Интегрированный урок в 4-м классе по программе Л.Занкова с использованием мультимедийных технологий на тему: "Отечественная война 1812 года" М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России;
  • показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию;
  • познакомить учащихся с содержанием стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”, его художественным своеобразием;
  • связать исторические события с их отражением в художественном произведении;
  • воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.

Оборудование:

Учебники: Н.Я. Дмитриева и А. Н. Казаков Мы и окружающий мир: Учебник для 4 класса. Часть 1. – 2-е изд., исправ. и допол. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2003. – 112 с.: ил. (с. 105-109).

Н.А.Чуракова Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть вторая. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2003 – 192 с.: ил.   (с.7-11)

Лермонтов М.Ю. Бородино / Ил. В. Шевченко. – М.: Сов. Россия, 1983. – 56 с., ил.

Файл с презентацией, персональный компьютер, мультимедийный видеопроектор.

Ход урока

Изучение нового материала:

Работа в группах. Класс поделён на группы: “литераторов”, “историков”, “теоретиков”.

Литератор открывает томик А.С.Пушкина и читает:

Тогда гроза двенадцатого года
Ещё спала. Ещё Наполеон
Не испытал великого народа -
Ещё грозил и колебался он.

- А кто такой Наполеон?

Историк: В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и в 1804 году стал императором. Одержимый идеей мирового господства, он вёл захватнические войны в Европе, Африке, Азии.

Учитель: Посмотрите по карте, цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику.

Уже в 1810 году и Франция, и Россия начали подготовку к войне. В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигла 678 000 человек.

Литератор:

…Шли…племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?

Историк: 12 июня 1812 года громадная французская армия, в которую влились армии всех подвластных Наполеону стран, вторглась в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что такое “Отечественная” война?

Ответы детей…

Учитель: Армии вторжения противостояли русские силы, которые насчитывали 590 000 человек; но против Наполеона можно было выставить немногим более 200 000.

Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Среди талантливых военачальников 1812 года: М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион.

Сначала нашей армии пришлось отступать. И когда уже был оставлен Смоленск, 8 августа Александр I назначил Главнокомандующим русской армией Михаила Илларионовича Кутузова - ученика Суворова.

Кутузов не изменил тактику отступления. Он понимал, что с каждым шагом в глубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать. Однако армия и вся страна ждали от Кутузова решающего сражения. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы.

26 августа 1812 года на Бородинском поле под неумолчный грохот артиллерии сошлись две огромные армии.

История героического сражения 1812 года под Бородино легла в основу произведения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

Литератор, вглядываясь в портрет М.Ю.Лермонтова: Перед нами портрет поэта. Мы видим лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли. Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся на сегодняшнем уроке.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Учитель: - Понравилось ли стихотворение? Чем?

А объяснить нам значение незнакомых слов поможет группа “теоретиков”.

Откройте учебники литературного чтения на стр. 10-11.

(Теоретики читают цепочкой незнакомые слова и объясняют их значение.)

Теоретик: Все эти слова объясняет Павел Черных в “Историко – этимологическом словаре русского языка” и Макс Фасмер в “Этимологическом словаре русского языка”.

Этимология – греческое слово, обозначающее “происхождение”, от этимон – истина, логос – слово. Эти слова иноязычного происхождения, используемые в военной терминологии18 века.

Чтение стихотворения учениками по строфам.

Анализ произведения по вопросам на стр. 11:

  1. Понимаешь, о какой войне и какой именно битве в этой войне идёт речь?
  2. Представляешь себе “дядю” - героя, от лица которого ведётся рассказ? В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? Кто он был: простой или образованный человек? Солдат? Офицер? Был ли он храбрым? (Подтвердить словами из текста)
  3. Можно ли назвать героя хорошим рассказчиком? Какие чувства он переживает во время своего рассказа? Какое настроение было в русской армии перед битвой? Прочтите строки стихотворения, которые лучше всего помогают представить накал битвы.

Из ответов учащихся: В стихотворении речь идёт о бородинском сражении во время Отечественной войны 1812 года. Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, правдивый. Старый солдат гордится своими боевыми товарищами, их отвагой. Во время войны он был простым солдатом, артиллеристом, но храбрым воином.

“Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!”
“Прилёг вздремнуть я у лафета...”

Героя можно назвать хорошим рассказчиком. Мы можем ясно представить ход сражения:

“Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…”
“И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут”.
“Два дня мы были в перестрелке”.
“И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось…”
“Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…”
“Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди…”
“Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны-
И отступили басурманы…”

Историк: Целый день битва длилась с переменным успехом. Когда стемнело, битва замерла сама собой. Русские не разбили врага, но и не отступили!

Учитель: Как вы думаете, почему враг был сломлен? Найдите строчки, подтверждающие ваши наблюдения.

Ученики: Русские воины горячо любят свою Родину:

“Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!”
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”

Учитель: Какие средства художественной выразительности помогают нам ясно представить картину боя?

Ученики: Эпитеты: “схватки боевые”, “большое поле”, “леса синие верхушки”, “поле грозной сечи”, “русский бой удалый”, “протяжный вой”. Сравнения: “Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!”, “Французы двинулись, как тучи…”, “Земля тряслась – как наши груди…”, “Носились знамена, как тени…”

Метафоры и олицетворения: “звучал булат, картечь визжала”. Гиперболы: “гора кровавых тел”.

Учитель: Прочтите стихотворение так, чтобы все почувствовали значимость боя.

Выразительное чтение стихотворения учениками.

Учитель: Наполеон в Бородине впервые не выиграл битву. После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября 1812 года в деревне Фили в избе крестьянина Фролова состоялся военный совет русского командования. Обратимся к картине художника Алексея Даниловича Кившенко (стр. 107) Обсуждался один вопрос: сдать Москву Наполеону или не отдавать её, хотя бы пришлось всем лечь костьми под её стенами. Прения были жаркими. Кутузов прервал споры, заявив: “Приказываю отступать!” Он подчеркнул, что оставление Москвы сохранит армию, с потерей же армии погибнут и Москва и Россия.

На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву.

Литератор:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Историк: Московские жители с ключами от города не пришли. Город был пуст. Вспыхнули пожары. Французам негде оказалось стать на зимние квартиры.

Литератор:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

Учитель: Падение и пожар Москвы потрясли русский народ. По всей стране стало собираться народное ополчение. Партизаны громили обозы, везущие продовольствие французам, нападали на небольшие отряды вражеских войск.

Литератор:

Усач. Умом, пером остёр он, как француз,
Но саблею французам страшен…
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан!
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!

Историк: Денис Васильевич Давыдов возглавил партизанское движение 1812 года.

Учитель: Оставаться в разорённой Москве французы больше не могли. 7 октября французы покинули Москву. Наполеон ещё надеялся разгромить или хотя бы прорваться в не разорённые южные районы, т. к. вопрос об обеспечении армии продовольствием и фуражом был весьма острым. Он двинул свои войска на Калугу. 12 октября у города Малоярославец произошло ещё одно кровопролитное сражение. И вновь ни та, ни другая стороны не добились решительной победы. Однако французы были остановлены и вынуждены отступать по ими же разорённой Смоленской дороге. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство.

На заключительном этапе войны М.И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить свои войска 14-17 ноября через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил её и тайно уехал в Париж. 14 декабря последний французский отряд под командованием маршала М. Нея перешёл через Неман на прусский берег. Именно этот день, 14 декабря, считается днём окончания Отечественной войны в 1812 году. Приказ М.И.Кутузова по армии от 21 декабря и Манифест Царя от 25 декабря 1812 года ознаменовали завершение Отечественной войны.

В честь победы России в Отечественной войне 1812 года в Москве в 19 веке был воздвигнут величественный храм Христа Спасителя.

Разгром Наполеона в России вызвал подъём освободительного движения по всей Европе. Начался распад империи Наполеона. В 1814 году русские войска и их союзники вошли в Париж. Так закончилась очередная попытка поставить на колени Россию.

Итог урока:

Ребята, О чём вы узнали на уроке? Почему войну назвали “Отечественная”?

О каком событии Отечественной войны 1812 года повествует М.Ю. Лермонтов?

О каких качествах участников Бородинской битвы рассказал бывалый воин? Как вы думаете, почему Россия не была сломлена наполеоновской армией?

Домашнее задание:

Окружающий мир: с. 105-109 подготовить рассказ об Отечественной войне 1812 года;

Литературное чтение: выразительное чтение с.7-10. Ответить на 3 вопрос.

Приложение 1