Сборник материалов по теме: "Курить или не курить? — Вот в чем вопрос"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Каждый ребенок должен иметь право вырасти без табака. Дети, начиная курить, совершенно не осознают степени опасности, которой они подвергают свой организм. Поэтому задача учителя - подвести учащихся к осознанному отказу от курения, основанному на знаниях о его вредных последствиях. Они должны понять преимущество крепкого здоровья и его значение в своей дальнейшей личной жизни и профессиональной карьере: должны убедиться, что “НЕКУРЕНИЕ” — это нормальная форма в обществе. Этот лозунг ВОЗ должен стать лозунгом каждого человека.

Главная идея ВОЗ заключается в том, чтобы информировать детей о вреде курения до того, как они закурят первую сигарету и это должно быть сделано интересно, доходчиво, убедительно.

Надеемся, что подобранный практический материал сборника “Курить или не курить — вот в чем вопрос” поможет решить данную задачу и создать “Противотабачный климат” в школе, среди младших школьников в их доме.

Справочная информация

1. Никотин не выводится из организма, накапливается там. И не только в сосудах, но во всех внутренних органах. И он там не бездельничает, а старательно все в организме человека разрушает. Чем человек меньше, тем быстрее никотин с ним справляется.

Из тех, кто начал курить до 20 лет, каждый четвертый умрет потом именно из-за этого. Может быть, ты слышал о язве желудка, раке легких, стенокардии сердца и инфаркте миокарда — страшных и пока неизлечимых болезнях, поражающих важные человеческие органы. Чаще всего от них страдают и умирают именно курильщики. Каждому седьмому курильщику так закупоривает сосуды ног, что от недостатка питания они отнимаются и затем начинают умирать. Иногда их даже приходится ампутировать (отрезать), чтобы своим гниением они не отравили все остальное тело.

Мозг, отравленный никотином, тоже не может работать как следует, так как сузившиеся из-за курения кровеносные сосуды питают его кровью все меньше и меньше.

Что происходит с человеком? Память у него становится слабой, зрение никудышным. По лестнице он уже бежать не может — одышка мучает. Кожа становится желтой, глаза мутными, голос хриплым. До поры до времени эти изменения незаметны, но жестокий никотин обязательно добьется своего.

Так что, если ты надумал “солидно” выглядеть и для этого решил начать курить, то вспомни о тех лысоватых, сморщенных молодых старичках с сигаретами в желтых зубах, от которых зверски воняет табаком, — это не такое уж далекое для тебя будущее. И уж не обижайся на окружающих, если они не заметят своей “солидности”. И им не понравится вонь у тебя изо рта. Тут уж-ничего не поделаешь: никакие полоскания, даже с мылом или стиральным порошком, в этом случае не помогают. Ну а как долго тебе удастся скрывать свой новый запах от родителей, это твои проблемы.

2. В природных условиях никотин представляет собой жидкое вещество, содержащееся в растении под названием табак. Он содержит в сигаретах, сигарах, трубочных и жевательных сортах табака. Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым приникает через клетки дыхательных путей, с током крови быстро достигает головного мозга. При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу. Таким образом, во время, когда организму требуется большее количество кислорода, он его недополучает. Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, сужая сосуды и учащая сердечный ритм.

Безвредных сигарет не существует. Сигареты с пониженным содержанием никотина и никотиновых смол также вредны, увеличивают опасность разных заболеваний. В сигаретах содержится липкое вещество, называемое смолой. Она похожа на гудрон или вар. Никотиновая смола налипает на легких, приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Даже если в сигаретах имеется фильтр, который попадает в организм курящего. Часто люди, курящие сигареты с фильтром затягиваются сильнее, таким образом, наполняя легкие тем же количеством табачного дыма и смолы.

В состав табачного дыма входят около 4000 химических веществ, многие из которых ядовиты. Более сорока из них становятся причиной раковых заболеваний. Шансы курильщика на получение рака легких в 10 раз выше, чем у некурящих.

Курение вызывает эмфизему и хронический бронхит. Курильщики часто кашляют, пытаясь избавить свой организм от дыма и ядовитых веществ.

3. Курение — сухая термическая перегонка табака (и бумаги) под воздействием высокой температуры, которая на горящем конце папиросы или трубки достигает 300 С. Дым, втягиваемый курящим,изгоняет никотин из листьев табака. Никотин быстро растворяется в воде, поэтому легко всасывается через слизистые оболочки рта, носа, бронхов, а попадая со слюной в желудок, и через стенки желудочно-кишечного тракта.

Нередко говорят, что одна капля никотина убивает лошадь. Да, для смерти животного достаточно очень небольших доз никотина. Если говорить точно, то одной капли чистого никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей массой до полутоны каждая. Такова действительная сила никотинового яда.

Однажды был поставлен такой опыт: к телу курящего приложили нескольких пиявок, а выделенную им мочу дали выпить мышам. Утром, до первой затяжки, с животным ничего особенного не произошло. Но как только человек выкурил первую папиросу, пиявки отвалились в судорогах, а мыши, получившие его мочу, впали в состояние сильного возбуждения.

Даже одна сигарета небезобидна для животного организма. Подсчитано, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, то есть около 50-70 мг для подростка. Но при этом нужно учесть, что растущий организм примерно в два раза чувствительнее к никотину, чем взрослый. Следовательно, смерть может наступить, если подросток одномоментно выкурит полпачки сигарет, ибо в целой пачке как раз и содержится одна смертельная для взрослого доза никотина.

В чем проявляется никотиновое отравление?

Это слюнотечение, тошнота, побледнение кожных покровов, слабость, головокружение, сонливость. Сюда следует добавить чувство страха, головные боли, шум в ушах, учащение пульса и другие расстройства деятельности организма.

Есть описание гибели юноши в результате выкуривания только одной сигареты! А случаи смерти молодых людей от поступления в организм больших доз никотина не столь уж редки. Особенно часты такие случаи при выкуривании

Тест “Что мы знаем о курении?”

При ответе на вопрос, напишите сбоку слово “верно” или “неверно”.

  1. Подростки курят, чтобы “быть как все”.
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в
    результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке
    сигарет, оседает один литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось
    кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция
    воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются
    бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
  10. Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

Ответы для теста

1. верно

2. верно

3. неверно

4. верно

5. неверно

6. неверно

7. неверно

8. верно

9. неверно

10.неверно

Валеологические исследования

Описание наглядного пособия “Курящая кукла”

Наглядное пособие “курящая кукла” опробовано в ряде школ Черемушкинского р. г.Москвы. Оно предназначено для:

  • наглядной демонстрации действия табачного дыма на легкие курильщика;
  • демонстрация низкой эффективности сигаретного фильтра, который
    способен задерживать лишь небольшое количество (около 20%) вредных
    компонентов табачного дыма;
  • вызывания реакции отвращения у детей на запах и вид продуктов курения
    табака.

Чтобы изготовить пособие “курящая кукла”, необходимо иметь детскую куклу среднего размера, резиновую грушу, кусок ваты, одноразовую систему для внутривенного переливания растворов (или просто систему прозрачных трубок), сигарету с фильтром и спички.

Демонстрировать опыт следует в специально оборудованном помещении (кабинета физики, химии, биологии) или в теплое время года, чтобы иметь возможность сразу после проведения опыта проветрить помещение.

Вату следует поместить в стаканчик одноразовой системы переливания или в прозрачную трубку, если система переливания отсутствует.

В начале опыта учитель просит учеников представить, что подобно тому, как сигаретный дым проходит через вату, он проходит и через легкие курящего человека. Затем учитель поджигает сигарету и, втягивая воздух через сигарету с помощью резиновой трубки, груши, “выкуривает” ее до конца.

По мере тления сигареты вата постепенно желтеет. В конце опыта учитель достает вату и, проходя по рядам, всем ученикам демонстрирует ее желтый цвет и предлагает им понюхать “легкие курильщика”. Как правило, это вызывает однозначно негативную реакцию у подавляющего большинства школьников.

Александров А.А. “Курение и профилактика в школе” Москва, 1996.

Опыт с “Курящей куклой”

Поместите небольшой кусочек ваты в утолщение прозрачной трубки. Вставьте в мундштук сигарету и зажгите ее. “Выкурите” сигарету до конца с помощью резиновой груши (не торопитесь закончить опыт, в противном случае эффект не будет очень наглядным). Затем извлеките вату из трубки, разверните и покажите школьникам изменение ее цвета. Обязательно пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату - это значительно усиливает воздействие.

Объясните школьникам, что в опыте они видели воздействие лишь одной сигареты на “легкие” куклы, тогда как курильщик выкуривает много сигарет, и его легкие выглядят значительно чернее и запах от них еще сильнее.

В заключение занятия можно показать слайды, демонстрирующие действие никотина и угарного газа на организм. Объясните школьникам, что при длительном воздействии этих компонентов на человеческий организм развиваются сердечно-сосудистые и бронхолегочные заболевания. (Приложение.)

Стихотворения

Сказки, загадки, пословицы и поговорки

Рассказы и истории

Игры

Кроссворд

Викторина

Анаграммы (последствия курения)

Список использованной литературы