Секреты имен числительных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Знакомить с видами числительных – количественными и порядковыми.
  2. Наблюдать за строением слов этой части речи, работать над правильным изменением по падежам сложных и составных числительных.
  3. Тренировать в правописании ь в числительных.

Воспитательные цели:

  1. Знакомить учащихся с поэзией А.С.Пушкина, расширять кругозор, работать над развитием выразительной речи, прививать любовь к поэзии.
  2. Следить за правильной осанкой при работе за компьютером, при письме.

 Оборудование:

  1. Портрет А.С.Пушкина.
  2. Карточки с текстом правил имен числительных.
  3. Конверты с заданиями.
  4. Тетради с печатной основой по русскому языку для 4 класса М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко 2 часть.
  5. Учебник русского языка М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко 2 часть.
  6. Цифры.

Ход урока:

1. Организационный момент. Дети входят в класс под музыку.

Физкультминутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились. (Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
–По своим местам садитесь. Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим разговор об очень удивительной и малознакомой части речи.

Вы уже догадались?! Правильно! Это имя числительное. Мы уже раскрыли на прошлом уроке секреты количественных числительных, сегодня нам предстоит раскрыть секреты еще одной группы числительных. Наш компьютерный класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию.

Класс делится на группы. Каждый ученик прикрепляет “бейджик”.

  1. Исследователи. –10ч
  2. Конструкторское бюро –10ч
  3. Ведущие специалисты. – 2 ч

3. Актуализация опорных знаний.

1. Члены конструкторского бюро (мальчики) рассаживаются за машины. Они работают с программой “Наставник” по русскому языку. Работают с диктантами. Диктант ребята могут выбрать по желанию. Количество проверенных диктантов зависит от работоспособности каждого учащегося. Два ведущих специалиста наблюдают, помогают и оценивают работу каждого учащегося.

2. За столом остаются исследователи (девочки). С ними работает учитель.

Детям предлагается дописать слова в считалке.

Раз, два, Сосчитаем
Три, ------. Дырки в сыр..

  • Надпишите над каждым словом часть речи.
  • Каким другим словом можно заменить первое?
  • –Слова каких частей речи встретились в этой считалке?

(Глагол. Имя существительное и имя числительное).

  • Назовите глагол. По каким грамматическим признакам вы это определили?
  • Назовите имя существительное. Что можно о нем сказать?
  • Назовите имена числительные.
  • К какому разряду их можно отнести? На какой вопрос они отвечают?
  • Какие секреты количественных имен числительных мы раскрыли на прошлом уроке?
  • На какой вопрос отвечают, что обозначают? (СКОЛЬКО? КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЕТЕ)
  • Род. (НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ, КРОМЕ ОДИН, ДВА)
  • Число. (НЕ ИМЕЕТ, КРОМЕ ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН).
  • Падеж. Склонение. (СКЛОНЯЮТСЯ, У СОСТАВНЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЯЕТСЯ КАЖДАЯ ЧАСТЬ).
  • В предложении могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

3. Задания:

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

Кто написал эти строки? (А.С.Пушкин).

  • Найдите имя числительное.
  • Назовите разряд этого числительного.
  • Какие грамматические признаки можно определить?

Одна ( простое количественное имя числительное, ж.р., в ед.ч., в И.п., в предложении является подлежащим).

Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.

Девять ( простое количественное имя числительное, по родам не изменяется, по числам тоже, стоит в И.п, в предложении является подлежащим).

4. Запишите составное количественное числительное:

  1. 150 в Т.п. - ста пятьюдесятью десятью,
  2. 200 в Р.п - двухсот,
  3. 500 в Т.п. - пятьюстами,
  4. 978 в Д.п, - девятистам семидесяти восьми
  • Какой секрет мы должны помнить, при склонении количественных имен числительных?

При склонении количественных имен числительных, изменяется каждое слово.

В предложении сочетание количественного числительного и существительного является одним словом. (Две книги, три богатыря)

Физминутка:

– Класс, В две шеренги становись! Равняйсь! Смирно! По порядку номеров рассчитайсь! Вольно!

  • Какой вопрос я должна задать, чтобы узнать каким по порядку стоит Коля? (Который? Или какой по счету?).
  • Как люди назвали такие имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счете? (Порядковые).
  • Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?   (Исследовать грамматические признаки порядковых имен числительных).
  • Попробуем определить их грамматические признаки: род (примеры: первый, первая, первое), число (второй, вторые), падеж( простое, сложное, составное), склоняются, роль в предложении. 

Закончился первый урок – определение.

Поменяйтесь местами. Со мной работают конструкторы. А исследователи занимают места за машинами и работают с диктантами. Диктант можно выбрать любой сложности по желанию.

Конструкторы занимают места за столом.

  • Вам для исследования предлагается имя числительное семьсот пятьдесят два. Просклоняйте его. Выделите окончание.

И.п Семьсот пятьдесят второй, шестьдесят четвертый
Р.п. Семьсот пятьдесят второго, шестьдесят четвертого
Д.п. Семьсот пятьдесят второму, шестьдесят четвертому
В.п. Семьсот пятьдесят второй (ого), шестьдесят четвертый (ого)
Т.п. Семьсот пятьдесят вторым, шестьдесят четвертым
П.п о Семосот пятьдесят втором, шестьдесят четвертом

  • Что заметили? (При склонении порядковых имен числительных изменяется только одно последнее слово).

Задания в конвертах. Учащиеся по желанию выбирают конверт и выполняют задание.

  • Назови имя числительное, определи каким членом предложения оно является.
    Шестью семь – сорок два. ( Сказуемое).
  • Назови имя числительное. Что ты о нем знаешь?
  1. Закончилась первая глава сказки.( Простое порядковое числительное, в ж.р., ед.ч., в И.п., определение)
  2. Ест за четверых,
    Работает за семерых, (Четверых –  простое порядковое числительное, стоит во мн.ч., В.п., в предложении является дополнением; семерых –   простое порядковое числительное, стоит во мн.ч., В.п., в предложении является дополнением)
  • Придумайте составное порядковое числительное в Р.П.( сто сорок седьмого, восемьдесят третьего) Что должны помнить о склонении порядковых числительных?
  • Назовите простое количественное числительное в Д.п. (к семи, к десяти)
  • Назовите составное порядковое числительное в П.п ( о семнадцати, о тринадцати)

Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.

Три ( простое количественное числительное ,стоит в И.п., подлежащее.

 Год прошел, как сон пустой
Царь женился на другой

 Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.

Что за страшная картина,
Перед ним его два сына.

 Свойство зеркальце имело,
Говорить оно умело. ( В этом предложении нет числительного).

4. Итоги урока:

Подведем итог работы на уроке.

Дети встают за столом по группам: исследователи и конструкторы.

Исследователи (девочки) составляют из разрезанных на части слов памятку о порядковых числительных.
Мальчики о количественных.

  • С какими секретами имен числительных вы познакомились?

Что понравилось на уроке? Каким цветом вы обозначили бы свое настроение? Остался неисследованным еще один секрет имен числительных. Нам предстоит заняться этим на следующем уроке. Спасибо вам за работу.

Звучит музыка. Дети выходят из класса.