Урок литературы в 11-м классе по теме: "Человек — высшая на земле ценность"

Разделы: Литература


Задачи урока:

образовательная:

  • закрепление навыков анализа текстов.

развивающая:

  • совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов;
  • развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями текста;
  • развитие умения аргументировано излагать собственную точку зрения.

воспитательная:

  • воспитание чувства ответственности за собственное дело, чувства долга, человеколюбия.

Оборудование:

  • тексты “Клятва Гиппократа”;
  • отрывок из рассказа М.А. Булгакова “Вьюга”;
  • энциклопедические словари и другая справочная литература.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы будем обсуждать проблему личной ответственности за свое дело. Касаться наш разговор будет медицины и работы врача.

Организация беседы.

  • Есть ли среди ваших близких врачи?
  • Как бы вы охарактеризовали профессию врача?
  • Какова степень ответственности врача за выполняемую работу?
  • Хотели бы вы посвятить себя в будущем медицине?

 2.Первичное знакомство с текстами и заданиями.

Цель: подготовить выразительное чтение текстов.

Учащимся предлагается познакомиться с текстами

“Клятва Гиппократа” отрывком из рассказа “Вьюга”.

3.Работа с текстами на содержательном уровне.

Текст “Клятва Гиппократа”.

Организация словарной работы.

Учащимся предлагается объяснить имена собственные, упомянутые в тексте. Для этого предлагается воспользоваться материалами энциклопедии.

Учащимся каждой группы предлагается воспользоваться энциклопедическими словарями и справочниками.

Апполон – из древнегреческой и древнеримской мифологии. Первоначально – божество, связанное с культом производительных сил земли и отвращающий от людей болезни и беды. так возникли его функции: бог-целитель, бог-прорицатель, а затем бог мудрости, покровитель искусства.

Асклепий – древнегреческая мифология – бог врачевания. При храмах Асклепия, где служители (асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские Школы, в которых греческая медицина достигла значительного для своего времени развития. Говорят, что даже воскрешали мертвых.

Гигиея – греческая мифология – богиня здоровья, дочь Асклепия. Отсюда слово “гигиена”.

Панакея – древнегреческая богиня – “всеисцеляющая” панацея – лекарство, исцеляющее от всех болезней у алхимиков.

Выразительное чтение текста.

Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух.

Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированные высказывания.

Беседа по содержанию.

Какие мысли и эмоции вызывает у вас “Клятва Гиппократа”?

Каким предстаёт перед нами врач в произведении?

Текст “Вьюга”.

Выразительное чтение текста.

Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух.

Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированные высказывания.

Беседа по содержанию.

Что вы можете сказать о враче N-ской больницы?

Как бы вы озаглавили данный текст? Какие слова текста использовали бы для этого?

4. Сопоставление.

Учащимся необходимо провести сопоставление текстов, и определить, что их сближает. Свое мнение предлагается подтвердить с помощью текстов.

5.Лингвистический анализ текстов.

Организуется работа в группах.

Задача: ознакомиться с вопросами, представить собственное мнение, обсудить мнения членов группы, приготовиться представить общее мнение группы классу.

Время работы 15-20 минут.

“Клятва Гиппократа”.

Вопросы и задания:

  1. Определите стиль данного текста. Ответ аргументируйте.
  2. Рассмотрите текст на лексическом уровне. Каковы особенности лексики?
  3. Рассмотрите текст с точки зрения употребления частей речи.
  4. Каковы синтаксические особенности клятвы?
  5. Оцените текст с точки зрения эмоциональности.
  6. Выпишите старославянизмы. Какова их роль в тексте?

Старославянизмы:

  1. Отвлеченные понятия: разумение, наставление, учение, причинение, несправедливость, сечение.
  2. Научные понятия: сечение, лечение, болезнь, абортивного.
  3. Безвозмездно, воздерживаясь, предоставив, страдающих, неправедный, жизнь.

“Вьюга” М.А. Булгакова.

Вопросы и задания

  1. Определите стиль. Аргументируйте ответ.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите основную мысль текста.
  4. Отметьте употребление имён числительных. Какова их роль?
  5. Каким предстает перед нами врач N-ской больницы?
  6. Какие языковые средства художественной выразительности использовал автор для создания образа врача? Аргументируйте ответ.

Заслушивание ответов групп. По ходу ответов одной группы другая может дополнять, задавать уточняющие вопросы. Поощряется высказывание аргументированной точки зрения, умение вести дискуссию.

6.Подведение итогов урока.

- Каким, по вашему мнению, должен быть современный врач?

- Какие черты характера должны быть ему присущи?

- Каким должно быть отношение врача к собственному делу?

- Изменилось ли положение врача, степень его ответственности за дело за прошедшие века?

7.Домашнее задание.

Учащимся предлагается обсудить дома с родителями тему и содержание урока.

Написать эссе на тему:

“Эвтаназия. Какой должна быть позиция врача?”.

Для этого подобрать тексты из периодической печати или в Интернете по данной теме.

Тексты, использованные на уроке

Отрывок из рассказа “ВЬЮГА”

Я же, врач N-ской больницы, после того как отнял ногу у девушки, попавшей в мялку для льна, прославился настолько, что под тяжестью своей славы чуть не погиб. Ко мне на приём по накатанному санному пути стали ездить сто человек крестьян в день. Арифметика – жестокая наука. Предположим, что на каждого из ста моих пациентов я тратил по пять минут. И, кроме того, у меня было стационарное отделение на тридцать человек. И я ведь делал операции. Одним словом, возвращаясь из больницы в девять часов вечера, я не хотел ни есть, ни спать, ни пить. Ничего не хотел, кроме того, чтобы никто не приехал звать меня на роды. И в течение двух недель по санному пути меня ночью увозили раз пять. Тёмная влажность появилась у меня в глазах, а над переносицей легла вертикальная складка, как червяк. Ночью я видел в зыбком тумане неудачные операции, обнаженные рёбра, а руки свои в человеческой крови и просыпался, липкий и прохладный, несмотря на жаркую печку-голландку. На обходе я шёл стремительной походкой, за мной шёл фельдшер.

останавливаясь у постели, на которой тая в жару и жалобно дыша, болел человек, я выжимал из своего мозга всё, что в нём было. Пальцы мои шарили по сухой пылающей коже, я смотрел в зрачки, постукивал по рёбрам, слушал, как таинственно бьет в глубине сердце, и нёс в себе одну мысль: как его спасти? И этого! Всех! Шёл бой. Каждый день он начинался утром при бледном свете снега, а кончался при жёлтом мигании пылкой лампы – “молнии”. Я написал в уездный город и напомнил о том, что на N-ском участке полагается и второй врач. Через три дня пришёл ответ. Заключали письмо некоторые приятные отзывы о моей работе. Окрылённый ими, я стал накладывать гипсовые повязки. Во вторник приехало не сто, а сто одиннадцать человек. Заснул я, стараясь угадать, сколько будет завтра, в среду. Мне приснилось, что приехало девятьсот человек. Утро заглянуло в окошко спальни как-то особенно бело. Я открыл глаза, не понимая, что меня разбудило. За окном творилось что-то, мной еще никогда не виданное. Вертело и кружило белым косо и криво, вдоль и поперек, словно чёрт зубным порошком баловался.

По рассказу М. Булгакова “Вьюга”

“Клятва Гиппократа”

Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.