Урок чтения во 2-м классе по теме: Джанни Родари "Солнце и туча". Образовательная система "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Образовательная система “Школа 2100”

Учебник чтения “Маленькая дверь в большой мир” авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тема: Джанни Родари “Солнце и туча”.

Цели:

  • Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
  • Развитие речевых умений при работе с текстом, развитие умений разгадывать секреты автора, сравнивать и делать выводы;
  • Воспитание умения взаимопонимания, взаимоподдержки, слышать и слушать, работать в группах.

Оборудование:

Учебник чтения “Маленькая дверь в большой мир” - авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, толковый словарь, карточки-задания по группам, доска.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, улыбнитесь друг-другу, подарите друзьям свою улыбку и радость.

Проверка домашнего задания.

У: С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Кто его автор?

К какому жанру относится это произведение?

Какие слова сказки запомнились?

Почему?

Что вы для себя взяли из этих слов?

Какой вывод сделали?

Откройте, пожалуйста, авторский текст на стр.121, прочитайте самостоятельно. Подготовьтесь ответить на вопрос: “Что сказал о таких сказках, как “Маленький принц”, Борис Заходер”. (Вопрос записан на доске, после самостоятельного чтения дети отвечают на вопрос.)

У. Верно, такие сказки помогают нам увидеть чудо в том, что нас окружает. Чудо – это детство, друзья, близкие, родная природа. Это умение понимать сердцем, а не только умом. Сегодня мы будем работать над сказкой Джанни Родари “Солнце и туча”.

Работа с текстом произведения до чтения.

У. Прочитайте, кто автор сказки.

Прочитайте еще раз название произведения.

Кто будет героем произведения?

Откройте учебники на стр. 122. (Далее идёт работа по иллюстрации к тексту.)

Что вы видите на рисунке?

Увидели Вы что-нибудь сказочное?

Опишите солнце.

А сейчас расскажите о тучи, какая она?

Как вы думаете, что может произойти между солнцем и тучей? (Предположение детей по содержанию текста).

Работа с текстом во время чтения.

У. Почитайте текст самостоятельно, про себя.

Подтвердились ли ваши предположения?

Кто был счастливее – Солнце или Туча? Почему?

Чтение текста. Словарная работа по ходу чтения.

Чтение текста проходит по смысловым частям.

Словарная работа.

По ходу чтения дети объясняют лексическое значение слов и словосочетаний, а затем группа “Историков” зачитывают значение слов из толкового словаря. Слова и словосочетания записаны на доске.

У. Как понимаете значение слова “колесница”?

В каком значении в тексте Д. Родари использует слово “колесница”?

Почему все радовались солнечным лучам?

Объясните, как вы понимаете значение слова “разбрасывало”?

Что значит “грозовое настроение”?

Чему удивилась Туча?

Что случилось с Тучей, когда она узнала, что все солнечные лучи оказались на месте?

Что значит “рассыпалась градом”?

Каким было Солнце в конце дня?

Выборочное чтение.

Работа проводится в группах. Каждая группа получает карточку-задания.

Группы:

1. Языковеды.

2. Читатели.

3. Герои.

4. Художники.

5. Историки.

1 вопрос (Выборочное чтение. Самостоятельный поиск ответов.)

Вопросы:

1 группа.

Как Джанни Родари изображает солнце? (Подбери в тексте слова, выражения, которые очень точно характеризуют Солнце?)

2 группа.

Каким вы увидели Солнце в сказке? Докажите примерами из текста.

3 группа.

Вы Солнце! Расскажите о себе. (Какой у вас характер, настроение. Ищите помощи у автора.)

4 группа.

Писатель выражает свои мысли, чувства, впечатления словами, а художник кистью. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте, каким вы увидели Солнце в тексте. Подготовьте ответ по рисунку.

5 группа.

Найди в тексте, что говорит о Солнце Д. Родари. Сравни описание Солнца в тексте “Солнце и туча” и произведениями устного народного творчества.

Ответы групп на вопросы.

У. Назовите одним словом, каким было солнце в этой сказке? Если Вам будет трудно, найдите это слово в ряду других слов. (Открыть запись на доске).

Доброе, веселое, щедрое, милое, тёплое, заботливое, транжира, бескорыстное, жадное, дружелюбное.

Ответы детей.

У. Как вы думаете, что хотел сказать Д. Родари, когда в конце своей сказки написал, что лучей у Солнца не поубавилось?

Работа групп по 2 вопросу. (Самостоятельно)

1 группа.

Найди в тексте слова, говорящие о поведении Тучи, её характере, настроении.

2 группа.

Прочитайте, как называла туча Солнце? Подумайте над интонацией!

3 группа.

Вам нужно подготовить речь Тучи, в которой она высказывает своё отношение к Солнцу. Подумайте, какая будет интонация!

4 группа. Художники продолжают выражать чувства с помощью кисти. Нарисуйте, какой вы увидели Тучу в тексте. Подберите в тексте слова для её описания.

5 группа.

Прочитайте текст. Как Д. Родари изображает Тучу? Какие слова, выражения использует автор для описания Тучи? Сравните, как описывается туча в произведениях устного народного творчества?

Работа с текстом после чтения.

У. Кого напоминает Солнце и Туча своими действиями?

Увидели ли вы связь между “Маленьким принцем” Антуана де Сент-Экзюпери и “Солнцем и тучей” Джанни Родари?

Что у этих произведений общего?

К какому жанру вы отнесете произведение Джанни Родари “Солнце и туча”?

Докажите, почему это сказка?

Итог урока.

У. Кто же был счастливее Солнце или Туча? Почему? Верно, ребята! Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим.

Самооценка.

Возьмите свои индивидуальные карточки и нарисуйте своё настроение на уроке.

(Дети работают самостоятельно, затем вывешивают карточки на доске).

По желанию несколько ребят объясняют свой выбор и проводят самооценку своей деятельности на уроке.