Педсовет по теме: "Учитель — организатор учебно-познавательной деятельности учащихся"

Разделы: Администрирование школы


Цель: отслеживание познавательных способностей учащихся как инструмент повышения качества образования.

Проблема: низкая мотивация учащихся на второй и третьей ступенях обучения, низкий интеллектуальный уровень учащихся в параллели “А” в основной школе и в параллели “В” в полной школе, низкая культура знаний учителем психологических основ урока и психофизиологических и социально-психологических особенностей учащихся.

Термины: “знания”, “навыки”, “умения”, “способности”, “познавательные способности”, уровни развития “познавательных способностей”, “надпредметные способности”, “зона ближайшего развития”, “мотивация”, “сангвиник”, “холерик””, “флегматик”, “меланхолик”, “право- и левополушарный”, “аудиал”, “кинестетик”, “визуал”.

Успех может породить успех, поэтому лозунгом грамотного учителя должен быть лозунг “Учить на успехах и достижениях”.

Причины низкой успеваемости и низкой мотивации, дисциплины находятся не столько в предметной подготовке школьника, сколько в сфере взаимоотношений учитель – ученик и в социальных семейных условиях. Проблем с обучением, мотивацией и дисциплиной в начальных классах не существует в такой степени, как на второй и третьей ступенях обучения. На первой ступени один основной учитель, и ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает всегда один основной учитель и учителя по английскому языку, музыке и ИЗО. И класс каждого ученика оценивает в аналогичном качестве. В среднем звене “оценивающие” меняются, которые ещё и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят порой суровые оценки. В результате возникающие внутренние противоречия склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем находят поддержку у своих одноклассников (они ведь лучше “знают, какой он” еще по предыдущей жизни). В итоге дети испытывают стресс.

А если еще учитель, не зная психофизиологических особенностей каждого ребенка, не отслеживая уровни развития познавательных способностей, не определяя уровень обученности и обучаемости, предъявляет им одинаковые способы усвоения учебного материала, то уровень мотивации к обучению падает. Ни оценка, ни воля и ум учителя, ни наказание родителей не поднимут уровень мотивации. Отсюда пропуски уроков без уважительной причины, нежелание выполнять домашнее задание, пассивность на уроках и, как следствие, двойки, которые накапливаются вместе с пробелами в знаниях. И педагоги получают портрет неуспевающего ученика, порой говоря: “У него много пробелов!”. А откуда эти пробелы? Уже забываем, что учили и учим МЫ, педагоги, этих учеников. Да, есть разные социальные семейные обстоятельства, но ведь любой “двоечник” всегда находит где-то свой интерес. Только вопрос: где? В школе к учебному процессу подключается социально-психологическая служба и воспитательная система “Гражданское образование”. Три составляющие образовательного пространства в школе должны быть направлены на создание мотивационных условий для каждого ученика.

Мотивация не приходит вместе с учеником: источник мотивации – это отслеживание познавательных способностей и предоставление ученику соответствующих ему методов обучения и видов заданий, потому что каждый ребенок имеет свои психофизиологические особенности, то есть способы познания окружающего мира.

Общение преподавателя и ученического коллектива – условие успешной педагогической работы.

Общение в деятельности педагога выступает:

  1. как средство решения собственно учебных задач;
  2. как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
  3. как способ организации определенной системы взаимоотношения преподавателей и учащихся, обусловливающих успешность воспитания и обучения;
  4. как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности школьника.

В.А. Сухомлинский писал: “Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие… Чем глубже вы… сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь”.

Учитель должен в совершенстве владеть словом и быть интеллектуально развитым не только в своей предметной области.

Вербальная коммуникация – это речь, то есть процесс общения с помощью языка.

Исключительно велика роль педагога в формировании умений речевого общения школьников. Важнейшим условием развития речи и мышления школьников является свободная и точная речь учителя. Неясная речь учителя вызывает усталость учеников на уроке. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность умственного труда учеников на уроке”, и намечал пути ее формирования: преодоление неясности в толковании понятий, расплывчатости представлений, которые учитель стремится создать посредством слова и без которых невозможен переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к общему; углубленный анализ текста учебников, с которыми имеют дело учащиеся, выявление в тексте логической последовательности и причинно-следственных связей. Высокая культура речи – важное условие рационального использования времени учителем.

“Сколько времени теряется на бесчисленные повторения, необходимость в которых возникает тогда, когда предмет, явление, понятие не находит в речи учителя яркой, доступной пониманию ребенка словесной оболочки”,- писал В.А. Сухомлинский.

Вспомним, что обозначают такие понятии, как “знания”, “навыки”, “умения”.

Знания – способность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать согласно обстоятельствам в жизненных ситуациях.

Навыки – освоенные до автоматизма способы употребления определенных средств деятельности. Например: соблюдение орфографических правил, доказательства теорем… , то есть извлечение из памяти индивида определенных “команд”, указывающих, что и в каком порядке должно быть сделано для того, чтобы цель была достигнута. Это происходит вне активного внимания, “машинально”.

Умения – складываются на основе знаний и навыков. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. “Знать” что-либо еще не значит “уметь”: необходимо владеть способами превращения информации о каком-либо предмете в управляющие воздействия - “команды”. Важно отметить, что свои умения человек может проявлять в новых условиях.

Что же такое способности?

Способности – такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Оценка на экзамене, неудачный ответ у доски, невыполненная контрольная работа не могут говорить о способностях ученика. Психологические исследования и педагогический опыт свидетельствует о том, что иногда ученик, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от других, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями. У него проявляются большие способности, чем у других.

В школе внедряется педагогическая технология М.М. Поташника: обучение ведется на основе диагностики психофизиологических особенностей учащихся (7 класс, русский язык). В 2003-2004 учебном году анализ результатов показал 100% академическую успешность учащихся по русскому языку и повышение уровня обученности и обучаемости 50%.

Способности и знания, способности и навыки, способности и умения не тождественны. Способности человека выступают как некоторая возможность по отношению к знаниям, навыкам и умениям. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний, навыков и умений. А будут ли приобретены эти знания и умения, зависит от того, насколько в семье заинтересованы в приобретении ребенком знаний и умений, как его будут обучать в школе, как будет организована трудовая деятельность, в которой понадобятся эти знания и умения.

Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства, это действительность. Если у ребенка есть математические способности, это не означает, что ребенок с легкостью поступит в любой вуз, где востребована математика. Необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее постоянное здоровье, знание учителем психологических особенностей ребенка и умение их учитывать при обучении, поддержка со стороны родителей.

Способности проявляются только в деятельности, которая не может осуществиться без этих способностей. Нельзя говорить о способностях ребёнка к русскому языку, если его не пытались обучать объяснению орфограмм, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для нахождения и объяснения орфограмм. Только в процессе специального обучения может выясниться, есть ли у обучающего способности к русскому языку, к математике, к химии. Это обнаружится в том, насколько быстро он усваивает способы нахождения орфограмм, доказательства теорем, проведения лабораторного опыта.

Серьёзной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьёзной проверки утверждения, что у данного ученика нет способностей на том лишь основании, что ребёнок не овладел прочными знаниями, необходимыми умениями, сложившимися приёмами работы.

Альберт Эйнштейн в школе был заурядным учеником и ничего, казалось, не предвещало его гениальности.

Способности проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, важными для данной деятельности.

Для педагога важно знать, к чему обнаруживает способности ученик, и в какой мере способен ученик усваивать требования, предъявляемые деятельностью, а, следовательно, надо знать индивидуально-психологические характеристики.

Критикуя использование тестов умственной одаренности, психолог Л.С. Выготский указывал, что если ребёнок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать о том, что ребенок не имеет соответствующих знаний и умений и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Умственное развитие ребенка происходит в процессе обучения, то есть в постоянном общении с взрослыми. Поэтому ученик может решить задачу с помощью учителя. Значит, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно. Исходя из этого, Л.С. Выготский предложил производить исследования дважды. Первый раз выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй – как решает с помощью взрослого. Не оценка самостоятельного решения задачи, а расхождение между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого становится важной составной частью общей оценки способностей ученика. И если ученик не сумеет решить задачу, посильную для его сверстников, ни самостоятельно, ни с помощью учителя, тогда есть основания говорить о недостаточно высоком уровне способностей. Такой путь выявления уровня способностей был обозначен Л.С. Выготским как метод определения зоны ближайшего развития.

Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Говоря о способностях, надо учитывать функциональную асимметрию больших полушарий головного мозга, где правое полушарие “ответственно” за образное мышление, а левое – за символическое.

Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Принадлежность человека к художественному типу не означает, что он обязательно станет художником, просто ему будет легче освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоциональности, образности.

Для мыслительного типа – преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Качества этого типа создают условия для развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями. Именно эти качества требует занятие математикой, философией, физикой, языкознанием.

Отнесение ребенка к художественному типу не означает слабость интеллекта, недостаток ума. Речь идет о преобладании образных компонентов психики над мыслительными.

Серьёзная статистика и психологические исследования говорят о том, что способности не наследуются и не являются врожденными, в отличие от задатков.

Вывод: проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретной методики формирования знаний и умений.

Каждый человек имеет свой темперамент.

Смешение жидкостей в организме определило типы темпераментов.

Сангвинический – от лат. “сангвис” - кровь.

Флегматический – от греч. “флегма” - слизь.

Холерический – от греч. “холэ” - желчь.

Меланхолический – от греч. “мелайна холэ” - черная желчь.

Согласно И.П. Павлову, сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип, флегматическому – сильный уравновешенный медленный тип, холерическому – сильный неуравновешенный тип, меланхолическому – слабый тип нервной системы.

Сангвиник – подвижный, живой, с выразительной мимикой, легко увлекается, интересы его неустойчивы, быстрый темп речи, очень впечатлителен, получив “2”, может расплакаться, но через какое-то время забывает о “2”, быстро привыкает к новым условиям.

Холерик – порывист, может прерывать учителя, легко приходит в состояние возбуждения, на любой вопрос учителя готов отвечать не подумав, и потому часто отвечает невпопад, сосредоточенно слушает объяснений учителя и так же сосредоточенно выполняет все виды работ, пишет быстро, никогда не сидит на месте во время перемены, его интересы постоянны, с энергией преодолевает трудности.

Меланхолик – спокоен, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин, поэтому часто обижается даже от того, что учитель пересадил его на другое место, будет думать, почему пересадили, вместо с тем чувства у него пробуждаются медленно, легко теряется, смущается даже от самого мягкого замечания учителя, получив “2”, остается спокойным, но дома долго не может успокоиться, отвечает на уроке неуверенно, запинается, при встрече с трудностями не доводит работу до конца.

Флегматик – нетороплив, спокоен, отвечает на вопросы не сразу, как бы хорошо не знал материал, неутомим, так как не избегает умственной нагрузки, он тянется к развернутым логическим ответам, не теряет своей мысли до конца, внешне не удивляется ничему, что бы на уроке ни происходило.

Тип темперамента – это, прежде всего, различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявления.

Особенности темперамента обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений, то есть ученики с самым разным темпераментом могут показывать высокий уровень умственных способностей.

Когда ученики работают в группах, черты их темперамента могут влиять на конечный результат. Например, холерик совместим с флегматиком или меланхоликом, чем с сангвиником или холериком в некоторых видах занятий.

Особенности темперамента выступают, прежде всего, в своеобразии способов работы, то есть у каждого ученика должен вырабатываться индивидуальный стиль работы в соответствии с его типом темперамента.

Ученик может развиваться как творческая личность, когда учитель создает учебную ситуацию, в которой ученик применяет и совершенствует способ выполнения задания, характерный для его типа темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры от черт темперамента.

Важно учитывать: эмоциональность, активность, моторику.

Задача учителя заключается не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента другим, а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно освободиться от отрицательных моментов темперамента.

Как правило, учителя обращают внимание на холериков, которых надо сдерживать от проявления бурных реакций, приучать к равномерной работе, и меланхоликов, у которых надо развивать уверенность в себе, поощрять активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей.

Особенности темперамента обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений, то есть ученики с самым разным темпераментом могут показывать высокий уровень умственных способностей.

Важная проблема – изучение и описание “познавательного профиля” ученика.

“Познавательный профиль” - тип мышления, в котором отражаются способы работы ученика над предметным содержанием, устойчивость их употребления, самостоятельность их применения по собственной инициативе, в ситуации, не заданной учителем.

В школе учителя отслеживают познавательные способности по шести параметрам: “знание”, “понимание”, “применение”, “анализ”, “синтез”, “оценка”.

В школе проводится диагностика профессиональной деятельности педагогов, результаты которой позволяют планировать методическую работу в школе.

Главная задача учителя – формировать надпредметные умения.

Формировать и развивать общеучебные способы работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания - необходимое условие деятельности каждого педагога.

Отслеживание результатов учебного процесса представляет целостную систему мониторинга учебного процесса, позволяющую оценить не только работу учителя и ученика, но и целенаправленно планировать деятельность классных руководителей и руководителей методических объединений.

Параметрами результативности учебного процесса являются обученность и обучаемость.

Обученность – уровень учебных достижений, уровень предметных знаний, навыков и умений, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности.

Обучаемость (по Л.С. Выготскому) определяет ширину зоны ближайшего развития, то есть то пространство, в котором ученик успешно взаимодействует с учителем в учебной работе, индивидуальная способность к усвоению знаний. Этот параметр может изменяться.

Обученность измеряется предметной оценкой, через контрольно-методические срезы, тематические, контрольные, итоговые работы.

Обучаемость измеряется уровни развития познавательных способностей ( 6 уровней), через контрольные срезы.

Уровень общеучебных умений, кроме мыслительных, каждый учитель определяет путем наблюдения на уроке, оценивая их в балльной системе:

0 – навык не сформирован,

1 – навык недостаточно сформирован,

2 – навык сформирован достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, для данного этапа обучения.

Уровень общеучебных умений измеряется через контрольно-методические срезы.