Разработка урока на тему: "Биосинтез белка"

Разделы: Биология


Цели.

  • Изучить процессы транскрипции и биосинтеза белка, познакомить учащихся с генетическим кодом.
  • Развивать умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, сопоставлять.
  • Воспитывать уважение к уникальности живых существ.

Оборудование: компьютерное приложение к учебнику “Общая биология”, набор напечатанных карточек, учебник “Общая биология 10 -11класс” В.Б. Захаров, М.: “Дрофа”, 1999 г., таблица “Биосинтез белка”, таблица “Нуклеиновые кислоты”.

Алгоритм урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

При работе учащимся предлагается таблица “Нуклеиновые кислоты”.

1. Учащимся предлагаются вопросы:

  • В чем проявляется индивидуальность каждого организма? (У каждого своя ДНК, гены и белки).
  • Каково строение ДНК? (Две цепи полимеров закрученные в спираль, мономером является нуклеотид).
  • Что такое нуклеотид? Какие виды нуклеотидов вам известны? (Мономер, имеющий в составе азотистое основание, дезоксирибозу и остаток фосфорной кислоты. В ДНК четыре азотистых основания комплементарных друг другу: аденин – тимину, цитозин – гуанину).
  • Какова функция ДНК? (Хранение наследственной информации).
  • Как кодируется информация в ДНК? (Последовательностью нуклеотидов).

III. Изучение нового материала.

Работа с учебником стр.110.

1. Самостоятельная работа, чтение текста.

Идет изучение свойств генетического кода.

2. Вопросы на понимание.

  • Что такое триплет? (Сочетание трех нуклеотидов).
  • Термин – триплет, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.

  • Что такое избыточность кода? (64 сочетания кодируют 20 аминокислот).
  • Что такое специфичность кода? (Один триплет соответствует только одной аминокислоте).
  • Что означает универсальность кода? (Код одинаков для всех организмов).

Учащие самостоятельно находят ответы на вопросы в учебнике и на доске, по мере изучения, прикрепляются на магниты карточки с напечатанными терминами, и получается следующая схема:

Схему учащиеся записывают в тетрадь по ходу работы.

3. На экран выводится таблица генетического кода.

С помощью таблицы учащиеся обучаются расшифровывать генетический код. Работа с таблицей.

4. Первичное понимание.

Вопросы:

- Найдите, какая аминокислота зашифрована следующим сочетанием – ГТА, ГАГ, ЦТА? (Гистидин, Лейцин, Аспарагин).

5. Постановка проблемы: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре, передается в клетку для синтеза белка?(проблема выписана на доске заранее, но закрыта от учащихся)

Гипотеза (выдвигают дети): информацию должна передать и-РНК, при этом расшифровать ее.

На доске появляется запись:

- учащиеся конспектируют её в тетрадь, по ходу урока запись будет пополняться.

6. Акцент на таблицу “Биосинтез белка”

Объяснение учителя: рисунки в таблице и в учебнике отражают процесс биосинтеза белка только в статичной форме. После этого переход к работе с движущейся моделью.

7. Работа с моделью “Транскрипция” (видеоролик из учебника).

По ходу показа видеоролика идет объяснение синтеза и-РНК.

Термин “Транскрипция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.

К схеме на доске добавляется надпись:

 

 

Нажмите ссылку для запуска демонстрации.

8. Работа с моделью “Биосинтез белка” (видеоролик из учебника)

При работе с моделью учащимся предлагается:

а) просмотр ролика;

б) выдвинуть свои гипотезы, происходящего на экране.

После этого преподаватель исправляет возможные ошибки учеников. При этом вводится понятие “трансляция”.

 

 

Нажмите ссылку для запуска демонстрации.

К схеме на доске добавляется:

Термин “трансляция”, напечатанный на карточке, вставляется в специальный экран для терминов.

9. Возврат к проблеме: как информация из ДНК, находящейся всегда в ядре передается в клетку для синтеза белка?

Вывод. По матрице ДНК в процессе транскрипции строится иРНК, которая переносит информацию в цитоплазму, где на рибосомах происходит ее расшифровка и построение белка. Вывод записывается в тетрадь.

IV. Закрепление.

В качестве закрепления учащимся предлагается решить задачу.

  1. Дан участок правой цепи ДНК:
  2. Т-Т-Ц-Т-Ц-А-Ц-Г-Ц-А-А-А-Г-Т-Ц

    Постройте фрагмент белка зашифрованного в левой цепи гена:

    .

    Ответ к задаче заранее выписывается на доску, но скрыт от учащихся.

  3. После решения выполняется самопроверка. Правильно решившие задачу учащиеся получают оценку в журнал.
  4. Идет рефлексия. Сколько человек справились с работой? Что вызвало затруднение?
  1. Дома.
  2. Учащимся предлагается задача на карточках обратная той, что была решена в классе.

    Построить фрагмент ДНК, кодирующий данный участок белка:

VI. Закрепление.

В качестве закрепления предложить сильным ученикам озвучить видеоролики транскрипции и биосинтеза белка.