Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Состязание эрудитов "Сталинградской битве и битве под Курском — 60 лет"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Обучающая:

  • в игровой форме воспроизвести яркие, героические события двух великих битв периода Великой Отечественной войны 1941-1945г.,
  • проконтролировать уровень подготовки учащихся.

Развивающая:

  • способствовать умению давать краткие точные или полные развернутые ответы при постановке вопросов;
  • способствовать развитию быстрой реакции, наблюдательности, умению сориентироваться в ситуации, умению аналитически мыслить.

Воспитательная:

  • воспитание у учащихся чувства уважения к истории нашей Родины;
  • осознание своей принадлежности к русскому народу;
  • патриотическое воспитание.

Участники: 2 команды (9,10,11 классы).

Оборудование:

1. Слайды “ Сталинград”, “ Огненная дуга”

2. Газеты от каждого класса (5-11 классы) по теме:

  • Герои Родины стояли насмерть
  • “Ни шагу назад. . ”
  • Голоса Сталинграда
  • Коренной перелом и т. д.

3. Ватман (2 листа) с изображением ступенек (см приложение № 1)

4. Сигнальные карточки для команд.

Домашнее задание для команд:

  1. Название команды (варианты - Патриоты, Сталинградцы, Победители, Победа и т. д.)
  2. Девиз и эмблема команды
  3. Визитная карточка, представление
  4. Ответить на 10 вопросов викторины

Домашнее задание для болельщиков:

  1. Подготовиться к конкурсу чтецов по теме.

Каждая команда заранее получает вопросы викторины:

  1. Дата Сталинградской битвы и Орловско-Курско-Белгородского сражения
  2. Какие фронты были задействованы в Сталинградском сражении? Кто командовал каждым фронтом?
  3. Под какими кодовыми названиями проводились операция по окружению и разгрому фашистских войск под Сталинградом, наступление под Курском?
  4. В чем причины появления приказа И. В. Сталина № 227? Какую роль он сыграл в ходе Сталинградской битвы?
  5. Какое значение придавал Гитлер захвату Сталинграда и Кавказа?
  6. Назовите командующего гитлеровской армии и количество дивизий, солдат и офицеров, попавших в окружение советских войск в Сталинградской битве?
  7. Какая советская армия (командующий) вела бои в городе Сталинграде?
  8. В составе, какой армии сражались Алтайские 42 и 149 отдельные стрелковые бригады в Сталинграде?
  9. Назовите советские фронты и их командующих, начавших наступление под Курском?
  10. Герои сражений под Сталинградом и Курском

а) герои СССР
б) герои Алтайцы
в) участники Сталинградской и Курской битв из нашего села

Ход состязания

На фоне картинки слайда появляются двое ведущих

1 ведущий: В 1945 году страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелёгкой ценой досталась она. Советский народ долгих 1418 дней шёл дорогами одной из тяжелейших войн, чтобы спасти свою Родину и всё человечество от фашизма.

2 ведущий: 60 лет назад летом 1942 года гитлеровское командование планирует “ Снова овладеть инициативой, утраченной в результате поражения под Москвой …” План предусматривал “…Захватить нефтяные районы Кавказа и перевалы через Кавказский хребет…”. Чтобы обезопасить левое крыло своих войск немецкое командование решило нанести удар на город Сталинград с целью, чтобы город потерял своё значение, как центр военной промышленности и узел коммуникаций. Сталинград стоял на реке Волге - великой русской реке, которая соединяла тыловые районы СССР и районы, оккупированные фашистами. По Волге на фронт везли продовольствие, боеприпасы, одежду для советских войск. Волгу называли водной артерией России, которая проходила через Сталинград.

1 ведущий: Гитлер задумал перерезать эту артерию и осуществить свой страшный план. Но город выстоял. Великая Сталинградская битва стала одной из героических сражений Великой Отечественной войны. Это было начало коренного перелома в войне. Перелом завершила битва под Курском. 60- летию Сталинградской и Курской битвам, памяти всех кто пал смертью храбрых, защищая родную землю посвящается наш вечер и состязание эрудитов.

1 конкурс - Представление команд.

Приглашаются команды - участники состязания. Они представляют свои визитные карточки.

(Представление команд)

На фоне картинки слайда болельщики читают стихи (1-2 участника конкурса чтецов)

2 ведущий: Перед решающими сражениями я предлагаю нашим эрудитам попробовать свои силы в конкурсе Разминка. Вы видите 2 листа бумаги с изображением ступенек (листы крепятся на стендах заранее, ведущие выносят их перед конкурсом)

На каждой ступеньке необходимо написать ответ на мой вопрос. Побеждает та команда, которая доберётся до вершины пирамиды быстрее других и наберёт большее количество баллов (за один правильный ответ- 1 балл). Участвуют все члены команды.

Вопросы разминки:

  1. Сколько немецких генералов сдались в плен в феврале 1943 г. в Сталинграде? (24)
  2. Кодовое название операции по окружению и разгрому фашистских войск под Сталинградом. (“Уран”)
  3. Какой немецкий генерал пытался прорвать кольцо, в которое попала армия Паулюса? (Манштейн)
  4. Дата Курской битвы. (июль-август 1943 г.)
  5. Номер приказа “ Ни шагу назад”. (№ 227)
  6. Сколько немецких солдат и офицеров были взяты в плен советскими войсками в феврале 1943 г. в Сталинграде? (91 тысяча)
  7. Кодовое название наступления фашистских войск под Курском? (Цитадель)
  8. Самое крупное танковое сражение Второй мировой войны произошло у деревни…? (Прохоровка)
  9. Дата Сталинградской битвы. (июль1942г. - февраль 1943г.)
  10. Как называлось место, участок фронта, где развернулась Курская битва. (Дуга)

На фоне картинки слайда болельщики читают стихи (1-2 участника конкурса чтецов).

1 ведущий: Вечная слава героям! Вечная слава!

2 ведущий:

Но зачем она им эта слава - Павшим?
Всё живое - спасшим; себя не спасшим.
Для чего она им эта слава – мёртвым?

1 ведущий: От имени сердца, от имени жизни повторяю – Вечная слава Героям!

2 ведущий:

Пусть не все герои –
Те, кто погибли –

Павшим – вечная слава! Вечная слава!

1 ведущий: Минутой молчания, зажжёнными свечами почтим память тех, кто погиб в Сталинграде, под Курском, на фронтах Великой Отечественной.

(Зажигаются свечи. Минута молчания.)

2 ведущий: Состязание эрудитов продолжается и наш следующий конкурс – Исторический портрет. Команды внимание! Перед вами портреты главнокомандующих - участников Сталинградской битвы и битвы под Курском. Ваша задача определить о ком пойдет речь. Команда, которая делает это раньше, поднимает сигнальную карточку.

1 ведущий:

1) Он родился в семье крестьянина Курской губернии. Генерал армии, участник гражданской войны. Накануне и в первые месяцы Великой Отечественной войны был заместителем начальника Генерального штаба. С 1942 года командующий Воронежским, затем Юго-Западным и 1-м Украинским фронтами. Внёс большой вклад в разгром врага в Сталинградской (командовал Юго-Западным фронтом) и Курской битвах, в освобождении Украины. Умер от ран в 1944 году. Похоронен в Киеве.

(Ватутин Николай Фёдорович (1901- 1944 гг.))

2) Маршал Советского Союза. Родился в Московской губернии в семье крестьянина. В Красной армии с 1918 года. С сентября 1942 г. до конца войны командовал 62-й (8-й гвардейской) армией. Войска этой армии особо отличились в боях в Сталинграде, участвовали в боях по освобождению Донбасса, в форсировании Днепра, освобождении Запорожья и Одессы, в битве за Берлин. В послевоенное время – главнокомандующий группой Советских войск в Германии.

Похоронен в Волгограде на Мамаевом Кургане.

(Чуйков Василий Иванович(1900-1982гг))

2 ведущий:

3) Маршал Советского Союза, четырежды герой Советского Союза. Родился в Калужской губернии. Участник 1-ой Мировой и гражданской войн. В июне 1939г. назначен командующим советскими войсками в Монголии. Под его руководством были окружены и разгромлены японские войска, вторгшиеся на территорию Монголии в районе реки Халхин-Гол. С началом войны в 1941г. назначается членом Ставки Верховного Главнокомандования. С именем этого человека связаны подготовка и проведение важнейших сражений войны: оборона Ленинграда и Москвы, разгром врага под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, освобождение Украины, Белоруссии и Польши, битва за Берлин 8 мая в Берлине принял капитуляцию Германии.

(Жуков Георгий Константинович (1896-1974 гг.))

4) Маршал Советского Союза, герой Советского Союза. В Великой Отечественной командовал войсками Брянского, Юго-Восточного, Сталинградского, Южного, Калининского, 1-го и 2-го Прибалтийского, 4-го Украинского фронтов и ряда армий.

(Ерёменко Андрей Иванович (1892-1970 г. г. ))

 На фоне картинки слайда болельщики читают стихи (1-2 участника конкурса чтецов).

Жюри подводит итоги.

1 ведущий: На войне не только бой, отступление или атака, но бывали и редкие передышки. А когда они случались, делились солдаты махорочкой из кисета и рассказами из жизни на войне.

2 ведущий: Мы предлагаем командам посмотреть две ситуации из фронтовых будней Сталинградской битвы и битвы под Курском. Наш следующий конкурс - Незнакомая ситуация.

Сценка 1:

Действующие лица: солдаты Советской армии периода Великой Отечественной войны.

Трое бойцов сидят у костра

1-й солдат: Попритихли вроде, гады!

2-й солдат: Мороз потянул к вечеру, видно хвосты подморозили. Подкинь-ка Ваня в костерок.

3-й солдат: На что надеялись, лезли, как саранча. Ни отдадим Сталинград, костьми ляжем. В кольцо теперь зажали их. Одолеем.

Вбегает солдат. Смеётся. Хлопает себя по ногам

4-й солдат: Ой, братцы не могу…! Ой, со смеху помираю!

2-й солдат: Чего ржешь!? Говори толком, что случилось?

4-й солдат: Уф, Петро, погоди. Представьте, братцы Гитлер Паульсу своему подарочек с самолета сбросил. Смеётся.

1-й солдат: Неужто десант? Прорываться опять будут!

4-й солдат сквозь смех: Да нет! Подарочек… такой Новогодний

Солдаты уходят.

1 ведущий: А сейчас прозвучит вопрос: Что так рассмешило русского солдата?. Какой новогодний подарок сбросил Гитлер для солдат 6-й армии генерала-фельдмаршала Паулюса, попавших в окружение советских войск под Сталинградом? 1 минута командам на размышление.

(Ответ: Гитлер сбросил окружённой армии новогодние открытки и шоколадные конфеты)

Сценка 2:

Действующие лица: Первый офицер, второй офицер, ординарец

Два офицера склонились над столом, где лежит карта.

1-й офицер: Итак, главный удар наносим на юго-западном направлении. Курск, Орёл…

2-й офицер: Переходим в активное наступление. Немцев здесь нужно сломит