Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" для 7-го класса по теме: "Алые паруса" – сказка, которая сбывается

Разделы: Литература


Задачи:

  • познакомить учащихся с удивительными героями повести;
  • научить выделять в произведении сказочное и реальное;
  • ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
  • развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
  • развитие коммуникативных навыков при работе в группе.

Оборудование:

  • портрет писателя, аудиозапись морского прибоя и песни “Аве Мария”,
  • портрет Ю.Масютина “Ассоль” и фотография А.Вертинской в роли Ассоль,
  • зеленая лампа (для инсценировки),
  • рисунки учащихся.

Оформление доски:

  • портрет А.Грина,

Он бесконечно рассказывал о кораблях, капитанах, парусах, дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе, о преодолении одиночества, о вечном поиске понимания и добра” (В.Амлинский)

В ходе урока используются эпиграфы:

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.

… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше”

В кабинете размещен стенд с рисунками учащихся.

Ход урока

Класс делится на три группы.

Представляются цели и задачи урока.

1. Слово учителя.

- Каждый урок по изучению того или иного художественного произведения традиционно начинается с биографии писателя. Сегодня на уроке, прежде чем начать разговор об А.Грине, мы посмотрим сценку, подготовленную ребятами, из его рассказа-притчи “Зеленая лампа”, чтобы потом сравнить с биографией писателя.

Инсценировка рассказа “Зеленая лампа”

- Почему А. Грин назвал свой рассказ “Зеленая лампа”?

Это рассказ-притча о зеленой лампе, которая для двух разных людей сослужила разную службу. Стильтон при помощи этой лампы решил позабавиться над беднягой Ивом, превратив его в игрушку. А для Джона Ив эта лампа стала источником света, проложившим путь в будущее. Основная мысль рассказа: тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.

2. Представление классу биографии А.Грина.

Выступление учащегося с индивидуальным опережающим заданием

Задача для членов группы:

- сравнить факты биографии писателя с рассказом “Зеленая лампа”;

- записать в тетрадь главные, по мнению каждого, качества писателя,

- сравнить выделенные качества, выбрать общее.

Представление результатов работы группы.

Обсуждение.

3. Организация работы с повестью “Алые паруса”.

Задача групп:

- найти сказочное и реальное в повести;

- ответить на вопрос: почему “Алые паруса” - это сказка, которая сбывается?

Работа в группах. Выбор эпиграфа, из приведенных на доске, который, по мнению группы, больше всего подходит к теме урока.

Беседа по проделанной работе:

1. Обсуждение жанра произведения.

- Ваше понимание сказочного и реального.

- Что такое феерия?

- Почему Грин назвал “Алые паруса” феерической повестью?

Ответы ребят уточняются и комментируются учителем.

Основные понятия записываются в тетрадь.

2. Представление группами героев повести, их характеристика.

Группам предлагают вопросы, на которые они должны постараться ответить, представляя результаты свой работы.

ЭГЛЬ

- Чем Эгль похож на сказочного героя?

- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте его описание.

- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)

- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

АССОЛЬ

- Почему Ассоль растет без подруг?

- Почему умерла мать Ассоль?

- Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?

- Похожа ли жизнь героини на сказку? (Учащиеся выясняют, что жизнь Ассоль до встречи с Грэем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное, полуголодное существование, неприятие окружающих. Единственный лучик счастья для Ассоль – это добрый, немногословный Лонгрен, с которым любила она проводить долгие вечера, слушая рассказы о морских путешествиях).

- Рассмотрите портрет героини художника Ю.Масютина (Ученик читает наизусть отрывок “Ассоль перед зеркалом”)

- Какие качества героини подчеркивает автор?

- Какой метод использует, чтобы нарисовать ее портрет?

Дополнительное задание: сравнить портрет художника и фотографию актрисы, сыгравшей роль Ассоль.

ГРЭЙ

- Как герой воспринял сказку об алых парусах?

- История Грэя (Выразительное чтение отрывка о детстве героя)

- Почему Грэй решает стать капитаном?

- Случайно ли название шхуны “Секрет”?

- В чем секрет Грэя?

Группы сообщают результаты своей работы.

Участники других групп задают уточняющие вопросы.

4. Обсуждение эпиграфов.

Каждая группа приводит доказательства, что эпиграф, выбранный ее участниками, отражает тему урока, а значит, и основную мысль повести.

Подведение итогов урока

Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

Выразительное чтение эпизода

“Появление “Секрета” в Каперне” по ролям.

Звучит музыка “Аве Мария”.

Рефлексия.

- Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?

- Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?

Литература

  1. Краснова Т. В ладу со сказкой. – Иркутск, 1993.
  2. Турьянская Б.И. Уроки литературы. 5-7 кл. – М.: Русское слово, 1996.