Сезонные экскурсии как средство развития познавательного интереса младших школьников

Разделы: Начальная школа


«СЕЗОННЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения естествознанию, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

В развернутом виде педагогические условия формирования и развития познавательных интересов можно представить так:

- определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;

- нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;

- определенным образом организованная познавательная деятельность, характеризующаяся системой умственных действий;

- такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующей проявления максимальной умственной активности;

- использование средств самостоятельной работы;

- развитие умения активно оперировать знаниями;

- при решении любой познавательной задачи использование средств коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;

- побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных познавательных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика.

Руководство учителем чувственными восприятиями детей, процессом образования представлений должно осуществляться:

  1. Путем постановки четких хорошо продуманных вопросов, ответы на которые могут быть подтверждены чувственным опытом детей.
  2. Не осложненными заданиями, имеющими целью приучить детей сравнивать изучаемые предметы и явления, находить в них черты сходства и различия.
  3. Путем составления четкого плана наблюдений.
  4. Заданиями по постановке доступных для детей опытов.
  5. Приемами учета и закрепления полученных учащимися конкретных представлений (зарисовка, приготовление гербариев, коллекций, моделей).

Экскурсии в природу можно представить как особый вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, который направлен на их самообразование и саморазвитие. Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные возможности развития в нем интереса к изучению природы.

Разработанные нами приемы возбуждения интереса к экскурсиям доступны младшим школьникам, применимы в различных программах по природоведению, легко сочетаются с общими методическими рекомендациями по этому учебному предмету.

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

Этапы урока

Традиционные рекомендации.

Наши рекомендации.

1. Орг.момент.

1. Эмоциональный настрой детей. Обращается внимание на красоту природы, неба, растений. 1. Учитель читает стихотворение Е.Головина «Осень»:

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.

-какие приметы осени отметил автор?,– а какие вы еще приметы знаете?

2. Повторяются правила поведения в природе. 2. Какое правило нам не подходит и почему?

-Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите!

-Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете ни одной тайны!

-Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Основная часть. 1. Характеристика погоды дня:

-какое сейчас время года?

-какая сегодня погода?

-как светит солнце?

-как выглядит парк по сравнению с летом?

-как изменилась погода по сравнению с летом?

-измерим температуру воздуха (учитель).

Беседа:

-вспомните первые признаки осени;

-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;

-обратите внимание на красоту природы;

-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?

(дети отвечают с помощью учителя)

Учитель говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.

2. Наблюдение за жизненными формами растений (дерево, кустарник, трава):

-учим детей различать деревья, кустарники и травы;

-учим различать лиственные и хвойные деревья;

-знакомство с изменениями в жизни растений осенью: окраска листьев, опадание листьев, изменения травянистых растений, плодов, грибов.

2. Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Задания группам учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору.
3. Изменения в жизни животных: насекомые, птицы, звери.

4. Сбор экскурсионного материала.

 
5. Игра. Подвижная игра «Летает – не летает».
Заключительная часть. Подведение итогов, выводы: С наступлением осени стало холоднее, листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они становятся бурыми, желтеют и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и семена. Изчезают насекомые. Птиц стало меньше. Они улетают в теплые края. В конце экскурсии обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы и проводится заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии.
Домашнее задание. Домашнее задание: составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

- с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

- по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

- опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.

Задания для осенней экскурсии:

1 группа:

1. Измерьте с учителем температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летней. Как она изменилась?

2. Соберите опавшие листья, постарайтесь определить, с какого дерева они опали.

6 группа:

1. Посмотрите, что стало с почвой по сравнению с летом. Почему?

2. Как изменилось поведение насекомых по сравнению с летом? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где больше – в тени или на солнце? Почему?

2 группа:

1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?

2. Найдите 3-4 цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название.

7 группа:

1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних?

2. На каких травянистых растениях вы заметили семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакетик для подкормки птиц зимой.

3 группа:

1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?

2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких есть плоды? Соберите опавшие плоды и опавшие листья различной окраски.

8 группа:

1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много красных, желтых листьев. Почему?

2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите в папку. Сделайте гербарий.

4 группа:

1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?

2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев.

9 группа:

1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах, поле, на лугу. Почему?

2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, каким деревьям они принадлежат. Сделайте коллекцию плодов.

5 группа:

1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; сильный, слабый)

2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

10 группа:

1. Пронаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом. Почему?

2. Соберите в пакеты семена травянистых растений для подкормки зимующих птиц.