Тема урока: "Промыслы и ремесла на Кубани". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1.Дать первичные сведения о промыслах и ремёслах жителей Кубани;

2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;

3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении материалов по истории Кубани, написании творческих работ;

4.Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, изображающие тружеников Кубани, кассеты с записью песен о труде и людях труда ,предметы быта (плетённые корзинки, гончарные изделия, кукла-кубаночка ,вышитые полотенца, изделия из кожи и войлока),опорные карточки со словами, карта Краснодарского края.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Введение в тему урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды (на доску вывешивается табличка РЕМЕСЛЕННИКИ).

-А кто из вас знает значение этого слова?

3. Сообщение темы и цели урока.

-Тема нашего урока: промыслы и ремёсла на Кубани.

-Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, хуторов. городов и посёлков, окружают столицу нашего края . А чем знаменит любой населённый пункт?(людьми).

-Конечно, жителями, которые прославляют своим трудом свой край и свою страну.

-Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

-Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

4. Основная часть урока ( в виде путешествия по станциям ).

(Рассказ о ремёслах идёт на фоне песен о Кубани ,о тружениках Кубани)

А)

-Мы отправляемся с вами в небольшую станицу и заглянем в мастерскую, в которой трудятся люди, занимающиеся художественной обработкой дерева. Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из дерева! (обратить внимание на выставленные предметы быта).

-Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Б)Самостоятельная творческая минутка.

- Ребята. попробуйте представить себя мастером -художником по дереву.

- На листочках, которые лежат у вас на партах, нарисуйте эскиз деревянного бочонка для мёда (3 минуты).

В)

-Следующая мастерская гончарная (вывешивается табличка ГОНЧАР).

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах (вывешиваются на доску слова: ГЛЭЧИКИ,КОРЧАГИ, МАКИТРЫ).

Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих пор.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района).

Г)Работа в парах детских мастерских (5 минут).

-Ребята, а сейчас устроим мини-соревнования. Из материалов, которые лежат у вас на партах в конвертах, вы должны склеить небольшие кувшинчики, с простым орнаментом. Итак, за дело!

Д)Оценивание выполненных работ.

Е)

-Следующий ремесленник занимается редким делом- это ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ(опорное слово вывешивается на доску).Это одно из древнейших народных промыслов восточных славян.. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла (обратить внимание на предметы, выставленные на выставке).

Ж)

-Следующий мастер-кузнец, но не простой , а кузнец-художник. Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная. В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки), меандровый. Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

З)

-Посмотрите, кто у нас в гостях. Настоящая кукла-казачка, обратите внимание на её костюм…Традиции южнорусской и украинской культур нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме и мужской не форменной одежде. Надо отметить, что форменный костюм для казаков был единый и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог и в зимнее время бурки и башлыка. Традиционный женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века, в нем сильны традиции украинской народной одежды. Основой этого женского костюма является рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно были богато орнаментированы вышивкой. Орнамент цветочный, растительный, геометрический. Покрой рубахи прямой свободный. Низ подола часто украшался мережкой, прошвой, техника вышивки – крест. Головными уборами казаков были шапки-папахи из овчины. В XIX веке они были высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века стали шить низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешалось носить соломенную шляпу в форме котелка – так называемую «брыль». В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы – кокошники.

Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел. В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги. Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», проводимые краевым научно-методическим центром культуры, способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам и жанрам народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства постоянно растёт.

И)

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома..

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

5.Итог урока.

-Вспомните, кто такие ремесленники?

-Какие промыслы и ремёсла наиболее распространены на Кубани?

-Какие названия профессий вы запомнили?

-Какие изделия создают люди этих профессий?

-А есть ли у вас дома какие-то предметы, созданные руками народных умельцев?

6.Обобщение.

-И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..

мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

-Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…