Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Жизнь птиц зимой"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • дать представление о жизни птиц зимой,
  • познакомить с мероприятиями по охране птиц,
  • развивать умения находить отдельные взаимосвязи в природе,
  • прививать бережное отношение к природе,
  • милосердие ко всему живому.

Оборудование:

  • рисунки с изображениями птиц,
  • таблица “Корм для птиц”,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • “Корм птиц”,
  • фонозапись “Голоса птиц”,
  • рисунки животных,
  • шапочки с изображением птиц,
  • учебник “Живое слово”,
  • телеграмма.

Ход урока

1. Оргмомент

- Встаньте, повернитесь, поздоровайтесь. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу.

Тут зверюшки и пичужки,

Игры, штуки – все для вас!

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час.

2. Введение в тему

На прошлом уроке мы с вами ходили на экскурсию в парк и наблюдали за природой зимой.

- Какие изменения в неживой природе вы увидели?

- А какие в живой?

- Видели ли вы насекомых? Почему? Слышали ли вы голоса птиц? Почему?

- А об одном зимнем явлении вы услышите в стихотворении (читает ученик).

Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса,
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом, на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

Иван Бунин

- Так какие же изменения в неживой природе вы пронаблюдали и услышали в стихотворении? (Осадки, ветер, мороз)

- А в живой природе? (Насекомые, птицы, звери)

Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый – цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Все белым-бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней.

3. Актуализация знаний

- Ребята, а может вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Верно, сегодня мы будем говорить о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

4. Изучение нового материала

- Давайте на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц зверей. Как звери готовились к зиме?

- А как вы думаете, влияют ли изменения в неживой природе на жизнь растений, животных, людей? (Да). О том как влияют, мы сегодня увидим и даже услышим на уроке.

Сценка

Белка: - Жители лесные! Посмотрите, я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.

Мышь: - Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньках разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.

Учитель: - На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла.

Лиса: - Заяц-беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубке щеголяет; белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела; одна я зимой и летом одним цветом. О чем она горюет?

Это не единственное изменение в жизни животных. Сейчас об этом подробно расскажут ребята, которые подготовили домашнее задание (сообщения детей о жизни белки, медведя, лисы, волка, зайца в зимний период).

5. Проверка домашнего задания

- Но не все обитатели природы знают, что такое зима? А разрешить наш спор помогут скворец и цапля.

Сценка

Цапля: - Здравствуй, скворушка!

Скворец: - Что ты такая печальная, цапля?

Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижык-пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после теплого тяжелого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?

Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!

Учитель: - Ребята, а почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Ответы).

- Давайте сделаем вывод, так как же называются птицы, которые улетают? (Перелетные).

- А которые остаются зимовать?(Оседлые).

- А птицы, которые передвигаются с места на место в поисках корма? (Кочующие).

На доске схема:

- Давайте подумаем: почему одни птицы улетают, а другие остаются?

Игра “Веточка”

(У меня есть веточка, на которой есть зимующие и перелетные птицы. Давайте отправим к солнышку тех, которые не остаются у нас зимовать). Многие птицы улетают от нас за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в Африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму, потому что находят корм.

- Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце, в лесу тихо. Какие же птицы могут нарушить тишину леса зимой? (Снегирь, синица). А еще какие, вы услышите в стихотворении.

Чтение стихотворений учениками:

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинуть эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Этот поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.

Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко красные щуры!

Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

- О каких еще зимних птицах вы услышали?

- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. А какие, это птицы, послушайте загадки:

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей).

Вещунья-белобока,
А зовут ее …… (сорока)

Окраской серовата,
Повадкой воровата,
Крикунья-хрипловатая
Известная персона, это …. (ворона)

- Ребята, а что вы знаете о них? (Сообщения о сороке, вороне, воробье)

- А еще есть редкие, исчезающие птицы, их очень мало в нашем крае. Это тетерев, беркут,