Анализ сопровождения детей первых классов в адаптационный период к школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Одно из направлений в работе школьного психолога, это сопровождение первоклассников в период адаптации к школе.

Целью адаптационного периода в первые 2–3 недели пребывания детей в школе является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.

Задачи адаптационного периода:

  • воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);
  • формирование навыков общения.

Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой.

Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для первоклассников:

  • вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
  • научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • подготовить родителей к новой роли — родителя школьника;
  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы следующие этапы его организации:

1) разработка психологом программы сопровождения;

2) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учётом собственных возможностей на основе базовой программы;

3) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;

4) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

5) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

7) итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

8) проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов по результатам адаптационного периода;

9) подготовка итоговой справки-анализа "Об адаптационном периоде в школе".

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап — ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

С целью выявления адаптированности первоклассников к школе в октябре-ноябре мы проводим ряд мероприятий:

  • Учитель и психолог сможет систематизировать своё представление о ребёнке, начинающем учиться в школе, с помощью опросника Л.М.Ковалёвой, куда входят 48 утверждений. Вычёркивая на бланке номера, в которых описаны фрагменты поведения ребёнка, и подсчитав сумму баллов, которую набрал ребёнок, можно определить коэффициент его дезадаптации.
  • Также проводится рисуночный тест “Школа зверей”, где дети рисуют лесную школу, учениками и учителем которой являются лесные звери. С помощью этого теста можно изучит мотивационную сферу, как ребёнок относится к учителю, к одноклассникам, к обучению в школе, что его интересует больше, сам процесс обучения или общение с друзьями, а также школьную тревожность.
  • Анкетирование родителей на родительском собрании, посвящённом адаптации первоклассников.
  • Выявление детей с проблемами в физическом развитии и проведение инструктором лечебной физкультуры лечебно-оздоровительных занятий.
  • Диагностика и оценка психологом интеллектуального развития детей, изучение особенностей внимания, памяти, мышления и восприятия.

С помощью опросника Л.М. Ковалёвой в конце октября определяем степень адаптированности детей к школе.

Например:

2001–2002 учебный год

Коэффициент дезадаптации

1 “А” класс

октябрь

1 “А” класс

март

1 “Б” класс

октябрь

1 “Б” класс

март

Высокая степень

от 0 до 14 %

71%

17 учеников

79,2%

19 учеников

40%

8 учеников

50%

10 учеников

Средняя степень дезадаптации

от 15 до 30%

20,8%

5 учеников

12,5%

3 ученика

10%

2 ученика

30%

6 учеников

“Группа риск”

выше 30%

8,3%

2 ученика

8,3%

2 ученика

50%

10 учеников

20%

4 ученика

Количество детей

в классе

24

24

20

20

В конце учебного года в 1 “А” классе на ПМПК был обследован 1 ученик, в 1 “Б” классе — 2 ученика.

2002–2003 учебный год

Коэффициент дезадаптации

1 “А” класс

октябрь

1 “А” класс

март

1 “Б” класс

октябрь

1 “Б” класс

март

Высокая степень

от 0 до 14 %

39,1%

9 учеников

43,5%

10 учеников

22,7%

5 учеников

54,5%

12 учеников

Средняя степень дезадаптации

от 15 до 30%

13,0%

3 ученика

43,5%

10 учеников

40,9%

9 учеников

36,4%

8 учеников

“Группа риск”

выше 30%

47,8%

11 учеников

13,5%

3 ученика

36,3%

8 учеников

9%

2 ученика

Количество детей

в классе

23

23

22

22

В конце учебного года в 1 “Б” классе на ПМПК был обследован 1 ученик.

2003–2004 учебный год

Коэффициент дезадаптации

1 “А” класс

октябрь

1 “А” класс

март

1 “Б” класс октябрь

1 “Б” класс

март

Высокая степень

от 0 до 14 %

47,6%

10 учеников

66,6%

14 учеников

24%

6 учеников

72%

18 учеников

Средняя степень дезадаптации

от 15 до 30%

28,5%

6 учеников

23,8%

5 учеников

28%

7 учеников

20%

5 учеников

“Группа риск”

выше 30%

23,8%

5 учеников

9,5%

2 ученика

48%

12 учеников

8%

2 ученика

Количество детей

в классе

21

21

25

25

В конце учебного года в 1 “А” классе на ПМПК был обследован 1 ученик, в 1 “Б” классе — 2 ученика.

2004–2005 учебный год

Коэффициент дезадаптации

1 “А” класс

октябрь

1 “А” класс

март

1 “Б” класс октябрь

1 “Б” класс

март

Высокая степень

от 0 до 14 %

68,4%

13 учеников

68,4%

13 учеников

45%

9 учеников

60%

12 учеников

Средняя степень дезадаптации

от 15 до 30%

5,3%

1 ученик

15,9%

3 ученика

25%

5 учеников

15%

3 ученика

“Группа риск”

выше 30%

26,3%

5 учеников

10,6%

2 ученика

30%

6 учеников

25%

5 учеников

Количество детей

в классе

19

19

20

20

В конце учебного года в 1 “А” классе на ПМПК было обследовано 3 ученика, в 1 “Б” классе — 4 ученика.

Дети, обследованные на ПМПК, к концу учебного года входили в “группу риска”. С ними ведётся работа психолога на протяжении четырёх лет обучения в начальном звене и с последующим сопровождением в среднем.

2005–2006 учебный год

Коэффициент дезадаптации

1 “А” класс

октябрь

1 “А” класс

март

1 “Б” класс октябрь

1 “Б” класс

март

Высокая степень

от 0 до 14 %

52%

13 учеников

33,3%

7 учеников

Средняя степень дезадаптации

от 15 до 30%

24%

6 учеников

 

38%

8 учеников

 

“Группа риск”

выше 30%

24%

6 учеников

 

28,6%

6 учеников

 

Количество детей в классе

25

21

Анализируя адаптацию детей первых классов на протяжении пяти лет моей работы в школе по этой проблеме, можно сделать вывод, что существует несколько факторов школьной дезадаптации.

Первый фактор, который, к сожалению, присутствует в нашей образовательной системе — это школьный:

Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи, проявление неуважения к ученику.

Второй фактор тоже значительный — семейный:

Неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребёнка или наоборот, гиперопёка.

Третий фактормикросоциальный:

Негативное влияние окружения, лёгкость добывания денег, доступность алкоголя.

Четвёртый фактор — макросоциальный:

Деформация общественных и нравственных идеалов, обстановка и пропаганда насилия и вседозволенности.

Пятый фактор — соматический:

Тяжёлые хронические и физические заболевания, уродства, нарушение двигательной сферы, слуха, зрения, речи.

Шестой фактор — психический:

Различные проявления психических нарушений, акцентуаций и патологий личности, патологическое протекание возрастных кризов, задержки психического развития.

Последние два года встречается чаще других психический фактор. По моим наблюдениям это связано с тем, что появилось потомство тех детей, которые обучались в нашей школе и имели различные проявления психических нарушений. Если в семье этих детей было 1–2 ребёнка, то сейчас эти дети рожают от 3 до 5 детей и не собираются на этом останавливаться. Поэтому к концу 1 класса из 50 детей, 6–8 детей нуждаются в помощи детского психиатра.

На основании анализа адаптации первоклассников составляется список детей для посещения коррекционных занятий у психолога и логопеда, занятия проводятся два раза в неделю. Проводятся индивидуальные и групповые консультации с родителями, даются рекомендации педагогам по адаптации детей в классе.

Первая группа детей (с высокой степенью), адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации.

Сравнительный анализ за пять лет лёгкой (высокой) степени адаптированности детей представлен на диаграмме (Приложение 1), на которой просматривается равномерная динамика адаптации детей; это обуславливается высоким социальным уровнем семьи, хорошей подготовкой детей к школьному обучению и повышенным вниманием педагога к этим детям.

Вторая группа детей со средней степенью, имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней степени адаптации.

Сравнительный анализ за пять лет средней степени адаптированности детей представлен на диаграмме (Приложение 2). На этой диаграмме видно, что отношение разных педагогов непосредственно отражается на адаптированности детей этой группы, этим детям уделяется меньше внимания, они не заявляют о себе громко, на уроках сидят обычно тихо, как “мышки”. Семьи этих детей, как правило, менее обеспеченные и социальный статус их ниже, чем у детей первой группы.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении — ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению в школе. Это “группа риска”.

Динамику адаптации детей “группы риска” за этот же период можно проследить на следующей диаграмме (Приложение 3). Адаптация детей третьей группы так же, как и второй, проходит не равномерно. Здесь так же можно наблюдать неоднозначное отношение педагога к детям с низким социальным уровнем и с несформированностью “внутренней позиции школьника”. Л.И. Божович придавала очень большое значение этому, считая, что внутренняя позиция может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то всё вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании. Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним родителей и психолога, а также родительские собрания, которые проводятся в 1-х классах в течение адаптационного периода. На собрании учитель приглашает родителей к сотрудничеству; знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, проводит анкетирование, которое помогает больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой “ключик”. Психолог в свою очередь знакомит родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей, отвечает на вопросы и проводит консультации.

Именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в большей степени определяют в дальнейшем эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Для более эффективной работы в адаптационный период, для того, чтобы у ребёнка не пропало желание учиться в школе и обучение было радостным, совместно с педагогами составляется план по психолого-педагогическому сопровождению первоклассника, где отмечается вся работа по сопровождению первоклассников в учебном процессе.

В этой работе я показала своё видение проблемы адаптации первоклассников, которая меня очень волнует, и я постоянно ищу пути помощи всем участникам этого процесса. Подбираю рекомендательный материал для педагогов и родителей, обновляю коррекционный материал для детей, который нахожу как в специальной литературе, так и в газете “Школьный психолог”, которым делятся коллеги-психологи. Спасибо огромное им за помощь!