Элективный курс для учащихся 9-х классов "На распутье"

Разделы: Школьная психологическая служба


Информация к размышлению для ведущего курс

Бесконечные разговоры о необходимости самоопределения значительно менее эффективны, чем увлекательные дискуссии на нравственные, интеллектуальные темы, которые ведут к сотрудничеству. Долг взрослых – говорить с учащимися обо всем, поощрять их задавать вопросы и честно на эти вопросы отвечать. Еще один способ поддерживать мотивацию на самоопределение – приглашать в школу бывших выпускников, причем не только тех, кто значительно преуспел в жизни. Выпускники, окончившие школу пять–десять лет назад, принадлежат к тому же поколению, что и нынешние девятиклассники, между ними нет возрастного барьера, однако есть разница в жизненном опыте. Выпускники должны делиться не только своими удачами, но и поражениями, рассказывать о том, как складывалась их жизнь с момента окончания школы и какую роль в ней играет образование, полученное в школе.

Учащиеся имеют право голоса при разработке правил групповой работы, но они и обязаны строго придерживаться этих правил.

Дискуссии необходимо использовать более широко, так как они всем обеспечивают возможность проявить себя и развивают чувство групповой ответственности. Совместное решение проблем профессионального выбора устраняет фактор неудачи, который зачастую сопровождает учащихся в учебной деятельности, делает пребывание в школе личностно-значимым, прививает чувство ответственности и развивает необходимые умения и навыки. Учитель ответственен за то, чтобы содержание образования отвечало требованиям жизни и было интересным, в обязанность учащихся вменяется посещать занятия и старательно учиться.

Если педагоги хотят добра детям, они должны им внушать, что удовлетворение их жизненно важных потребностей во многом зависит от их собственных усилий, они сами в ответе за выбор такой линии поведения, которая приведет их к ощущению собственной значимости. Никто за них этого не сделает. На этом пути крайне важна положительная обратная связь окружающих.

Важна и такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой школьники побуждаются к самостоятельному решению проблем как академического, так и социального характера. Взрослые должны объяснять детям или подводить их к собственному пониманию того, каким образом все, что они изучают, связано с жизнью.

Ученики несут ответственность за осуществление своих устремлений, как и за свои поступки. Если их поведение отклоняется от нормы, это не значит, что у них нарушена психика – просто они сделали неверный выбор. Но они не могут изменить свой выбор в лучшую сторону или отнестись к нему более ответственно, если не окажутся под сильным эмоциональным влиянием тех, кто проявляет к ним искреннюю заинтересованность.

Цель курса – дать учащимся представления об основах стратегии выбора профессии, о необходимых свойствах личности для успешного профессионального самоопределения. Способствовать формированию психологической базы взрослеющей личности, оказывать поддержку при формировании представлений о себе и ориентации в профессиональном мире

Программа курса рассчитана на 18 часов и разделена на 4 модуля.

В 1-м модуле рассматриваются основные понятия проектирования профессионального жизненного пути. Во 2-м модуле предусматривается развитие способности к самопознанию и навыков учащихся в планировании и разработке жизненных планов через использование развивающей психологической диагностики. 3-й модуль является исходной базой повышения уровня психологической компетентности и разработки перспектив самосовершенствования через использование активных форм группового взаимодействия. Заключительный модуль посвящен применению полученных знаний, умений и навыков в разработке проекта “Моя профессиональная карьера”.

Специфика состава учащихся по уровню подготовки не будет иметь решающего значения, так как работа курса будет проходить через деловые и развивающие игры, через диагностику по выявлению интересов, склонностей, направленности личности, где каждый ребенок может приобрести или закрепить опыт самопознания. Кроме этого, каждый школьник выбирает свой уровень активности при участии в информационных, диагностических и развивающих формах работы курса. Все участники курса получают пакет необходимых диагностических методик, которые помогут им совершенствовать в дальнейшем собственные представления о себе и своих возможностях.

Цели программы “На распутье” сформулированы на четырех уровнях.

В результате прохождения курса учащиеся должны:

  • иметь представление:
    • об основных понятиях проектирования профессионального жизненного пути,
    • о методах самопознания,
    • о смысле и значении труда в жизни человека и общества,
    • о рынке труда,
    • о неисчерпаемости человеческих возможностей в профессиональном самоопределении,
    • о значимости определения собственных жизненных целей,
    • об индивидуальной траектории профессионального роста и включении себя как субъекта в реализацию этой траектории;
  • знать:
    • значение профессионального самоопределения,
    • правила пользования диагностическими методиками,
    • правила-ориентиры группового взаимодействия,
    • правила выбора профессии;
  • уметь:
    • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями современного рынка труда,
    • делать выводы,
    • анализировать свои интересы и склонности;
  • иметь опыт участия в активизирующем дискуссионном и консультационном взаимодействии.

Особенности курса

На каком содержательном материале построен курс? На разработках проблемы профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе и рекомендациях по профессиональной ориентации школьников
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? Вопросы профориентации прямо или косвенно рассматриваются при изучении любого предмета. В то же время у школьников слабо сформирована система представлений о собственных возможностях и значимости раннего самоопределения.

Цель курса – дать учащимся представления об основах стратегии выбора профессии, о необходимых свойствах личности для успешного профессионального самоопределения. Способствовать формированию психологической базы взрослеющей личности, оказывать поддержку при формировании представлений о себе и ориентации в профессиональном мире.

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен курс? “Твоя профессиональная карьера” под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, М.: “Просвещение”, 2000
Е.Н. Прощицкая “Выбирайте профессию”, М.: “Просвещение”, 1991
Какие виды деятельности учащихся возможны? – работа с понятийным аппаратом;
– участие в дискуссиях, игровых упражнениях;
– диагностические процедуры;
– разработка проекта “Моя профессиональная карьера”
Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса? Школьники могут выбрать:

– степень активности участия в групповых формах работы;
– литературу, по которой будут вести сбор информации к своему проекту;
– форму разработки проекта и его презентации

Каковы критерии успешности учащихся? Построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? С помощью анкетирования и собеседования с учащимися, наблюдения за включенностью в процесс обсуждений и игрового взаимодействия
Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма итоговой отчетности? Психологическое сочинение “Мои планы на будущее” или разработка проекта “Моя профессиональная карьера”

Содержание курса и учебная деятельность

Ссылка на цели

Часы

Тема занятий

Деятельность учащихся

 

3

1. Понятие о профессиональном самоопределении и значимости собственных жизненных целей – беседа;
№№ 1, 3, 4, 6, 7, 8

1

Встреча за круглым столом с выпускниками, закончившими школу 5 – 10 лет назад – дискуссия;

1

“Я – человек и не могу себе позволить зависеть от обстоятельств”.

Знакомство с “психокибернетикой” М.Мольца. Правила формулирования целей

– выполняют физическую метафору А. Роббинсона (описана в книге “Психологические программы развития личности” под ред. И.В. Дубровиной);

– учатся формулировать свои цели

№№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8

1

“Величественное имя”
Разработка стратегии достижения целей
– с помощью игрового сюжета анализируют собственный потенциал, “играя” со своим именем
 

7

2. Развивающая психодиагностика  
№№ 1, 2, 9,12, 5

1

Методы психологического исследования и самопознания – получают информацию;

– работают со словарем понятий проектирования профессионального жизненного пути

№№ 9, 13

1

Методика определения социальной направленности – работают с опросником (описан в методическом пособии, составленном Харченко В.Д.)

1

Методика “Ценностные ориентации личности” – работают с опросником
 

1

Оценка профессиональных склонностей

– изучают свои особенности

 

3

Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения Пряжникова Н.С.

– изучают свои особенности (см. пособие, сост. Харченко В.Д.)

№№ 3, 5, 6, 7, 8, 10, 13, 14, 15

7

Активные формы группового взаимодействия по решению задач курса  
 

1

“Уверенность в себе – черта, свойственная каждому человеку или удел избранных?” – дискуссия

1

Диагностика уверенности в себе – работа на компьютере
 

1

“Сотворение мира” Игровое взаимодействие по актуализации созидательного начала
 

1

“Собственный герб” Игровое взаимодействие по актуализации уверенности в своем особом предназначении
 

1

Экскурсия в мир профессий – деловая игра
 

2

Игровой мини-тренинг по стратегии достижения успеха в выборе профессионального жизненного плана – деловые игры, дискуссии
 

1

Проект “Моя профессиональная карьера”  

№№ 1, 3, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 15

1

Разработка и представление своего проекта или написание сочинения;
представление результатов работы
Построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения

Литература

  1. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15–17 лет /Психологические программы развития личности /под редакцией И.В. Дубровиной. “Деловая книга”, Екатеринбург, 2000.
  2. Махаева О.А. “Планирование профессионального будущего” /Возможности практической психологии в образовании, выпуск 3. Москва, УЦ “Перспектива”, 2001.
  3. Самоукина Н.В. “Игры, в которые играют…”, Дубна, издательский центр “Феникс”, 1997.
  4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. “Психология для старшеклассников”, Москва, “Владос”, 2003.
  5. Твоя профессиональная карьера /под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, Москва, “Просвещение”, 2000.
  6. Резапкина Г.В. “Скорая помощь в выборе профессии”, Москва, “Генезис”, 2004.
  7. Прощицкая Е.Н. “Выбирайте профессию”, Москва, “Просвещение”, 1991.
  8. Овчарова Р.В. “Справочная книга школьного психолога”.
  9. Пряжников Н.С.”Методы активизации профессионального и личностного самоопределения”, Москва – Воронеж, 1997.
  10. Тренинг развития жизненных целей /Программа психологического содействия социальной адаптации/под редакцией Трохиной Е.Г., Санкт-Петербург, 2002.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и др. “Технология создания команды”, Санкт-Петербург, 2002.
  12. Пакет методик для изучения оптантов в условиях психологического консультирования по вопросам профессионального самоопределения. Методическое пособие, составитель Харченко В.Д., Иркутск, ИИПКРО, 2004.