Применение методов группового обучения на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за сорок минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из учеников? И, наконец, как внушить ученику понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты?

Думаю, каждый учитель был бы рад найти ответы на эти вопросы. В старшей школе учителя уже не первый год, с успехом используют различные групповые методы и формы работы. В последние годы групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий.

За последние годы идеи группового обучения приобрели заслуженную популярность у учителей иностранных языков. Возникает вопрос: чем привлекательна технология группового обучения и почему к ней вернулась популярность именно в последние годы?

В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно. Но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики возможно прежде всего благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.

Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Многие учителя, впервые сталкиваясь с возможностью использования элементов группового обучения, опасаются, что они неизбежно будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, таким образом, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты работы доказывают обратное. Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, мы предоставляем возможность каждому ученику говорить в течение 10—15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 учеников. Возникает вопрос: что будут делать остальные ученики, пока учитель будет работать с одним? Ответ очевиден. Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.

Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

Групповое обучение основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие, позитивная взаимозависимость, личная отчетность и равная доля участия каждого. Выше упоминалось, насколько важно организовать работу в группах по принципу социального взаимодействия.

Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:

  • задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа “пила”);
  • за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль;
  • вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;
  • успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;
  • участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);
  • участники группы располагаются за одним столом.

Существует и множество других способов достижения позитивной взаимозависимости, и выбор того или иного способа зависит от типа задания и воображения учителя (см. Приложение № 1).

Теперь несколько слов о принципе личной отчетности. Как уже отмечалось, очень важно обратить внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. Но очень часто инструкции учителя не приносят в этом смысле желаемого результата: некоторые участники группы предпочитают оставаться в тени своих более активных товарищей, которые фактически выполняют всю работу. Каким образом построить работу в группах так, чтобы ученик нес долю ответственности за успех? При планировании групповой работы учитель должен продумать, каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы. Публичное выступление каждого ученика группы должно являться необходимым условием презентации результатов работы. Многие из структур в рамках группового обучения предполагают личную отчетность каждого в той или иной форме, а структуры типа “пила” основаны на этом принципе. И, наконец, очень важно, чтобы работа в группах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.

Теперь обратимся к проблеме формирования групп. Очень часто учителя приступают к формированию групп, не объяснив учащимся, почему они переходят от традиционной формы проведения урока к групповым формам обучения. Однако ученики должны знать, с какой целью они будут работать в группах, каковы преимущества работы совместно с другими учениками в рамках именно этого предмета, сколько времени будет затрачено на работу в группах; также учитель должен разъяснить ученикам, что они могут оказаться в группе не со своими друзьями, но это не означает, что между членами группы не должно быть взаимоуважения и взаимопомощи. Такие вопросы ученики могут обсудить в группах и лишь затем с учителем: это настроит их на работу в будущем.

Каково оптимальное количество учеников в группе? Это очень важный вопрос, от которого порой зависит работа учителя по составлению заданий.

Практика показывает, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия). В случае если класс не делится на группы по четыре человека, можно воспользоваться следующими инструкциями: если остается один ученик, поместите его пятым в группу, где он сможет принести максимальную пользу и получить максимум знаний. Если остались двое, добавьте к ним одного человека из другой группы, таким образом, вы получите две группы по три ученика. В такой ситуации следует заранее позаботиться о таких заданиях, которые были бы приемлемы для групп как по четыре, так и по три ученика.

При организации группового обучения на стадии формирования групп учителю приходится выбирать наиболее подходящий для данного вида работы тип группы. Как сделать правильный выбор, чтобы обеспечить наиболее эффективную работу групп? Существует множество разных типов групп. Выбор того или иного типа зависит от целей, которые преследует учитель при организации работы в группах. Остановимся на некоторых из них.

Многие специалисты в области группового обучения считают разнородность групп определяющей характеристикой этой методики. Разнородные группы обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик, при этом желательно в группу поместить как девочек, так и мальчиков, а в случае если в классе есть ученики разных национальностей, разнообразить состав группы и по этому признаку. Можно выделить следующие достоинства данного типа группы:

  • учитель сам формирует группы, обеспечивая баланс в каждой группе;
  • обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;
  • “слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;
  • в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

В то же время следует отметить и некоторые недостатки: например, формирование групп в таком случае занимает достаточно много времени, поэтому рекомендуется делать это во время подготовки к уроку. Практически отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в классе. Именно поэтому рекомендуется периодически использовать однородные группы.

Существуют также другие подтипы разнородных групп для выполнения соответствующих заданий; например, при обсуждении какой-либо темы с целью спровоцировать дискуссию формируются тематические группы, в состав которых входят ученики с разными точками зрения. В этом случае ученики выстраиваются в так называемую “оценочную шеренгу”: в начале шеренги окажутся ученики, которые согласны с утверждением, в конце шеренги - ученики, которые категорически не согласны с утверждением. Далее необходимо “сложить” шеренгу вдвое так, чтобы ученики с противоположными точками зрения оказались друг напротив друга. Теперь группы готовы к работе: в каждой из них есть ученики с разными точками зрения. Рассмотрим еще один подтип разнородных групп - базовые группы.

Базовая группа - это группа, формируемая учителем на длительный срок (например, на полугодие), участие в ней чередуется с участием в других типах групп. Формирование таких групп должно проходить в соответствии с некоторыми принципами:

  • группы формируются учителем в начале учебного года/четверти;
  • группы должны быть преимущественно разнородными;
  • учитель должен принимать во внимание психологическую совместимость учеников, поскольку им предстоит работать в одной группе в течение длительного времени; в то же время необходимо по возможности избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

Конечно, если вы работаете с классом в течение уже достаточно долгого времени, вам будет достаточно сформировать базовые группы. Однако, если вы еще недостаточно хорошо знаете учеников, будет уместным проведение анкетирования, в результате которого вы сможете наилучшим образом разделить класс на такие группы. Перед проведением анкетирования ученикам следует рассказать о его цели и призвать их быть откровенными при ответе на вопросы. Также необходимо объяснить, что вы постараетесь максимально учитывать ответы учеников, но это не означает, что ученик окажется в группе со своими друзьями. Анкета может состоять из разного количества вопросов в зависимости от той информации, которую хотел бы получить учитель, и может выглядеть следующим образом:

  1. Имя, фамилия.
  2. Кого из учеников класса ты бы пригласил на вечеринку близких друзей? (Ответ на этот вопрос обычно выявляет близких друзей, которые склонны к активному общению даже во время урока; соответственно, желательно поместить этих учеников в разные группы.)
  3. Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове; кто бы стал тебе незаменимым спутником в этой ситуации?
  4. Тебе необходимо вовремя доставить по определенному адресу важные документы, но ты не имеешь возможности сделать это сейчас; кого бы ты попросил это сделать, в полной уверенности, что этот человек сделает все так, как ты его попросил?
  5. Кого бы ты взял в команду по ориентированию на местности с надеждой, что этот человек поможет твоей команде выиграть? (Ответы на вопросы 2—5 обычно выявляют тех учеников, с которыми опрашиваемый готов сотрудничать и доверяет.)
  6. Кого бы ты не хотел видеть участником своей группы ни при каких обстоятельствах?

Прежде чем задавать последний вопрос, учитель должен заверить учеников в неразглашении тайны; ответ на данный вопрос позволяет выявить проблемные ситуации, и учитель должен по возможности избегать помещения в одну группу таких учеников.

Опыт проведения такого рода анкетирования в начале учебного года показывает, что в большинстве случаев формирование групп проходит успешно. Несмотря на это, нужно учитывать тот факт, что ученики со временем привыкают к составу своей постоянной (базовой) группы, поэтому необходимо периодически прибегать к так называемому произвольному способу формирования групп, внося элемент неожиданности и разнообразия в этот процесс.

Под произвольным формированием групп подразумевается деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет волос, размер обуви и т.п.). У такого способа есть свои преимущества и недостатки, и именно по причине наличия серьезных недостатков не рекомендуется использовать этот способ для формирования групп на длительный срок. Отметим следующие преимущества:

  • гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;
  • уместно использовать такой способ формирования групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;
  • сам процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры в монотонное течение урока;
  • при временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.
  • Тем не менее, используя произвольный способ формирования групп, вы можете получить следующие нежелательные для группового обучения ситуации:
  • возможны конфликты в результате наличия в группе двух или более учеников, у которых есть проблемы в общении друг с другом;
  • вы можете получить группы, целиком состоящие из “слабых” или “сильных” учеников (однородные группы), это может отрицательно повлиять на работу в группах (поскольку работа в группах проходит с учетом ограничения по времени, группа “сильных” учеников может, например, закончить работу намного раньше); по этой же причине в группах, сформированных произвольно, может стать невозможной ситуация, в которой “сильный” ученик будет выступать в роли учителя и помогать более слабым ученикам.

Наиболее распространенным способом формирования произвольных групп является так называемая “шеренга”, когда ученики выстраиваются в один ряд по определенному признаку, например по цвету глаз, волос, по месяцам рождения или знакам Зодиака (на уроках иностранного языка это хорошая возможность повторить ту или иную лексику), и учитель делит их на необходимое количество групп. Также можно подготовить набор карточек разных цветов (количество цветов определяется предположительным числом групп, количество карточек - числом учеников) и предложить ученикам лотерею: все ученики с карточками одинакового цвета становятся участниками одной группы.

Во многих странах известна и с успехом практикуется структура, получившая название “пила”, или “американская мозаика” (jigsaw). Такая структура используется в основном на этапе введения нового дополнительного материала. Учитель готовит необходимые материалы в печатном виде, при этом поделив их на четыре более или менее равные части (по количеству учеников в группе). Каждый из участников группы получает часть заготовленного материала и в течение определенного времени его прорабатывает. По истечении времени учащиеся из разных групп, работавшие с одинаковым материалом, формируют пары или новые группы и обсуждают прочитанное, выделяют наиболее важные моменты и готовятся представить материал остальным ученикам своей группы. По возвращении в свою группу они представляют свою часть материала, выступая, таким образом, в роли учителя. К концу работы в группе каждый ученик получит информацию по всему материалу. Данная структура является классическим примером использования “структурного подхода” к групповому обучению, поскольку отвечает всем его требованиям: обеспечивает взаимодействие учеников в пределах группы и класса, их взаимозависимость, личную отчетность каждого и равное участие.

Большинство структур используется на этапе закрепления материала. Здесь учителю предстоит выбрать из множества структур те, которые будут наиболее уместны в преподавании того или иного предмета и обеспечат выполнение учащимися поставленной задачи.

Приведем пример одной популярной структуры, которая может быть с успехом использована как на этапе закрепления материала, так и на этапе текущего контроля. Эта структура получила название “круглый стол” (“roundtable”). Каждый участник группы получает “рабочий листок” - лист бумаги под определенным номером, на котором сверху помещен вопрос, а также пять граф (четыре в случае, если группа состоит из трех человек) для ответов. Набор рабочих листков для каждой группы одинаковый. В течение определенного периода времени ученик в письменном виде отвечает на поставленный вопрос в отведённой для этого графе. По истечении времени листок передается по кругу следующему ученику, который также отвечает на помещенный там вопрос. Таким образом, когда рабочий листок вернется к своему владельцу, на нем уже будут даны четыре (три) ответа на вопрос. Ученик внимательно изучает все ответы на вопрос и, в случае необходимости, вносит изменения или дополнения в свой первоначальный ответ в последнюю графу. На следующем этапе ученики из разных групп с одинаковыми номерами на рабочих листках формируют новые группы, обсуждают полученные ответы и в случае необходимости вносят коррективы в формулировку своего ответа. Если учитель использует данную структуру на этапе текущего контроля, он может оценить как первоначальный ответ ученика, данный им в первой графе, так и его работу в группе.

Оценивая работу учащихся в рамках группового обучения, необходимо заметить, что учитель должен проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Выставляя ученику ту или иную оценку в журнал, мы оцениваем уровень знаний, продемонстрированный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе. Это означает, что работа в группе должна быть оценена другим способом, но как? Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание необходимо уделять системе поощрения, а также заполнению так называемых таблиц достижений групп. Поощрять учеников можно по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель сочтет уместными в той или иной ситуации. Не надо бояться поощрять учеников, опасаясь того, что они привыкнут продуктивно работать лишь затем, чтобы получить приз: если работа в группах организована правильно, ученики будут получать удовлетворение от самого процесса группового обучения и от ощущения своих сил и способностей.

В заключение хотелось бы дать несколько советов по организации групповой работы. Прежде всего, цель доклада состояла не в том, чтобы убедить учителей забыть о традиционном подходе к школьному обучению. Все исследователи проблемы группового обучения приходят к выводу о том, что такой вид деятельности приносит положительные результаты лишь в комбинации с традиционными методами. Представляется целесообразным использование групповых форм и методов работы примерно в 25% учебного времени. К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют во взрослых, а прежде всего учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.

Важным условием успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы, а также наличие необходимых канцелярских принадлежностей. Уже отмечалось, что одним из путей создания позитивной взаимозависимости является посадка учеников таким образом, чтобы каждая группа занимала отдельный стол. Это можно легко организовать, составив вместе несколько парт, и посадив учеников лицом друг к другу. Очень важно, чтобы участники группы ощущали себя единым коллективом с общими целями и задачами. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например значки с индивидуальными номерами для каждого участника группы, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах. Так ученики почувствуют себя вовлеченными в совместную работу уже на подготовительном этапе.

Кроме того, хотелось бы отметить такой немаловажный факт, как активная поддержка идей группового обучения учащимися. Мы проводили опрос среди учеников, результаты которого говорят о том, что ученики в большинстве случаев считают групповую форму работы более эффективной, поскольку они ощущают личную ответственность за результаты работы всей группы, не просто получают информацию от учителя, но сами становятся исследователями, проводят анализ информации и делают соответствующие выводы (происходит присвоение знаний). Бывшие слабые ученики осознают, что они способны учиться лучше; с другой, стороны, более сильные ученики осваивают роль помощников-наставников. Наконец, все без исключения ученики подчеркивают важность взаимодействия, сотрудничества, поскольку считают эти навыки необходимыми в будущем.