Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Обучение написанию сочинений различных жанров

Разделы: Преподавание литературы


Сочинение – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи. В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:

  • умение осознавать тему, определить ее границы;
  • умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;
  • умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;
  • умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;
  • умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;
  • умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • умение проверять и совершенствовать написанное.

Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ. Школьные сочинения классифицируются по:

  • опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);
  • типу текста (описание, повествование, рассуждение);
  • жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п. );
  • стилю (художественный, публицистический, научный);
  • степени самостоятельности (на заданную или свободную тему; с подготовкой или без; по началу, опорным словам, по аналогии).

Подготовка к обучающему сочинению (а в школе все сочинения обучающие за исключением 2-3 контрольных в год) рассчитана на 1 урок. Написать сочинение учащиеся могут дома.

В предлагаемом материале представлены уроки развития речи по подготовке к написанию сочинений трех видов:

  • рассказ по сюжетным картинкам (6 класс);
  • описание с элементами рассуждения (7 класс);
  • рассуждения проблемного характера (11 класс).

Сочинение по сюжетным рисункам – вид работы, предлагаемый учащимся на начальном этапе обучения написанию сочинения. Он позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.

Среди видов сочинений по источникам получения материала самым распространенным и хорошо известным является сочинение по картине. Эти сочинения обладают своей спецификой: помимо развития умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности они дают возможность овладеть навыками “чтения” картины, формируют умение видеть и оценивать значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания. Показывая жизнь в образах, художник-живописец, в отличие от художника слова, пользуется рисунком и цветом. Понять картину, а тем более написать сочинение по картине, невозможно без умения устанавливать взаимосвязь между частями картины в целом, без понимания единства всех компонентов произведения живописи. Все это требует от пишущего не только логического анализа и синтеза, но и творческого воображения.

Рассуждение проблемного характера – комплексный вид работы, включающий в себя разнообразие стилей и типов речи, способных подчеркнуть жанровые особенности создаваемого текста. Эта работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и навыки, полученные в области русского языка, несет в себе воспитательную, морально-нравственную функцию в формировании личности. Дискуссионный характер работы над сочинениями этого жанра развивает у учащихся самостоятельное логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано ее обосновать, дает им возможность продемонстрировать богатство лексического запаса и владение разнообразными синтаксическими конструкциями, т. е. показать навыки, необходимые каждому грамотному человеку.

Особенно важна эта работа в старших классах, т. к. сочинения-рассуждения проблемного характера входят и в блок тем для итоговой аттестации по литературе, и в структуру ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы.

На наш взгляд, такое построение материала позволяет проследить методику работы учителей и преемственность знаний, умений и навыков учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной программе.

Урок развития речи

Тема: Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам (6 класс).

Учитель: Потапова Л. И.

Цель урока:

1. Повторить композицию рассказа, одного из жанров повествования;

2. Закрепить умение создавать тексты разговорного стиля;

3. Подготовить рабочие материалы к домашнему сочинению по сюжетны рисункам.

Оборудование: Все ученики имеют на парте четыре сюжетных рисунка, предварительно раскрашенные на уроке ИЗО.

Запись на доске темы урока: Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам.

Ход урока

Учитель (У): Ребята, сегодня мы подготовим рабочие материалы к домашнему сочинению (учащиеся в тетрадях записывают “число”, “классная работа”, “тему урока”).

Давайте внимательно рассмотрим каждый из четырёх рисунков <Рисунок 1>. Что изображено на первой картинке? Расскажите подробно.

Предполагаемые ответы детей (ПОД): Четыре лыжника. Точнее три лыжника и один “горнолыжник”. Мы видим, как три мальчика зовут четвертого, но он не хочет идти с ними кататься на лыжах, так как он, видите ли, горнолыжник.

У: Как он держится? Как одет? Как мальчик улыбается?

ПОД: Ехидно, хвастливо, он доволен собой, высокомерно посматривает по сторонам. Можно предположить, что он зазнайка и хвастунишка.

У: Как сказать об улыбке человека, который доволен собой?

ПОД: Самодовольная улыбка.

У: Запишем опорные слова и выражения для описания первого рисунка (запись на доске с помощью учащихся: Шествует важно; высоко держит голову, задрал нос, самодовольная улыбка; высокомерно и ехидно смотрит по сторонам, засунул руки в карманы куртки, под мышкой несёт лыжи и палки. “Мне, - говорит мальчик, - с вами не по пути”).

У: Рассмотрим второй рисунок. Расскажите, что вы видите? Высока ли горка? В какой позе стоит знакомый нам герой?

ПОД: Это не горка, а пригорочек. На ней катаются на санках малыши. Мальчик стоит подбоченившись, лыжи у него направлены в разные стороны. Очевидно, он долго стоял и думал, как съехать с горки, чтобы ребят привести в восторг своим “классным спуском”.

У: Запишем опорные выражения к описанию второго рисунка (Стоит подбоченившись; хочет показать малышам мастерство в горнолыжном спорте).

У: И вот. . . Что же произошло дальше? (Третий рисунок)

ПОД: “Горнолыжник” лежит, уткнувшись носом в снег, так как на его пути встретился маленький сугроб или. . . Одна лыжа у него сломана, вторая отлетела в сторону. Мальчик немного испуган. Ему стыдно перед малышами, благополучно съехавшими на санках с горки. Жалкое зрелище представляет в этот момент наш герой.

У: Как ведут себя дети?

ПОД: Дети с удивлением смотрят на него, посмеиваются, даже собака удивлена (запись рабочих материалов к третьему рисунку: Упал, уткнувшись носом в снег; удивлённо смотрят на зазнайку, жалкое зрелище).

У: Давайте посмотрим на четвёртый рисунок. Как сидит мальчик на санках?

ПОД: Съёжился, старается быть поменьше, прячет лицо в воротник. Он не хочет показываться ребятам, которые звали его с собой кататься. Они появились в тот момент, когда малыши усадили его в санки. Ему неудобно, стыдно. Рядом бежит, задрав хвост, собака и заливается радостным лаем, высунув язык (запись опорных выражений к четвёртому рисунку: Съёжился; прячет смущённое лицо в воротник, не задирай нос – споткнёшься. Вряд ли будет ещё зазнаваться и важничать).

У: Итак, серия рисунков помогла нам представить развитие действия в рассказе. Как же называется момент, с которого начинается история?

ПОД: Завязка

У: Через какие этапы ещё проходит действие в рассказе?

ПОД: Кульминация и развязка.

У: Запишем на доске (учитель) и в тетради схему построения рассказа.

У: Каким этапам рассказа соответствуют эти рисунки?

ПОД: I рис. – завязка, II рис. – развитие действия, III рис. – кульминация, IV рис. – развязка.

У: Какие ещё части должны быть в рассказе?

ПОД: Вступление и заключение.

У: Какова роль вступления?

ПОД: Ввести в курс дела, то есть сообщить, когда, где и с кем произошло действие.

У: Предложите варианты вступления.

ПОД: Однажды – это было зимой – собрались мы (или ребята) на лыжную прогулку. . .

У: От какого лица будем писать?

ПОД: От третьего или от первого лица.

У: От какого лица рассказ будет выглядеть правдоподобнее, интереснее?

ПОД: От первого.

У: Запишем опорные словосочетания для начала рассказа (Однажды – это было зимой -. . . , Как-то в морозный ясный день. . . , Дело было так. . . )

У: Как можно закончить сочинение?

ПОД: Сочинение можно закончить записью короткого итогового предложения в виде пословицы.

У: Приведите пословицы из домашнего задания, одну из которых можно будет использовать в качестве заключения.

ПОД:

  • Хвастовство к добру не приводит.
  • Кто хвалится, тот с горы свалится.
  • Не хвались началом – хвались концом.
  • Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь.

У: Ребята, когда ещё можно использовать пословицы?

ПОД: Пословицу можно использовать в качестве заголовка.

У: А теперь придумайте заглавие к рассказу. Каким должен быть заголовок?

ПОД: Заголовок должен быть интересным и выражать главную мысль.

У: Ваши предложения.

ПОД: Предлагают и записывают варианты заглавия: “Горе-лыжник”; “История про “горнолыжника” или короткой пословицей.

У: Какой тип речи будет основным в рассказе?

ПОД: Повествование. В основе рассказа лежит какой-то случай. Чтобы рассказать нам о нём, необходимо передать последовательно сменяющие друг друга действия.

У: Элементы какого типа речи ещё могут быть в рассказе?

ПОД: Описание природы и внешности человека. Фрагменты описания должны помочь раскрыть главную мысль в рассказе.

У: Что ещё поможет сделать работу интересней?

ПОД: Диалог.

- Какова его роль? Когда можно ввести короткий диалог?

ПОД: В начало рассказа, только необходимо правильно расставить знаки препинания. Например, ребята говорят однокласснику:

- Пойдём с нами на лыжах кататься!

- Мне с вами не по пути. Я горнолыжник, - важно отвечает мальчик.

У: Какой это стиль речи?

ПОД: Разговорный стиль речи. То, что говорят люди и как они говорят, помогает нам их понять.

Итоговое слово учителя:

Итак, сегодня мы с вами закрепили умение составлять тексты разговорного стиля по сюжетным рисункам; повторили композицию рассказа как одного из жанров повествования. А дома вы напишете сочинение-рассказ, используя рабочие материалы, подготовленные сегодня (Приложение 1)

Урок развития речи

Тема: Подготовки к сочинению-описанию картины В. Д. Поленова “Золотая осень” (7 класс).

Учитель: Колчина Е. И.

Эпиграф: “. . . Пышное природы увяданье. . . ”

Цели урока:

  1. Углубить представления учащихся о таком виде сочинения, как описание художественного предмета; отработать общие принципы работы над сочинением по картине.
  2. Способствовать расширению и углублению активного словаря, стимулировать творческое воображение.

Задачи урока:

  1. Развитие умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности.
  2. Овладение навыком “чтения” картины (формирование умения увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания).

Оборудование урока:

  1. Репродукции картины В. Д. Поленова “Золотая осень” (есть в учебнике литературы 7 класса - этим обусловлен выбор картины).
  2. Отрывки художественных произведений на тему “Осень” (предварительное домашнее задание).
  3. Музыкальные произведения на заданную тему. (предварительное домашнее задание)
  4. Карточки с дидактическим материалом (составляются на уроках ОИ и ВТ)
  5. Краткая биография художника (предварительное домашнее задание).

Ход урока

I. Оргмоменты (2мин. ).

II. Обучение общим принципам работы над сочинением по картине (36 минут).

(1мин. ) 1. Учитель о цели и задачах урока.

(3-5 мин. ) 2. Ученик о художнике.

(10мин. ) 3. Беседа по картине:

а) картина как произведение искусства;

б) обоснование типа и стиля речи сочинения, составление плана сочинения;

в) подбор рабочих материалов.

(10 мин. ) 4. Работа по предупреждению ошибок:

а) орфография;

б) синтаксис, пунктуация;

в) речь.

(15 мин. ) 5. Конкурс вступлений (2-3) с последующим анализом (возможен вариант устного сочинения).

III. Подведение итогов. (2 мин. ) Рефлексия

*** Пункт II. 5. можно исключить в зависимости от складывающегося временного хода урока, а предполагаемое время распределить между пунктами II. 3 и II. 4.

I. Оргмоменты.

Учитель (У): Здравствуйте! Сегодня у нас урок развития речи. Урок трудный и интересный. Трудный - потому что на нем вам необходимо быть особенно внимательными и требовательными к своей речи и речи товарищей; интересный - потому что вы попытаетесь (уже в который раз) сегодня стать творцами, созидателями собственного художественного произведения: вы будете работать над сочинением по картине. Предупреждая извечный вопрос о необходимости этого вида деятельности для вас, я напомню прописную истину: “Любой человек должен быть адекватен в обществе, т. е. понимать и быть понятым”. Каждому из нас очень часто приходится излагать свои мысли письменно. И если этому не научиться, всегда будешь чувствовать недостаток в своем образовании. А сочинения по картине помогают развивать наблюдательность, совершенствовать такие основные операции мыслительного процесса, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также умение делать умозаключение, они дают возможность овладеть навыком “чтения” картины. Это всё вам в жизни пригодится.

Я верю, что вы будете внимательны, активны и доброжелательны друг к другу. Итак, тема записана на доске, цель ясна - написание сочинения.

II. Обучение общим принципам работы над сочинением по картине.

У: Итак, перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Золотая осень”. Обращаю ваше внимание, что перед нами репродукция, но мы будем употреблять в речи слово “картина”. И первым этапом подготовки к сочинению будет рассказ о картине и художнике, нарисовавшем её. Кто готов нам сегодня сделать сообщение на заданную тему? (Рассказ о художнике должен акцентировать внимание на основных направлениях его творчества).

Предполагаемый ответ учащихся (ПОУ): Сообщение (домашняя подготовка) о В. Д. Поленове, картине “Золотая осень”.

У: Для написания сочинения мы должны четко определить для себя какой стиль и тип речи уместны в данном случае? Что такое искусство? Его назначение.

ПОУ: Сегодня мы воспользуемся художественным стилем речи, т. к. во-первых, мы решаем задачу художественную - “рисуем словами” изображенную картину, при этом передаем свои чувства. Во-вторых, главная особенность художественного стиля - образность, и сегодня, как я понимаю, мы должны “разобраться” в образе осени, который создал художник В. Д. Поленов. А для этого нам потребуются художественные средства языка, характерные именно для этого стиля. В-третьих, мы рассматриваем картину как художественное произведение, т. е. произведение искусства, в котором есть основная мысль, тема. И все это характерно для художественного стиля. И, в-четвёртых, описать картину с научной точки зрения (научный стиль) мы не можем, т. к. мы не профессионал