Рейтинг@Mail.ru

Панорама нетрадиционных способов представления словарных слов на уроках литературного чтения

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа


Цели:

  1. Показать нетрадиционные способы представления новых слов на уроке и некоторые способы ведения словарной работы; рассмотреть возможность использования этих приемов на различных этапах урока;
  2. Активизировать умственную деятельность учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, самостоятельности, умения прогнозировать; формирование беглости, осознанности, правильности чтения;
  3. Воспитать чуткое, внимательное отношение к слову, к смыслу, который оно таит в себе.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей. Настрой на хорошую работу. Создание деловой, доброжелательной обстановки в коллективе.

2. Сообщение темы урока, задач урока и форм деятельности на уроке.

Подготовить детей к активизации мыслительной деятельности. Сконцентрировать их внимание на выполнении заданий.

3. Нетрадиционные приемы представления новых слов, когда слово пишется полностью, но с различными осложнениями.

Урок проводится с показом Flash-презентации <Приложение1>.

Приемы слов.

  • “Зашумление” слов с помощью линий, штрихов простых рисунков, пересекающих буквы.                   Ответ: "детектив".

Дополнительный пример “зашумления” слов – <Рисунок1> – слово “мезонин”

  1. Что называют детективом?
  2. Кого называют детективом?
  3. Где можно точно узнать значение слова?
  4. Знакомство со значением слова по словарю в учебнике.
  • Наложение одного слова на другое

Ответ: Шопен, Рерих, Бетховен, Чюрлёнис.

Дополнительный пример “наложения” слов – <Рисунок2> – слова “дровосек”, “купец”, “крестьянин”

На какие группы можно разбить эти фамилии? (художники и композиторы)

  1. Назовите произведения этих художников, композиторов.
  2. Какой прием они использовали в своем творчестве? (олицетворение)
  3. Какие другие виды искусства знаете?
  4. Кто создает литературу?
  5. Чем рисуют они (писатели, поэты)?
  6. Зачем же мы, как детективы, изучаем литературу, слова, при помощи которых она создается?
  • Графическое искажение написания слова

                                                                               к

                                                                        в

                                                             а          р      т

                                                                                е

                                                                                т

- Как вы думаете, что обозначает это слово? (графическое написание слова подсказывает его значение).

Дополнительный пример “графического искажения написания слов" – <Рисунок5>, <Рисунок6> – слова “невежда”, “тема”

  • Изменение порядка слогов или букв -"хаявет" ("ветхая")

Дополнительный пример “изменения порядка слогов или букв” в слове – <Рисунок7> – слово “землянка”

Работа в парах:

  1. На столах лежат листочки с прилагательными.(11 слов) Учащимся предлагается подобрать к данному слову синонимы на основе своей интуиции, жизненного опыта. (Дети выбирают: старая, дряхлая, разрушающаяся)
  2. В каком произведении мы встречались с этим словом? Что оно описывает?
  3. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин выбрал именно это слово?

Дополнительный пример “усложнения” слов – <Рисунок3>, <Рисунок4> – слова “антракт”, “завалинка”

  • Нетрадиционные приемы представления слов с отсутствием частей букв или некоторых букв полностью.

1. Пунктирно написанные слова.

Ответ: "брег".

Дополнительный пример “пунктирного написания слов” – <Рисунок9> – слово “невод”

Сейчас мы употребляем это слово в речи? Как можно назвать такое слово? (устаревшим) Прочитайте другие устаревшие слова: "брада"," врата"," млеко".

  1. Как они звучат в современном языке?
  2. Как такое явление называется в русском языке? (полногласие, неполногласие)

2. Частично закрытые слова.

Ответ: "контраст". Слово неслучайно записано черным и белым цветом, на основе этой подсказки дети выходят на лексическое значение слова.

Дополнительный пример “частично закрытых слов” – <Рисунок8> – слово “гласят гонцы”.

3.  Слова с отсутствием гласных - "крсть" ("корысть").

  1. Что обозначает это слово? Подберите синонимы.
  2. Какого человека можно назвать корыстным?
  3. Подберите антоним. А как понимать это слово?

– <Рисунок10> – слово “кликать”.

4. Слова с некоторыми прикрытиями.

Ответ: "кафтан".

Дети вспоминают и читают наизусть стихотворение Д. Кедрина “Скинуло кафтан зеленый лето..”.

Дополнительный пример “слов с некоторыми прикрытиями” – <Рисунок11>– слово “багрец”.

5.  Слова, написанные с помощью фрагментов букв.

Ответ: "ноктюрн".

Что обозначает это слово? (От французского “ночь”). Прослушивание фрагмента “Ноктюрна” Ф. Шопена.

Дополнительный пример “слов, написанных с помощью фрагментов букв” – <Рисунок12> – слово “багор”.

  • Нетрадиционные приемы представления слов на основе различных операций с буквами.

1.  Прием “математическое равенство”.

ЛУК + ОН + МОР – Н +ЕЛЬ – ЕЛ + Е = Л . . . . . . . Е

Из каких частей образовано это слово? Что оно может обозначать?

Дополнительный пример “слов – математических неравенств” – <Рисунок20> – слово “стойбище”.

2. Прием “зигзаг” (см. <Приложение1>).

М М Х Д М

ИУОАОКО

РВ С ТЛ З А

И Я Ь

Дополнительный пример приема “зигзаг” – <Рисунок21> – слова “падчерица”, “валежник”, “мачеха”.

3.  Предварительная замена букв.

ПАТАБА МАЧЛУ

Дополнительный пример “предварительной замены букв” – <Рисунок13> – слова “коромысло”, “околица”.

4. Составление слова из пропущенных букв.

    Ч-СЫ ДО-ОГА ГОРО - - - А (аршин)

  1. Кто может сказать, какое значение имеет это слово?
    (русская старинная мера длины, равная 71 см).
  2. Как можно понять выражения: “писать аршинными буквами”, “словно аршин проглотил”?

Дополнительный пример “составления слова из пропущенных букв” – <Рисунок14> – слова “сосна”, “дорога”, “путешествовать”.

  • Нетрадиционные приемы представления слов с использованием символов, шифров, кодов.

1.  Разгадывание шифровки-анаграммы.

    ТАСИВЛЦЕ 35816472 (светлица)

Дополнительный пример “разгадывания шифровок-анаграмм” – <Рисунок15> – слово “лоханка”.

2.  Прочтение слова в соответствии с кодом.

П С Е О Й Н З А А Т Ж А

("пейзаж", "соната")

Что можно услышать, а что увидеть?

Оказывается, сонату можно и услышать, и увидеть. Рисунок учебника – Чюрленис “Соната звезд”

Дополнительный пример “прочтения слова в соответствии с кодом” – <Рисунок16> слова “целина”, “бугор”.

3.  Прочтение слова по коду.

     К М Б О А У Р К Щ И В Г З

    Шифр: 2, 5, 7, 8, 10, 13. ("маркиз") <Рисунок17>

На <Рисунок18> отображен способ прочтения слова по коду – “вельможа”.

                              

4.  Прочтение слов с помощью геометрических фигур (см. <Приложение1>).

     А Ш Е К И Н П О Ц У

Дополнительный пример “прочтения слова с помощью геометрических фигур” – <Рисунок19> слова “чулан”, “крынка”.

  • Нетрадиционные приемы представления слова, связанные с изученным материалом по русскому языку.
Л Т Ф Д
Е Г Н А
С Е Х К

Прочитать слово, убрав все буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

  • Работа с текстом.

Лев заболел и не мог выходить из дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: “Почему ты не входишь?” А она ему отвечает: “Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому”. И ушла.

  1. Правильно ли поступила лиса?
  2. Почему?
  3. Какой лев и какая лиса?

Обратить внимание учащихся на слово “только” и сделать правильные выводы.

  • Подведение итогов урока.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пос. для студ. высш. пед.уч. заведений. М.: Изд. центр “Академия”, 2002.

2. Оморокова М.И. Чтение в начальных классах: метод.пос. Тула: Изд-во “Родничок”; М.:Изд-во “Астрель”, “АСТ”, 2003.

3. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения – М., 1993.

4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Урок чтения //Образовательная система “Школа 2100” Педагогика здравого смысла: Сб.мат./Под науч. Ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2003.

5. О.П. Королева. Нетрадиционные приемы словарной работы на уроках литературного чтения. (Internet-ресурс)

Техническое оформление материала, подготовка презентаций, Flash-показов – учитель информатики МОУ СОШ № 37 г. Ульяновска Ямкина Елена Владимировна (http://shk37.simd.ru, shk37-ul@narod.ru, shk37@access.uven.ru)