Развитие творческого мышления младших школьников на уроках трудового обучения с использованием нетрадиционных материалов

Разделы: Начальная школа


За последнее десятилетие изменились жизненные приоритеты всего общества, произошла ломка многих стереотипов. На первое место вышла самостоятельность во всём, умение переориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации. Стало понятно, что школьное образование должно осуществляться в интересах личности, которая не будет больше замкнута в рамки какой-то деятельности. Не обошли эти изменения и начальную школу. Наш старый предмет “трудовое обучение” теперь называется модным словом “технология”. Но нам это не мешает, потому что любой труд представляет собой именно цепочку технологических операций. А труд как учебный предмет требует организации интеллектуальной деятельности до начала практической работы, чтобы технологическая цепочка была осознанной, давала возможность формирования и знаний, и умений.

В традиционной методике преподавания предметов в начальной школе трудовому обучению уделялось недостаточно внимания. И педагоги, и методисты подходили к этому предмету односторонне, выделяя в нем только практическую направленность. В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что уроки труда дают учащимся не только возможность применять теоретические знания на практике, но и побуждают их более глубоко изучать основы наук, и самое главное – приучают детей мыслить. Главная же задача учителя – научить детей мыслить творчески. Передо мной встала проблема поиска таких путей, форм, методов, приемов преподавания технологии в начальной школе. Основной целью работы по развитию творческого мышления учащихся является формирование таких качеств, как конструктивность, целесообразность, образность, вариативность, чувство стиля. Передо мною встала задача понять, что представляют собой данные качества и каковы пути их развития. Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что конструктивность определяется методистами как способность к производству идей. В связи с этим при проведении уроков трудового обучения детям предлагаются такие задачи, которые требуют догадки, мысленного пространственного преобразования конструкции, то есть её анализа. Даже если изделие выполняется способом копирования образца, полезно использовать такие задачи, которые заставляют школьников продумать все особенности его устройства и, возможно, мысленно внести в него определенные изменения. Например, если я предлагаю ученикам скопировать какой-то образец в технике аппликации – здесь нет задачи. Но если я, прежде чем показать очередную операцию, предлагаю ученикам самим подумать, путем каких действий получена та или иная форма из изменяющейся у них заготовки, то они будут вынуждены совершать мысленные действия, преобразовывая форму. Даже такие простые вопросы и задания (Как это сделано? Как это можно сделать?) очень важны для развития способностей к мысленному конструированию.

С конструктивностью как качеством мышления тесно связана целесообразность. Целесообразность – это способность строить систему действий в точном соответствии с этими целями. На своих уроках я стараюсь формирование целесообразности мышления осуществлять наряду с конструктивностью. При изготовлении любого изделия обязательно побуждаю школьников задумываться: почему у его конструкции именно эта форма, этот цвет, материал, отделка. Чтобы учащиеся в процессе выполнения этого задания активно мыслили, я требую, чтобы их работа как можно точнее повторяла образец, чтобы изображение размещалось не выше и не ниже, не правее и не левее, чем на образце. Данные задания разработаны с целью развития познавательных процессов у учащихся, в первую очередь – конструктивности и целесообразности мышления. Что касается творчества, то оно также здесь присутствует, ученик должен догадаться, додумать, а не делать работу бессмысленно. В данном случае задание не является механическим копированием. Существуют и иные виды творческой деятельности, а значит, и другие задания, которые я использую на уроках. Образность – это качество творческого мышления, позволяющее мысленно увидеть, создать в воображении конечный результат своей работы.

На уроках я стараюсь к каждому заданию давать не один образец изделия, а несколько. Даже в тех случаях, когда работа учеников предполагает копирование, я стараюсь предложить варианты изделия. Это очень важно, поскольку такая деятельность позволяет школьнику всегда иметь в виду, что могут быть разные решения одной и той же задачи. Особенно важно приучать детей не работать механически по инструкции, не копировать бездумно образцы из урока в урок, а самостоятельно придумывать, разрабатывать различные варианты конструкции и оформления в соответствии с поставленными условиями.

Основное назначение трудового обучения в начальной школе – это воспитание и развитие художественного сознания детей: эстетического отношения к своей жизни и окружающему миру, способности осваивать его по законам красоты. Во время занятия трудом дети приобретают навыки, необходимые при обучении в школе, развивают образное и пространственное мышление, тренируют мелкую моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму. Важно, что во время занятий хорошо развивается моторика рук и пальцев. На кончиках пальцев расположены рецепторы, которые напрямую связаны с мозгом. И, если развивать эти рецепторы, ребенок будет лучше усваивать материал.

Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрена обработка различных материалов: ткани, бумаги, пластилина. Предлагается большой перечень работ для выполнения на уроках труда. Однако, анализ программы показывает, что ученикам предлагается выполнять стандартные виды работ из традиционного материала. Но из опыта работы с детьми видно, что намного интереснее и живее проходят такие уроки труда, на которых либо из обычных, традиционных материалов дети выполняют незаурядные, занимательные виды работ, либо используют нестандартные материалы. Постепенно я пришла к необходимости использовать на уроках совершенно нетипичные для обычных уроков труда материалы.

Материалы, с которыми работают мои ученики на уроках трудового обучения, можно разделить на две большие группы:

1. Материалы, рекомендованные к использованию программой трудового обучения в начальных классах, с которыми все учителя обязаны работать на своих уроках.

2. Нетрадиционные материалы, которые я использую с целью повышения развивающего потенциала своих уроков.

Уже в первые годы своей работы я поставила перед собой задачу сделать уроки труда яркими и увлекательными. Строго следую указаниям программы по трудовому обучению и применяя на уроках такие материалы, как пластилин, бумагу, картон, природный материал, предлагала ребятам новые, интересные задания. В качестве нестандартного материала я использую на уроках трудового обучения вату, пенопласт, салфетки, газету, макароны, карандашную стружку, соль, декоративный шнур, перья. Используя эти материалы, дети выполняют аппликации из перечисленных материалов. Предлагаю описание нескольких работ с фотографиями.

1. “ОСЛИК”

Цели: учить заполнять пространство, укреплять мелкую моторику пальцев, развивать усидчивость и терпение, формирование эстетического вкуса.

Материал: картон, пластилин, спички.

Техника: мозаика.

Порядок выполнения работы:

1) 1/4 листа картона заполнить пластилином.

2) Из спичек (без серы) выложить мозаику – силуэт ослика.

2. “ПАВЛИН”

(авторская работа)

Цели: учить приемам художественной обработки различных материалов, развивать умение правильно использовать цветовую гамму, воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Материал: черный картон, карандашные стружки, клей, цветная бумага, стружка от грифеля.

Техника: аппликация.

Порядок выполнения работы:

1) Из цветной бумаги розового цвета вырезать туловище павлина. Приклеить на картон.

2) Взять точилку для карандашей. Подобрать карандаш с ребристой поверхностью деревянной “рубашки”. Затачивать карандаш, получая длинные ровные стружки. Использовать карандаши разного цвета.

3) На картоне наметить контур хвоста павлина. Карандашные стружки каждого цвета приклеивать по контуру, соблюдая цветовой ряд.

4) Последние ряды выполнить из разноцветной стружки грифеля.

3. “БАРАШЕК”

Цели: укреплять мелкие мышцы пальцев рук, развивать взаимодействие рук, показать, что старые газеты можно использовать для изготовления поделок.

Материал: старые газеты, картон, клей, фломастеры.

Техника: аппликация.

Порядок выполнения работы:

1) На белой бумаге нарисовать барана, закрасить фломастерами следующие части тела: голову, рога и ноги, приклеить на картон.

2) От газеты отрывать кусочки и скатывать их в комочки (3х5 см).

3) Готовые газетные комки приклеивать на туловище барана рядом друг с другом.

4. “МОРСКАЯ РЫБКА”

(авторская работа)

Цели: развивать мелкую моторику рук, развивать взаимодействие рук, учить построению композиции работы, научить выполнять задание не только по образцу, но и придумывать свою форму, формировать эстетический вкус.

Материал: бумажные салфетки, клей, картон.

Техника: аппликация.

Порядок выполнения работы:

1) Контур рыбки делаем из 1/4 салфетки. Скатываем трубочку, затем сворачиваем жгутик, плотно прижимая его пальцами. Намазываем клеем одну сторону и плотно прижимаем к картону, придав форму.

2) Плавники и хвостик выполняются по такой же технике, но трубочку нужно делать тоньше, чем контур туловища.

3) Чешуйки сделать из кусочков салфеток, скатав их в комочки и приклеить.

4) Морское дно делаем также из комочков разноцветных салфеток.

5) Водоросли и морские звезды делаем из небольших кусочков салфеток, скатываем трубочки, затем сворачиваем жгутики.

6) Смазать клеем все детали и приклеить на картон.

5. “ЗЕМЛЯНИКА”

(авторская работа)

Цели: учить приемам художественной обработки различных материалов, развивать умение правильно использовать цветовую гамму, воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Материал: поваренная соль (покрасить гуашью), картон, клей, фломастеры.

Техника: аппликация.

Порядок выполнения работы:

1) На белом фоне картона нарисовать землянику.

2) Контуры листьев, ягод и стебля обвести фломастерами соответствующих цветов.

3) Намазать клеем рисунок и посыпать солью соответствующего цвета.

4) Дать работе высохнуть.

6. “ЗИМНИЙ ЭТЮД”

(авторская работа)

Цели: научить детей работать с тканью, развивать образное мышление, воспитывать любовь к природе и окружающему миру.

Материалы: картон с фоном или голубого цвета, ткань нескольких видов, клей, ножницы.

Техника: аппликация из ткани.

Порядок выполнения работы:

1) С помощью карандаша нанести рисунки на ткань. Вырезать детали: две ёлочки – зелёный цвет, домик – коричневый, крыша домика – белый, снег – белый, окно – жёлтый цвет.

2) На фон поэтапно приклеить все детали.

3) Дать работе хорошо просохнуть.

Заключение.

Основное назначение трудового обучения – это воспитание и развитие художественного сознания детей: эстетического отношения к своей жизни и окружающему миру, способности осваивать его по “законам красоты”.
Нестандартные материалы, которые мы используем на уроках труда, являются легкодоступными. Изготовление поделок оказывается не только интересным занятием, но и средством для формирования творческого мышления, фантазии, гармоничного развития ребёнка.