Научно-практическая конференция "Реактивное движение" (деловая игра)

Разделы: Физика


ЦЕЛИ:

  1. Развить мышление учащихся путём самостоятельной работы с книгой, дополнительной литературой.
  2. Содействовать:
  3. а) экологическому воспитанию школьников, обратив внимание на проблемы загрязнения атмосферы Земли;
    б) патриотическому воспитании, познакомив с работами отечественных учёных и вкладом в освоение космоса русских космонавтов.

Оформление. (В зале расставлены столы для работы в группах. )

Плакаты: многоступенчатая ракета; реактивное движение; космический корабль “Восток”; К.Э.Циолковский. Жизнь и деятельность учёного; Ю.А.Гагарин.

Демонстрации:

  • сегнерово колесо;
  • полёт ракеты.

Выставка книг.

Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околоземное пространство. (К.Э. Циолковский)

Презентация.

Вступительное слово учителя:

- Наша конференция посвящена практическому применению закона сохранения импульса, решению проблемы освоения космоса – вечной мечты человека. Мы её проводим в форме деловой игры. Ваша задача сегодня – внимательно слушать выступающих, участвовать в прениях, оценивать ответы и информационные сообщения, подготовленные вами самостоятельно с использованием учебников физики и дополнительной литературы. Конференцию проводят учащиеся 10 класса.

Ведущий 1: Мы начинаем конференцию, посвящённую проблемам освоения космоса. Здесь присутствуют специалисты, причастные к решению этой проблемы, - это группа теоретиков и экспериментаторов, а также историков, космонавтов и экологов.

Ведущий 2: (Звучит музыка Paul Maureat -Careless Wispher).

Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Мечтали люди о том, чтобы когда-нибудь побывать на небесных телах. Впервые фантастическое описание посещения Луны даёт Иоганн Кеплер в книге “Сон”. В XIX веке космическое путешествие описал Жюль Верн в романе “Из пушки на Луну”.

Ведущий 1: Солнце, Луна, звёзды – вечный источник, вдохновляющий поэтов.

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины.
И мы плывём пылающею бездной,
Со всех сторон огнём окружены.
(Ф.Тютчев)

Ведущий 2: Звёздное небо – великая книга природы. Перед тем, кто сумеет её прочесть, раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.

Ведущий 1:

Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
Так я, в сей бездне углублён,
Теряюсь, мыслью утомлён.
(М.В. Ломоносов)

Ведущий 2: Конференция уже начала свою работу. Слово предоставляется группе историков.

Группа историков:

1. Рассказывает о жизни и деятельности Н.И. Кибальчича – революционера-народника. (Приложение 1)

2. Рассказывает о “Космической философии” К.Э. Циолковского – основоположника научной космонавтики. (Приложение 2)

3. С.П. Королев - Главный конструктор первых ракетно-космических систем. (Приложение 3)

Вопросы к группе историков:

1. Что вы знаете о детстве С.П. Королева?

2. Какую цель ставил перед собой С.П. Королев?

3. С.П. Королев строил ракеты и летал на них?

4. Расскажите о его работе, направленной на пользу человечества?

5. В его жизни были тяжёлые испытания?

6. В каком году С.П. Королев и при каких обстоятельствах был назначен главным конструктором?

7. С какого года было положено начало космической эры?

8. Каков же весь жизненный путь С.П.Королева? (Приложение 4)

Ведущий 1: Готовится к выступлению группа теоретиков вместе с экспериментаторами.

Группа теоретиков:

1. Даёт определение реактивному движению, приводит примеры его проявления в повседневной жизни.

2. Объясняет устройство ракеты как системы двух тел.

- Выводит формулу для определения скорости ракеты.

- Исследует зависимость скорости ракеты от массы оболочки, топлива, объясняют, что по мере сгорания баки с отработанным горючим становятся ненужным балластом и для сообщения им ускорения расходуется топливо. Поэтому по мере опустошения баков конструкции, которые уже не нужны, необходимо сбрасывать.

- В заключении делают вывод о необходимости создания многоступенчатой ракеты.

- Выводят формулу для скорости ракеты после сбрасывания очередной ступени.

Группа экспериментаторов:

1. Показывает опыты, доказывающие возможность реактивного движения. (Сегнерово колесо, полёт обычного детского шара под действием воздуха, выходящего наружу.)

2. На компьютере представляют модель запуска ракеты.

3. Анализируют опыты и делают выводы.

Ведущий 2: Слово предоставляется группе космонавтов. Это они проводят серьёзные научные исследования в космосе.

Группа космонавтов:

1. Рассказывает об этапах освоения космоса.

2. О истоках Российской космонавтики.

3. О первом космонавте Ю.А. Гагарине, о первом человеке, вышедшем в открытый космос и его впечатлениях об этом.

4. О новых двигателях.

5. Искусственные спутники.

Журналисты:

1. Сообщают о современных достижениях космонавтики;

- достижениях русской космонавтики.

2. Рассказывают о спутниках связи, научных исследованиях, опубликованных на страницах газет и журналов.

3. Знакомят с выставкой библиотечных книг по теме конференции.

Ведущий 1: Конференцию завершает выступление экологов.

Экологи:

- Рассказывают о космическом мусоре, который становиться серьёзной проблемой в околоземном пространстве;

- экологической безопасности;

- юридическом содержании принципа экологической безопасности.

- предлагают принять конкретные меры по уменьшению озоновой дыры, по утилизации космического мусора.

Ведущий 2: Конференция окончена. Мы надеемся, что наша конференция будет для вас полезной и доступной, вы узнали сегодня о новом виде движения – реактивном, об успехах отечественной космонавтики, о достижениях отечественной науки и техники. До следующей встречи.

Учитель: Спасибо всем, кто принял участие в подготовке сегодняшней конференции. Я думаю, вы внимательно слушали и анализировали, представленную информацию о реактивном движении и сумеете распознать его среди других видов движения, понимаете, что именно закон сохранения импульса позволяет теоретически рассчитывать и оценивать скорость – ракеты, которая зависит от отношения массы тела к массе оболочки.

Вы ознакомились с этапами освоения космоса, увидели значение научного вклада именно русских учёных и космонавтов, отметили успехи современной науки и её экологические проблемы.

Я предлагаю вам сделать соответствующие выводы, оценить каждого из выступающих на конференции. И поэтому домашнее задание будет таким: написать отзыв-рецензию на сегодняшнюю конференцию.

Учитель объявляет оценки учащимся.

Литература

1. Впереди своего века: Труды К.Э.Циолковского. М., 1970.

2. Баландин Р. Разум Вселенной // Техника молодежи. 1992.  № 1-2.

3. Попович П. Р., Лесников В. С. Не могло быть иначе!: Космическая хроника. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 205 с.

4. Уманский С. П. Космонавтика сегодня и завтра: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.

5. Академик С.П.Королев. Ученый. Инженер. Человек: Творческий портрет по воспоминаниям современников: Сб. статей / Под ред.А.Ю.Ишлинского. - М., 1986.

6. Пионеры ракетной техники: Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк: Научные труды. - М., 1959.

7. Космонавтика СССР: Сб. / Сост. Л.Н.Гильберг, А.А.Еременко; Гл. ред. Ю.А.Мозжорин. - М., 1986.

8. Романов А. Королев. - М., “Молодая гвардия”, ЖЗЛ, 1996.