.

После чтения – тест “Герой”.

– Каким стал Пик?

Дети говорят на доску карточки.

Осторожный
Неутомимый
Настойчивый
Умный
Сообразительный
Ловкий

V часть “про себя” звуковой буксир.

Тест “Рисунок”.

– Кто чуть было не лишил Пика жизни?

– Путешествие нашего героя заканчивается в нашем учебнике этим сюжетом.

Дети быстрочитающие продолжили следить за судьбой мышонка по сборнику В. Бианки, т.к. они быстро читают.

– Как вы думаете, чем окончилось это путешествие? Если хотите об этом узнать, возьмите этот сборник и прочтите. Очень интересно!

– А зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку? (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться.)

VI. Итог урока

– Произведение какого автора читали?

– Чему нас учит эта сказка?

VII. Домашнее задание

Тест “Письмо герою” – мальчику. А кто прочтет сказку до конца, кратко расскажет, чем закончилось это напряженное опасное путешествие нашего героя.

Выставление оценок.