Урок-путешествие по теме: "М.Ю. Лермонтов "Парус"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить с биографией (основными фактами) М.Ю.Лермонтова;
  • развивать навыки творческого воображения, выразительного чтения;
  • формировать нравственные и эстетические чувства и убеждения.

Оборудование:

  • карта с изображением моря,
  • романс А.В.Варламова “Парус”,
  • картина А.П.Боголюбова “Марина”,
  • морские ракушки.

Ход урока

1) Оргмомент.

2) Слово учителя.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – урок-путешествие.

В ходе этого урока мы должны познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Парус”, определить его своеобразие. Свой якорь мы будем бросать у гавани Голубая, Ветреная, Лазурная. Закончим свой путь у гавани Морская. Каждая из них приоткроет нам дверь в удивительный мир этого стихотворения. …Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. Возьмите ракушки и, затаив дыхание, послушайте шелест волны, шум прибоя… И у вас возникает желание отправиться в Голубую страну, а своё путешествие мы начнем с гавани Лермонтовская. Помогут нам в этом члены клуба путешественников. Они расскажут нам о М. Ю. Лермонтове.

(Члены клуба рассказывают эпизоды из жизни поэта. Зловещие тайны семьи. Семейная распря. Детство в Тарханах. Московский университет. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)

Ребята, может быть, кто-то из вас хочет рассказать стихотворение М.Ю.Лермонтова.

(Желающие рассказывают стихотворение наизусть) .

А теперь в путь. Оставим позади гавань Лермонтовскую и направим свой парус к гавани Голубая. Стихотворение “Парус” написано Лермонтовым, когда ему было 18 лет. По первому впечатлению очень простое, оно до сих пор вызывает страстные споры. Попробуйте определить своё отношение к этому стихотворению.

(Чтение стихотворения учителем) .

Морская даль сверкает под солнцем, а наш парус бросает якорь у гавани Голубая.

  1. О чем это стихотворение?
  2. Какие картины возникли перед вами при чтении первой строфы?
  3. Какие картины возникли перед вами при чтении второй строфы?
  4. Какие картины возникли перед вами при чтении третьей строфы?

Попутный ветер подхватывает наш парус, затерянный в просторах Моря, и несёт его к гавани Ветреная.

Постоянно ли море, которое изобразил Лермонтов в своём стихотворении?

Докажите, что море непостоянно, опираясь на строки стихотворения.

Итак, безбрежное, постоянно меняющееся, таинственное и непознанное море расстилается перед нами, а наш парус приближается к гавани Лазурная.

  1. Найдите цветовые эпитеты. Что они определяют, характеризуют?
  2. Почему автор говорит “одинокий”?
  3. Каково значение слова “мятежный”?

Мы приближаемся к своему конечному пункту – гавани Морская.

  1. Какие размышления, раздумья возникают у поэта? Как мы узнаём о них?
  2. Почему автор говорит о парусе, как о живом существе?

Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам.

Работу над стихотворением завершим прослушиванием романса А.В.Варламова на эти стихи.

Итог.

  • Понравился вам урок?
  • Довольны путешествием?

А ведь вы не задумывались над тем, что каждый день маленький, но такой надёжный парус переносит вас от гавани к гавани по самому большому в мире океану знаний. И в этом путешествии я каждому из вас желаю новых открытий, которые делают вашу жизнь интересной.

Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение наизусть.

  • Устные иллюстрации к стихотворению.

  • Устные иллюстрации к картине А.П. Богомолова “Марина”.